Одаренность и интеллект младшего школьника.

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Пырлик Людмила Ярославовна

Преподаватель ФАО «НЦПК«Өрлеу»

«ИПК ПК по г. Астана»

      Кто такой одаренный ребенок? Что такое одаренность? Ни педагогика, ни психология не могут дать однозначного ответа. Психологи характеризуют одаренность как понятие условное и временное. Условное, потому что многое зависит от того, как будет развивать свои способности одаренный ребенок, где, кто и как станет с ним заниматься. В настоящее время существует около 100 определений одаренности, причем все они не универсальны.

FASHION NEWS

   На сегодняшний день есть несколько гипотез, теорий. Основу одаренности образуют врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы (задатки), которые развиваются в результате специально организованной деятельности в способности. Учителю важно знать разные теории, которые помогут в исследовании и определении одаренностей обучающихся для их развития и внедрения дифференциации в процесс обучения.

   Общая одаренность проявляется в высоких и ровных достижениях при выполнении различного рода интеллектуальных заданий, результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей.

   Специальная одаренность проявляется в успешности выполнения какой – либо специальной деятельности.

Н. С. Лейтес выделяет три категории детей, которых в практике обычно и принято называть одаренными:

     - дети с высоким IQ;

     - дети, достигшие успехов в каком-либо виде деятельности;

     - дети с высокой креативностью.

Д. Рензулли построил трехкольцевую модель одаренности:

     - интеллект выше среднего;

      - усиленная мотивация;  

     - «творческость».

     Казахстанский ученый Караев разработал теорию разноуровневых заданий, что соответствует сегодня трем целям урока – все, большинство, некоторые:

1 уровень. Задания направлены на припоминание и актуализацию усвоенных знаний без их изменений.

2 уровень. Задания в измененной ситуации, на описание, припоминание, сравнение и упорядочение изученного материала, решение задач, требующих преобразования знаний.

3 уровень. Задания познавательно – поискового проблемного характера, направленных на самостоятельное приобретение знаний.

Правила

1.Не дотягивать учащихся до единого уровня, а создавать условия в меру потребностей.

2. Последовательное усвоение и сдача уровней.

3. За занятие можно сдать одну тему.

4. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из предложенных заданий, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.

5. При выполнении практического задания можно выбрать любой уровень заданий и повысить отметку.

6. Главными принципами являются: открытость, взаимопомощь, доброжелательность, право на мнение и ошибку.

    Гарднер выделил 8 типов интеллекта на основе специфических талантов, навыков и интересов: вербально-лингвистический, межличностный, логико-математический, телесно-кинестетический, музыкальный, внутриличностный, пространственный, натуралистический.

       Каждый из этих интеллектов может быть развит и усилен, чтобы дети учились соответственно своим возможностям (а не ниже их) и достигали лучших результатов (таблица Гарднера): создавать эффективные продукты, решать жизненные проблемы, приобретать новые знания через решение проблем.

Развивать и внедрять в практику данные теории позволят идеи обновленной программы: спиральная образовательная программа подчеркивает, что даже самый сложный материал может быть понятен детям, если он правильно организован и представлен, где информация усиливается и укрепляется каждый раз,

Особо значимыми в данном вопросе являются три основных подхода в исследовании в рамках обновленной программы в процессе обучения:

  • структурированное исследование, учитель предоставляет методы обучения, учащийся следует и объясняет, делает выводы;
  • направленное исследование - учащиеся выбирают собственный путь, из предложенного учителем;
  • открытое исследование - учащиеся могут выбирать самостоятельно свое задание и метод ответа на вопрос.

   Данные идеи напрямую связаня с принципами развития одаренности:

- поощрение всех форм исследовательской деятельности,

- основополагающий характер тем и проблем для изучения,

- активные, проблемно-диалогические методы обучения,

- высокий уровень самостоятельности учащихся в процессе.

- интеграция тем и проблем при изучении содержания,

- открытый характер проблем и вопросов для изучения,

- направленность на развитие творчества и мышления,

- создание условий для духовного и личностного роста учащихся.

   Каковы же условия развития интеллекта? Рассмотрим их:

- Групповая, парная и индивидуальная работа на всех этапах в зависимости от цели с  использованием активных видов деятельности;

- Разнообразные способы предоставления и исследования учебного материала;

- Использовать возможности ИКТ;

- Сопровождать свои записи на доске, флипчарте, рисунками, схемами, диаграммами составленными совместно с учениками;

- Индивидуальный или групповой проект или исследование на уроке - часть учебного процесса;

- Оборудование кабинета должно включать различные наборы предметов и оснащения для развития всех типов интеллекта.

       Можно сказать, что идеи обновленной программы и предоставляют все эти возможности и условия. Все будет зависеть от мастерства и творчества учителя.

     Для развития одаренностей и интеллекта можно рекомендовать упражнения развития интеллекта:

№1: Постоянно делать записи, когда Вы записываете, Вы анализируете информацию глубже, развивая критическо мышление.

№2: Разрыв шаблона, добавьте в свою деятельность что-нибудь для Вас нехарактерное, непривычное.

№3: Обучение новому. Начните искать новую информацию и преобразовывать полученные знания в навыки, компетенции.

№4: Головоломки, особенно составленные самостоятельно, развивают логическое и пространственное мышление.

№5: Игры. Развивающие игры. На первом месте – Шахматы, которые развивают логику и дальновидение

№6: Бальные танцы. Занимаясь ими вы думать о каждом движении, о партнере, об осанке, о музыке, о том, что Вы будете делать через секунду.

№7: Изобразительное искусство поможет активизировать многие отделы мозга.

№8: Копирайтинг. Обработка накопленной информации .Анализ-Синтез-Решение задач-Поиск подхода-Выбор оптимального варианта-Фильтрация лишних данных-Запоминание.

     Одаренность – это великий дар, который открывает перед нами двери в самые разные уголки вселенной, позволяет стать частью жизни и открыть в себе неведомые раннее тайны. Но, пожалуй, самым великим даром было, есть и будет – способность любить и быть любимым. Любите себя, свое дело и у вас все получится.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика