Эйдетика, как средство развития познавательных процессов

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Каженова Зура Жанатовна

ГККП ясли-сад «Болашак» г. Петропавловска,

воспитатель

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он усвоит на лету»

К.Д.Ушинский.


Даулетова Д.О., старший преподаватель кафедры «Психолого-педагогическое

сопровождение образовательного процесса ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО

Очень часто можно слышать, как люди говорят: «Ему повезло, у него феноменальная память!» Это свидетельствует о том, что люди осознают значение памяти как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности.

 

Моя практическая деятельность подтверждает, что узнать новое, неизведанное с каждым днем у дошкольников возрастает. В этом потоке информации очень сложно ориентироваться детям, они запоминают все увиденное и услышанное, но запомнить нужное и отсеять второстепенное не могут. Моя роль, как воспитателя не только помочь донести детям нужный материал, но и помочь с легкостью его запомнить.

Наблюдения за развитием памяти детей дошкольного возраста, отметила следующую тенденцию: всё чаще наблюдаются ограниченное запоминание у детей. Образная, богатая описаниями запоминание у детей - явление очень редкое. Неполноценное развитие памяти накладывает отпечаток на формирование следующих психических процессов недостаточное устойчивое внимание, сниженная память, слабая продуктивность запоминания. Дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно - обоснованных путей развития речи и памяти  у детей дошкольного возраста.

Изучив специальную литературу (Л. С. Выготский, Л.Ф. Тихомирова, С.А. Козлова) на предмет методов и методик развития памяти, я остановилась на методике Эйдетика. Эйдетика (от греч. слова «эйдос» - образ) — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

Применение метода эйдетики позволило добиться положительного результата в развитии у ребят образного мышления через игру. Играя, ребёнок усваивает информацию через ассоциации. Эта методика обладает определенной универсальностью.

Понятие «эйдос» в древнегреческой философии применялось только для описания внешней структуры образа. Сербский ученый В. Урбанчич первый изучил в 1907 году эйдетизм, как специфический вид памяти, который способен на образном уровне запоминать и воспроизводить предметы или явления. Более глубокие исследования в данном направлении провела группа ученных марбургской психологической школы под руководством Э. Йеншема в течение 20–40-х годов XX века. Проблемами эйдетики в 20–30-е годах занимались многие знаменитые ученые: П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. П. Кононова, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Г. С. Фейман. В 1989 года была открыта школа эйдетики, образовательный процесс которой направлен на развития абстрактно-образной памяти у детей и взрослых. Её основателем  является Игорь Матюгин – доктор педагогических наук. На сегодняшний день метод эйдетики актуален и приобрел практическую значимость.

Главная особенность моего опыта – это развивать ребенка радостно, именно это является преимуществом эйдетического обучения. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.

Новизна использования заключается в том, что, данная методика обладает комплексными свойствами: помимо непосредственных способностей быстро запоминать информацию, у детей развиваются каналы восприятия информации, приобщают его к деятельности, общение со старшими и сверстниками.

Работа по этой методике способствует выполнению главной задачи предшкольного образования – выравниванию стартовых возможностей детей, благодаря формированию у них универсальных начальных умений, предшествующих учебным действиям.

Цель направлена на развитие зрительной и тактильной памяти, образного мышления, воображения, слухового и зрительного внимания, активизации ресурсов познавательных процессов.

Задачи, предопределяют направление работы и результат:

-показать влияние активизации памяти на формирование познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в инновационной деятельности;

- развивать образное мышление.

При реализации своего опыта я использую следующие методы эйдетики:

Метод зрительной прорисовки. Суть данного метода заключается в зрительном соединении символов с настоящим изображением, которое является видимым на данный момент. Если ребенок снова увидит данный предмет или изображение, то сможет с легкостью его воспроизвести. При этом зрительное соединение заключается в мысленной прорисовке поверхности или общего контура символа. Данный метод в моей практике стал отличным способом для быстрого запоминания цифр и геометрических фигур. Впервые знакомясь с цифрой, я акцентирую внимание детей на зрительном образе цифры. Далее мы рассматриваем художественный образ, похожий на цифру, ищем предметы в окружении, похожие на данную цифру. Затем я предлагаю детям проявить фантазию и превратить цифру в художественный образ или его часть. Так, например, цифру 3 дети превратили в усы, листья цветка, бабочку, а цифру 8 в человечка, маску и др. По мере изучения цифр и воплощения их в образы у нас с детьми появилась новая игра, которую мы назвали «Кодировщики». Суть игры заключается в следующем: сначала детьми предлагаются, обсуждаются и выбираются художественные образы цифр; затем я прорисовываю их на доске, а дети стараются образы запомнить; далее цифры закрываются, прячутся. Я называю художественный образ цифры, с помощью которого дети должны вспомнить и назвать цифры или выложить у себя на столе.

   Завершающим этапом работы по закреплению зрительного образа цифр стал плакат «Необычное превращение цифр», в котором спрятаны цифры. Еще данный метод способствовал закреплению у детей зрительного образа многоугольников.

   В рамках взаимодействия с родителями у нас была организована выставка «Волшебные цифры». Так же родители приняли активное участие в превращении геометрических фигур в сказочных персонажей.

Метод мысленной прорисовки. Хорошо подходит для запоминания текстов и стихов. Идея состоит в том, что прежде чем стандартно заучивать строки или запоминать содержание, ребенка нужно ”поместить” в атмосферу произведения. Например, известная сказка про Репку. Вытаскивать репку собралось очень много персонажей. Вы можете попросить ребенка представить каждого из них, в чем он одет и как выглядит. На что похожа репка и как они все вместе её тянут. Согласитесь, представив эти образы мысленно, содержание намного легче запомнить.

Метод запоминания точной информации. Этот метод состоит из трех различных техник: акровербальной техники, мнемоники и цепного метода. Акровербальная техника — в основе этой техники трансформирование материала, который нужно запомнить в интересные тексты, стихи, песни. Применение данного метода в моей практике способствовало формированию временных представлений у детей. Дети достаточно быстро запомнили последовательность времен года, очередность дней недели. Все стихи я объединила в картотеку познавательных стихов. Благодаря одной из наших творческих мам в этом году она пополнилась актуальными для детей стихами о математических знаках.

Мнемоника — это способ запомнить информацию путем смены типа информации. Звучит необычно, а на деле выглядит так: вместо цифр запоминаете слова, вместо слов можно запоминать места и т.д. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.     Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности. В своей практике я широко их использую для запоминания физкультминуток, пальчиковых гимнастик, стихов и др. С помощью мнемодорожек мы визуализировали и запоминали описательные загадки, пословицы. Превращали чтение мнемодорожек и отгадывание загадок в увлекательную игру.

Цепной метод — базируется на цепных ассоциативных связях. Запоминая новую информацию придумываются различные ассоциации, которые «цепляются» одна за другой. При необходимости вспомнить что-то, достаточно припомнить начало, а затем шаг за шагом распутывая клубок связанных ассоциаций вспомнить все остальное. Так для запоминания предметных картинок я предлагаю детям связать их в один сюжет, чтобы при воспроизведении сюжетной линии они без особых трудностей могли назвать все картинки, предложенные мной для запоминания. Часто, благодаря безграничной детской фантазии, получаются очень удивительные, веселые, необычные истории.

Направления моей деятельности с детьми связанны напрямую с развитием познавательных способностей детей; развитием речевых способностей, реализуются в следующих формах работы: групповых, индивидуальных, подгрупповых занятиях.

Метод эйдетики построен на простых принципах:

Воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.

Радостная, веселая атмосфера.

Мобильность и доступность игрового материала.

Разделение информации, в соответствии с особенностями каждого ребенка.

Кроме того, система эйдетики предлагает для малышей интересные и веселые методики, позволяющие активнее запоминать необходимую информацию в процессе игры.

Таким образом, для эффективного обучения воспитанников своей группы, я внедряю комплекс мероприятий с применением метода эйдетики в образовательной деятельности с детьми. В образовательной деятельности с детьми я использую схемы для заучивания стихов, составления рассказов и пересказов сказок и рассказов. Совместно с детьми мы составляем различные схемы, которыми в дальнейшем пользуемся в образовательной и самостоятельной деятельности, ведь эйдетика позволяет расширить не только грани памяти воспитанников, но и их возможности видеть мир по- другому, использовать для себя его полезные секреты, дает возможность воспроизводить объекты не только сразу после их исчезновения с поля зрения, но и через минуты, часы, дни, годы.

Для анализа эффективности использования мною метода эйдетики в работе с детьми , я провела диагностику памяти у детей дошкольного возраста, адаптированную Тихомировой Л.Ф. В данной методике идет оценивание слуховой , зрительной , образной, ассоциативной, ритмической и двигательной памяти. Оценивание проводилось по 3-х бальной системе.

 

 

Результат применения данного опыта показал, что у детей формируется ряд важных и востребованных способностей, умений и качеств личности, а именно:

- способность восприятия и запоминания разных видов информации;

- устойчивость внимания;

- способность к самообучению и быстрому освоению новых знаний;

- свобода и выразительность речи;

- навыки продуктивного общения;

- кругозор и общая культура;

- уверенность в своих силах.

Использование мною метода эйдетики  в ежедневной работе с детьми является чрезвычайно эффективным, к тому же, интересным способом саморазвития и формирования мышления, памяти, речи, креативности у дошкольников. Дети, развивающие память по данной системе, становятся более работоспособными, умеют на длительное время концентрировать собственное внимания. Система эйдетики способствует более гармоничному развитию ребенка и улучшает его взаимосвязь с окружающим миром.

 

 

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика