Самостоятельная работа как одна из форм развития профессиональной компетентности студентов

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Кусаинова А.Т.

начальник отдела МОИР

ФАО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР

по г. Астана»

Инновационное развитие Казахстана, экономическая и социальная модернизация общества немыслима без качественного образования, главной задачей которой является соответствие современным требованиям и потребностям развития экономики страны в целом. Главным показателем любого государства являются образованные, компетентные, знающие свое дело специалисты, конкурентоспособные на рынке труда, готовые креативно решать профессиональные задачи, имеющие широкий кругозор мировоззрения,

Air Jordan 11 Retro black varsity red white -.Nike Air Jordan 11 (XI) Retro Black / Varsity Red - White, Price: $71.99 - Air Jordan Shoes

Основная задача колледжей – формирование творческой личности специалиста, обладающего не только стандартным объемом теоретической и практической подготовки, но и способного к саморазвитию, самообразованию, повышению своего профессионального интеллектуального уровня. Модернизация системы технического профессионального образования диктует необходимость перестройки образовательного процесса в соответствии с запросами общества и индустриально-инновационного развития экономики. Переход на дуальное обучение предусматривает сокращение часов теоретического обучения и увеличение часов практики. А это означает, что необходимо многие вопросы дать студентам на самостоятельное изучение, когда он из пассивного получателя знаний становится активным творцом, умеющим формулировать проблему, находить пути решения, доказать правильность полученных результатов.

Современный урок – это самостоятельность обучаемого, основу которого

составляет принцип: «Учиться самому и обучать другого».
Согласно исследованиям Р. Карникау и Ф. Макэроу при обучении человек усваивает: 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% - услышанного и увиденного; 80% - того, что говорит сам; 90% того, до чего дошел в деятельности. Отсюда можно сделать вывод, что необходимо формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

По словам педагога Подласого И.П «самостоятельная работа – эта деятельность учеников, направленная на овладение знаниями, умениями, способами их применения на практике, которая проводится без участия учителя». Самостоятельная работа позволяет углубить знания, формировать интерес к познавательной деятельности, развивать познавательные способности обучающихся.

П.И. Пидкасистый выделил пять уровней самостоятельной работы.

Первый уровень - дословное и преобразующее воспроизводство информации.

Второй уровень - самостоятельная работа по образцу.

Третий уровень - реконструктивно-самостоятельная работа (составление кроссвордов, интервью, рассказ и т.п.).

Четвертый уровень - самостоятельная эвристическая работа.

Пятый уровень — творческая (исследовательская, опытническая) работа.

Таким образом, при определении уровня самостоятельной работы необходимо учитывать степень подготовленности студента. Преподаватель должен четко поставить цель перед студентами, дать алгоритм выполнения задания, рекомендовать литературу, установить критерии оценки.

Самостоятельная работа – совокупность всей самостоятельной деятельности студента в учебной (аудиторной) и во внеучебной (внеаудиторной) деятельности. Аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами, а также предполагает использование активных методов и приемов, инновационных подходов овладения знаниями, способствующие обучению с учетом потребностей и возможностей обучаемого.

Аудиторная самостоятельная работа бывает: фронтальной, групповой, индивидуальной. Можно выделить:

  1. 1. Лекции с «дополнением».

Студенты составляют или следят за планом чтения лекции, прорабатывают конспект лекции, дополняют конспект с использованием рекомендованной литературы. В лекциях имеются вопросы для самостоятельной работы студентов, указания на источник ответа в литературе. В ходе лекции возможны так называемые «дополнения» – выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана. Допустимы, опережающие задания для самостоятельного изучения фрагментов будущих тем занятий, лекций.

  1. 2. .«Генераторы» и «Эксперты»

В ходе занятия группа делится на 2 подгруппы. «Генераторы» получают задания творческого характера. За определенный период времени им необходимо предложить свои варианты решения. По окончании отведённого времени «в бой» вступают «эксперты». В ходе дискуссии принимаются лучшие предложения и команды меняются ролями.

3. Создание проектов. Преподаватель и студент выбирают тему, раскрывают перспективы исследования, вырабатывают план действий, определяют источники информации, способы сбора и анализа информации. В процессе исследования преподаватель опосредованно наблюдает, дает рекомендации, консультирует. После завершения и представления проекта студент участвует в оценке своей деятельности.

4. «Помоги себе» - создание шпаргалки.

Нетрадиционный метод, вызывающий повышенный интерес студентов к возможности поучаствовать в создании «творческого продукта». Способствует развитию и формированию умений мыслить нешаблонно, обобщать информацию в микроблоки, глубоко прорабатывать материал, систематизировать ключевые понятия, термины, формулы. Студенты создают «именной» пакет шпаргалок – ответов на вопросы, вынесенные на зачет, либо на экзамен. Преподаватель проверяет ответы на соответствие технологическим требованиям.

Использовать «шпаргалку» можно в следующих случаях:

  • личная просьба студента при затруднениях;
  • только при ответе за столом преподавателя;
  • время просмотра не более 2 минут , если студент материал
  • знает, то этого времени достаточно).

Преимущества данного метода:

  1. 1.При составлении шпаргалки у студента формируются определенные знания.
  2. 2.Формируются навыки самостоятельной работы.
  3. 5.Составление конспектов.

Существуют два разных способа конспектирования – непосредственное и опосредованное.

  1. 1.Непосредственное конспектирование – это запись в сокращенном виде сути информации по мере ее изложения.
  2. 2.Опосредованное конспектирование начинают лишь после прочтения (желательно – перечитывания) всего текста до конца, после того, как будет понятен общий смысл текста и его внутренние содержательно-логические взаимосвязи. Логическую последовательность содержания можно понять, лишь дочитав текст до конца и осознав в целом его содержание.

Опосредованное конспектирование возможно применять и на лекции, если перед началом лекции преподаватель будет раздавать студентам схему лекции (табличка, краткий конспект в виде основных понятий, алгоритмы и т. д.).

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия, выступающее как важнее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов.

1. Аннотирование книг, статей. Это сжатое изложение основного содержания текста для подготовки к семинарам. В отличие от реферата дает представление не о содержании работы, а лишь о её тематике.

2. Написание доклада, реферата.

При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники, систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения.

3. Самостоятельная работа в Интернете для поиска информации в сети; создания тематических web-страниц и web-квестов.

4. Составление глоссария

5. Систематизация информации в рамках логической схемы с наглядным графическим её изображением

6. Формирование информационного блока - сбор, систематизация, переработка информации, отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы, а также практические её аспекты.

7. Выполнение кейс – заданий – разбор практических проблемных ситуаций.

8. Разработка индивидуального или группового проекта

9. Составление тематического портфолио работ.

10. Выполнение курсовых проектов и работ;

11 Подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

       Таким образом, самостоятельная работа студентов является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в техническом и профессиональном образовании. Способствует формированию навыков самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, профессиональной самостоятельности и мобильности будущего специалиста.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика