ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБОБЩЕНИЯ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Нурмаганбетова В.И.,

главный специалист отдела методического обеспечения

инновационного развития ФАО «НЦПК «Өрлеу»

ИПК ПР по г. Астана

 

«Передается мысль, выведенная

из опыта, но не сам опыт»

К.Д. Ушинский

 

Деятельность учителя является по своей природе творческой. Педагогическое творчество проявляется в процессе воспроизведения известных знаний и опыта, их адаптации и преобразования. В результате формируется мастерство и собственный педагогический опыт, который может стать образцом для других учителей.

Air Jordan

Передовой педагогический опыт – это отвечающая современным требованиям, доступная для воспроизведения практика учителя, содержащая элементы творческого поиска, новизны в решении педагогических задач, обеспечивающая высокие и устойчивые результаты обучения.

Передовым педагогическим опытом могут быть технологии обучения или их элементы, методика обучения, воспитания и оценивания, авторская программа, алгоритмы учебных действий по предмету, система методических приемов (педагогическая техника), средства обучения (учебник, учебное пособие и др), цифровые образовательные ресурсы, эффективная система мотивации учения и т.п.

Обобщить опыт своей работы могут педагоги независимо от стажа работы и категории. Новые правила аттестации педагогов подразумевают постоянный процесс обобщения опыта в межаттестационный период. При присвоении категории (педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер) учитывается, на каком уровне (районном, городском, областном, республиканском или международном) обобщался его педагогический опыт.

Обобщение передового педагогического опыта - это вычленение главной изюминки, конкретной идеи опыта, который предлагается для использования другим педагогам. Опыт будет передовым, если опирается не на традиционные, а на новые педагогические концепции. Обобщить – это еще и обосновать продуктивность и перспективность идеи, раскрыть условия её реализации, выявить объективные требования и правила воспроизведения, творческого использования и развития представленного опыта.

Обобщение опыта – это, в первую очередь, аналитическая деятельность. Педагогу необходимо провести системный анализ своей педагогической деятельности, выстроить модель работы, соотности ее с идеальной моделью.

В какой форме можно представить результаты аналитической деятельности по обобщению передового педагогического опыта?

Формы обобщения могут быть самыми различнымы: публикации, мастер-класс, открытый урок, защита авторских разработок и проектов, видеофильм, банк педагогического опыта, методическая неделя, методические рекомендации, научно-методическая, научно-практическая конференции, общественная презентация опыта, панорама педагогических идей, педагогическая мастерская, школа передового педагогического опыта, методическая выставка, педагогическая экскурсия и другие. Остановимся более подробно на некоторых их них.

Одной из форм обобщения передового педагогического опыта, получивших широкое распространение среди педагогов в последнее время, является статья (в журнале, сборнике и т.п.).

С позиции жанра педагогические статьи могут быть обзорные, аналитические, научно-исследовательские, проблемные, теоретические, прикладные и т.д.

Обзорная статья готовится по результатам изучения педагогической литературы по теме опыта. Главные элементы обзорной статьи: объем обозреваемой литературы, время их выхода в свет, издательства, типы литературных источников, точка зрения о них автора статьи, оценка уникальности и важности полученных данных.

Аналитическая статья – статья, представляющая анализ факторов, позволивших учителю на практике найти решение той или иной педагогической проблемы и сформировать собственый опыт.

Научно-исследовательская статья – это статья, в которой автор излагает результаты собственного исследования. Главные элементы научной статьи - цель исследования, краткое описание эксперимента, методы и место проведения исследования, результаты, выводы и перспективы опыта.

При написании статьи по обобщению передового педагогического опыта необходимо придерживаться определенной структуры: введение, основная часть, заключение, список литературы.

Во введении следует акцентировать внимание на актуальности обозначенной проблемы, степени новизны и значимости представленного опыта для практики. В основной - части выделить и описать главные идеи и существенные характеристики собственного педагогического опыта, передать признаки, отличающие ваш опыт от массового. В заключении обязательно подвести итоги опыта, сформулировать выводы о его результативности, определить перспективы развития. Список литературы содержит библиографические сведения о цитируемых или рассматриваемых источниках.

Мастер-класс как форма обобщения и распространения передового педагогического опыта становится все более популярной, так как в процессе его проведения идет непосредственная демонстрация опыта при активной роли всех участников.

Мастер-класс технологически достаточно сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению. При разработке важно учитывать, что цель мастер-класса не сообщение информации, а переча продуктивных способов деятельности Мастера. Главный результат мастер-класса - овладение участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, формирование мотивации к применению вашего опыта в собственной практике.

По содержанию мастер-класс наряду с практической направленностью и видимой результативностью должен быть надпредметным. Надпредметность позволит участникам переложить ваш опыт на свою деятельность.

Этапы мастер-класса:

1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером: основные идеи передового педагогического опыта, достижения в работе, доказательства результативности и эффективности, проблемы и перспективы.

2. Представление системы учебных занятий.

3. Имитационная игра. Участники выполняют две роли одновременно: обучающихся и экспертов. Мастер демонстрирует свой опыт.

4. Моделирование. Самостоятельная работа участников по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме опыта Мастера. Мастер консультирует, управляет, проводит обсужение авторских моделей.

5. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и участников.

Открытый урок – традиционная, основная форма обобщения передового педагогического опыта. В настоящее время широко практикуется видеозапись урока, позволяющая наглядно запечатлеть ключевые моменты опыта учителя.

На открытом уроке учитель показывает преимущества совего опыта в действии, мастерство в решении методических проблем. Самоанализ открытого урока отражает угол зрения педагога на эффективность процесса преподавания и учения в контексте главных идей передового педагогического опыта.

При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу, кроме того, урок должен быть «живым», ни в коем случае не отрепетированным. Это позволит коллегам отметить возможности для воспроизведения опыта.

Банк педагогического опыта – форма обобщения передового педагогического опыта, представляющая собой систему фиксирования, классификации, хранения, поиска и распространения информации о педагогическом опыте. Банки педагогического опыта могут создаваться на уровне школы, района, области, региона.

Банк педагогического опыта согласно Положения действует на базе ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по г. Астана. Для размещения работы в банке педагогического опыта учителю необходимо представить работу и пройти поэтапную процедуру экспертизы: во-первых, через научно-методический совет Центра модернизации образования города, во-вторых, через Экспертный совет филиала.

Методическая выставка как форма обобщения передового опыта является публичной демонстрацией достижений учителя. Работы к выставке оформляются по требованиям к методическим материалам, обязательно содержат рецензию. После выставки работы размещаются в библиотеке или в методическом кабинете. В ходе выставки посетители высказывают мнения о представленных материалах в книге отзывов. Специально созданная комиссия на основании критериев оценивания и отзывов оценивает работу учителя. Полученная оценка может учитываться при отборе материалов для участия в семинарах, конференциях более высокого уровня, а также при аттестации.

Панорама педагогических идей - демократичная форма самообщения и пропаганды передового опыта словесно-иллюстративным методом перед широкой аудиторией. Учитель имеет возможность охватить мыслью и взглядом систему своего опыта, выделить в нем главное, основные идеи опыта, определить их роль и влияние на результативность работы.

Педагогические чтения также предполагают анализ, осмысление и обобщение учителем своего опыта. По результатам обобщения он готовит доклад, отражающий теорию и практику работы, выступает сначала на заседании методического объединения или на педсовете школы, потом на городском, республиканском уровне.

Педагогические экскурсии к педагогу-мастеру проводятся с целью обобщения и изучения передового опыта. При этом посетители наглядно видят условия организации работы педагога-мастера и реализации на практике передовых методов, приемов обучения.

Видеофильм об учителе - форма обобщения, которая представляет педагога-мастера как целостную, гармоничную личность. Видеофильм делается, чтобы показать педагогический артистизм, импровизацию и творчество, одаренность и профессионализм педагога.

Обобщить свой опыт учитель может при подготовке семинаров и практикумов для коллег, интересующихся его опытом и стремящихся к применению на практике. На семинарах и практикумах рассматривается теоретический материал, методические вопросы частного характера, изучается, анализируется опыт педагога участниками, делаются обобщения и выводы.

Таким образом, разнообразие форм обобщения передового педагогического опыта позволяет учителю рассмотреть свой опыт в различных аспектах, в разной степени глубины, показать условия реализации, результаты обучающихся, произошедшие качественные изменения в педагогическом процессе, выявить проблемы и перспективы дальнейшего совершенстования.

 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика