Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Использование приёма «Синквейн» как способа развития смыслового чтения у младших школьников

Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 

Кламм О.Н.,

учитель начальных классов

КГУ «Средняя школа №21»,

г. Петропавловск,  

Сагындыкова З.Е.,

 учитель начальных классов

КГУ «Алкатерекская СШ»,

Акжарский район, 

Северо-Казахстанская область,

Ильясова А.Ш.,

старший преподаватель

кафедры «Дошкольное воспитание и начальное обучение»

ФАО «НЦПК» «Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»,

г. Петропавловск


Приоритетным  направлением новых образовательных стандартов является  формирование универсальных учебных  действий, обеспечивающих школьникам способность  к саморазвитию и самосовершенствованию и обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться.  Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными   технологиями.

 

Изучая  современные  подходы к обучению, меня  заинтересовала тема построения урока, с использованием технологии критического мышления. Критическое мышление - это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Использовать  приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, пройдя курсы третьего уровня. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».

 

Работая в начальной школе, зная особенности интеллектуального развития младшего школьника, я понимаю, что в основе учебной мотивации младшего школьника лежит ожидание нового, интерес к нему. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения. Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос : создание синквейнов.

 

Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления.

 

Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в любой сфере обучения, все это даст вам искусство написания синквейнов.

 

Метод синквейна в обучении очень часто используют педагоги как метод проверки уровня знаний учеников в какой-то теме. Но это далеко не единственное и даже не самое интересное применение метода синквейна. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, а также что думают обучающиеся на уровне ассоциаций о теме, на которую пишется синквейн. Поэтому синквейн кроме обучения используется и в психологии для понимания истинных ассоциаций человека в отношении, какого либо события. Метод синквейна можно использовать в обучении и в самом начале урока, для того чтобы понять что уже знают ученики о той теме, которая будет обсуждаться на уроке. А по результатам написания синквейна уже можно будет подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими темы.

 

Также метод написания синквейна можно использовать и во время урока, чтоб понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении.

 

А в конце занятия или пройденной темы самое интересное, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной темы. Собрав такое значительное количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.

 

Правила написания синквейна:

  • 1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
  • 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
  • 3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
  • 4 строка – фраза из четырёх  слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
  • 5 строка – слово-резюме, ассоциация, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу.

Какие приёмы работы учащихся можно использовать в начальной школе?

  • Составление нового синквейна.
  • Добавление слов или строчек для отражения сути синквейна.
  • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
  • Коррекция и совершенствование готового синквейна.
  • Анализ синквейна без указанной темы и определение этой темы.
  • Написание рассказа по синквейну.
  • Пересказ с помощью синквейна.

Какие формы организации работы с синквейном можно предложить учащимся начальной школы?

  • Самостоятельно при выполнении домашнего задания.
  • Самостоятельно на уроке.
  • В составе группы с последующим конкурсом между группами на лучший синквейн.
  • В составе группы при поддержке учителя, который выступает в роли ведущего, помогающего группе составить синквейн.
  • При выполнении контрольного задания на составление синквейна.

Работать над синквейном  нравится всем учащимся. СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев:

 

1.Солнце.

2. Весёлое, доброе.

3.Дарит, греет, веселится.

4. Солнцу рады все.

5. Добро.

(2 класс. Лит. чт. Тема: «Солнце и Туча». Дж. Родари.)

Говорим о Родине, о красоте родной природы:

 

1. Степь.

2. Широкая, бескрайняя.

3. Привлекает, оберегает, встречает.

4. Родная, любимая земля!

5. Родина.

(2 класс. Лит. чт. Тема: «О, степь моя!»». С. Мауленов.)

 

Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Это даёт возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему.  Например, при изучении темы по познанию мира во втором классе « Свойства воды», проводя рефлексию урока, каждая группа составляла  синквейн «Вода»:

 

1. Вода.                                                     

2. Жидкая, прозрачная.                             

3. Моет, питает, течёт.

4. Без воды нет жизни.                             

5. Жизнь!                                                    

 

1. Вода.

2. Текучая, безвкусная. 

3. Утоляет, течёт, поит.

4. Вода-источник жизни.

5. Жизнь.

 

На уроках русского языка во втором классе при подготовке к написанию изложений или сочинений, я также использую синквейн, но уже готовый. Например, даю ученикам синквейн:

 

1. Белка.

2. Маленькая, весёлая.

3. Сидит, грызёт, прыгает.

4. Весёлое и забавное животное.

5. Зверёк.

 

Дети сами определяют тему сочинения, определяют, что это сочинение – описание животного. Далее ученики по строчкам синквейна составляют текст сочинения, составляют план, пишут сочинение.

 

Например, на уроке литературного чтения в 3 классе при работе над текстом М.Кабанбаева «Сам пропадай, а друга выручай», синквейн помог учащимся подготовиться  к пересказу. Но прежде была проведена подготовительная работа. Сначала ученики ознакомились с текстом, прочитав его. Дали характеристику главным героям и их поступкам. Синтезируя весь материал  текста, ученики составили синквейн, перед составлением были оговорены критерии. Составить синквейн  так, чтобы по нему можно было подготовить пересказ текста. Домашнее задание к этому уроку : подготовить пересказ текста по синквейну.

 

На уроке математики при знакомстве  с фигурой, к примеру, треугольник, я ученикам даю готовый синквейн:

1. Треугольник

2. Равнобедренный, равносторонний

3. Чертим , измеряем, находим

4. Геометрическая фигура

5. Многоугольник


- Прочитайте синквейн.

- По синквейну определите тему урока.( треугольник)

- А что такое треугольник? ( геометрическая фигура)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? ( чертить , измерять треугольник)

 

В данном случае ученики провели анализ синквейна без указанной темы и самостоятельно определили  тему «Треугольник»

 

Эта работа даёт  учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает и осмысливает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, работая по синквейну,   учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

 

 На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.
  2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.
  3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.
  4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.

 

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития обучающихся на уроках, метода, который позволяет быстро получить результат. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные.  Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.

 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика