Новые подходы в музыкальном воспитании детей, обеспечивающие формирование ключевых компетентностей

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Веревкина Ольга Ивановна

музыкальный руководитель 

ГККП «я/с «Малыш»

Город Петропавловск

      Мастерство и правда – в этом цель певца,

            Чтоб раскрыть не только очи, но сердца…

Абай

В словах великого казахского мыслителя я вижу свое профессиональное предназначение как музыканта, которому доверена начальная ступень в приобщении к прекрасному маленьких граждан своей страны.

 

Изменения в системе образования, отраженные в «Законе об образовании», ГОСО РК и др. документах подводят педагога на творческое переосмысление своей работы, на поиски новых путей общения, воспитания и образования детей. Согласно Государственной программе развития образования и науки РК на 2020-2025 года определены основные цели: повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки. Переоценка ценностей в обществе, изменение их иерархической системы, утверждение не только приоритета общечеловеческого в общественном сознании, но и национальных ценностей  (Программа «Рухани жаңғыру») вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. Основными критериями являются: гуманизация, преемственность и непрерывность образования; организация педагогического процесса на основе компетентного подхода, обеспечивающего формирование ключевых компетентностей у ребенка с учетом его возрастных особенностей, потребностей, интересов в рамках личностно-ориентированной модели воспитания.

Современные подходы к музыкальному воспитанию подразумевают:

- изменение формы общения с детьми;

- обновленные формы и содержание занятий;

- насыщение жизни детей классической, современной музыкой, выстраивание педагогического процесса на основе этнокультурных традиций народов Казахстана.

Одна из главных задач дошкольного возраста – это формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, формирование начал музыкальной культуры, способствующих развитию общей духовной культуры. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Год за годом, от занятия к занятию я всматриваюсь в лица своих дошколят, как отзовется в них музыка. Счастье, когда музыка находит отзвук прямо здесь, на занятии, когда в широко открытых глазах ребят напряженное внимание, и вся группа живет одним. Однако результатов можно добиться только в том случае, если не забывать, что все дети разные и каждый имеет свой внутренний мир, свое ощущение детства. Раскрытие способностей детей к музыке в условиях общего музыкального воспитания требует особых методов. Поэтому музыкальная педагогика, основанная на авторитарной педагогике ставит препоны новым подходам в музыкальном воспитании, что выражается в общепринятом: «делай, как я, делай, как другие». Получается, что ребенку навязывают путь обучения, не создавая условий для его естественного, согласно его психической природе, вхождения в музыкальное искусство. Опыт показывает: есть дети, которые в силу своих индивидуальных природных особенностей открыты для музыки и реальная оценка их успехов становится стимулом развития музыкального воспитания. Другие внешне не проявляют заинтересованности на музыкальных занятиях и очень скоро привыкают к своей «неспособности». Следовательно, передо мной стоит задача создавать на музыкальном занятии такие условия, чтобы ребенок захотел исследовать свои ощущения, впечатления, чувства и научился бы их «выдавать» и воплощать в звуке, слове, мелодии, движении.

Одним из наиболее важных условий в процессе музыкального воспитания ребенка является сотрудничество с родителями, и непосредственное их участие в формировании основ музыкального воспитания. Мир, в который приходит малыш, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов в пространственных и временных отношениях и т.д. Основы эстетического воспитания закладываются в семье.

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким. Их поведение эмоционально и непосредственно. Знакомство с необъятным миром звуков, цвета вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них расцвета человеческой личности быть не может и добрых поступков тоже. В результате общения с музыкой малышу передаются настроение и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки, благодаря ней развиваются чувствительность и восприимчивость, формируется гуманное отношение к миру. В этом и состоит первая и основная задача музыкального воспитания ребенка любого возраста.

Все родители мечтают разглядеть в собственном ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности. И, переступая порог детского сада, родители с надеждой и доверием вручают свое дитя, и основная ответственность за музыкально-эстетическое воспитание малыша возлагается на музыкального руководителя (при непосредственном участии воспитателя). Д.И. Писарев писал: «Человек не пустая бутылка, в которую можно влить какую угодно жидкость». И хорошо чувствуешь и понимаешь, что придет пора, когда надо подводить итоги и в конце вдруг с огромной радостью открываешь, как много могут эти мало послушные порой дошколята, как семена, проросшие в сознании милых, маленьких человечков, к выпуску из детского сада стали растениями, дали результат.

В практике работы с детьми я невольно задаюсь вопросом: все ли меня устраивает в моей работе по воспитанию у детей чувства приобщения их к музыке, в воспитании музыкального вкуса? Время требует не только «новых» песен, но и иного подхода к формированию начал духовной культуры ребенка. Концепция К.Орфа и лежащая в ее основе идея заинтересовала меня. Его система максимально приближена к возможностям и интересам обыкновенного ребенка. Не случайно ее назвали – элементарное музицирование. Чем же интересны занятия по методике К.Орфа? Прежде всего, своей нетрадиционностью. Первое, что привлекает – особая атмосфера занятия, в котором увлеченность, внутренний комфорт испытывают почти все. Это достигается, прежде всего, за счет того, что на занятиях создается атмосфера игры. Дети не просто пассивно слушают музыку, поют и двигаются, они ставятся в такие условия, где им необходимо фантазировать, проявлять индивидуальность. Сколько открытий поджидает детей на музыкальном занятии «Зимушкина мастерская» с замечательной лабораторией, где ребята экспериментируют со звуком, имеют возможность проявить себя в танцевальной импровизации.

Как помочь ребенку полюбить музыку, слушать и понимать ее? Может быть, дать им сначала возможность вслушаться в музыку природы. Музыка – это звуки, но музыка – это также масса чувств, которые отражаются в этих звуках. Важно не научить, а выявить способности, данные ему природой. «Ребята, послушайте, как поют птицы, ведь это же самая настоящая музыка, которую сочиняет сам исполнитель. А когда вы с родителями будете в лесу, послушайте «вальс деревьев» и переходя через мост, вслушайтесь в перестук колес поезда и длинный звук его приветственного гудка». В городе и в парке, на участке и на улице можно услышать музыку природы. Даже в нашем музыкальном зале живут звуки. Давайте послушаем их.

После того, как малыши постучат, позвенят по всему окружающему, мы начинаем музицирование под аккомпанимент звучащих жестов (начинается игра звуками своего тела: хлопки, притопы, шлепки, щелчки и т.д.). Звучащие жесты – это инструменты, которые человеку дала природа. Ребята находят эти инструменты сами в процессе игры «Найди музыку в себе».

Мы собрались погулять,

Где же музыку нам взять?

Мы поищем звук в себе:

На руке, ноге, везде.

Таким образом, рождается звуковой оркестр. Использование звучащих жестов вносит движение и в освоение детьми ритма. Чувство ритма развивается также через речевые игры.

Дили-дили, дили-дили,

Колокольчики будили.

Дили-день, дили-день,

Здравствуй, здравствуй,

Новый день!

Ребятам очень нравится начинать занятие с такой игры. Мы импровизируем текст речевых игр и упражнений, можно его менять, главное, чтобы стих был прост для произношения и ритмичен. Важное место в развитии чувства ритма занимает игра на палочках. Далее. А не вслушаться ли нам в звучание инструментов? Вот где безграничная фантазия ребят. Тут и «дождик» на треугольнике и шум ветра, и гром и пение ручейка. По этой теме разработала методическое пособие «Методика проведения речевых игр и упражнений», которое готовится к изданию.

К сожалению, мы не располагаем возможностью иметь полный комплект инструментов К.Орфа. Но в нашей творческой лаборатории существует мастерская, в которой рождаются инструменты (работа с родителями). Детям нравится музицировать на таких инструментах. Необходимо только подчеркнуть, что «аккомпанируя» они должны украсить музыку, а не заглушать ее.

 

На протяжении всего занятия дети музицируют, а музицирование невозможно без движения. Слушая музыку, ребенок имеет возможность передать ее особенности в движении, а в танцевальных миниатюрах, где фиксированных движений нет, перевоплотиться в образ. Малыш танцует, как ему нравится, проявляя при этом выдумку, фантазию, творчество.

«Танец снежинок»

*«поймай снежинку на ладошку» (дети играют с воображаемой снежинкой:     ловят ее на ладошку, рассматривают, стряхивают и т.д.)

*«снежинка и ветер» (педагог в роли ветра то собирает снежинки в сугроб, используя движения рукой; дети подбегают к нему; то разметает их в разные стороны, выдувая через губы, и дети разбегаются в разные стороны)

*«снежинки танцуют» (свободные танцевальные движения, соответствующие образу снежинки).

Используя танцевальные миниатюры на музыкальном занятии, я сделала вывод, что дети заметно изменились в эмоциональном плане. В том числе и при исполнении танцев парных, сюжетных, танцев-инсценировок. Приобщение детей к танцу позволяет на только постичь эстетику движений, не только способствует решению проблемы современного танца, но и помогает взаимоотношению между девочкой и мальчиком.       На занятиях мы не только разучиваем с детьми танцевальные движения, мы учимся понимать друг друга буквально с полужеста. Дети учатся быть терпеливыми к ошибкам партнера. Они стараются помогать и поддерживать друг друга в минуты неудачи и радоваться вместе, когда приходит успех.

Из всех видов музыкальной деятельности самым популярным для детей является песня. При работе над пением я обращаюсь к различным приемам: повтори ритм на зверином языке, исполнение песен со звучащими жестами, замена слов звучанием музыкальных инструментов (ввод музыкальной паузы). Пение по принципу «эхо», «цепочкой», «рондо», «сочини песню», игра «Музыкальный тостер». Несколько таких методов и приемов изложила в вокальной разминке «Поющий Снеговик», где дети с большим удовольствием «учат Снеговика петь».

Песни для разучивания предлагаю яркие, эмоционально-насыщенные, с различным содержанием и характером мелодии. Не все дети ввиду своих индивидуальных особенностей способны в полной мере раскрыться, проявить себя творчески на занятиях. Я убеждена, что одного контакта во время занятий недостаточно, чтобы выявить способности малыша, важен индивидуальный подход к каждому. Развитие индивидуальности ребенка осуществляется по схеме: играем вместе; играем в «эхо»; играю сам.

Но одни мои усилия, какими бы они прогрессивными не были, одни мои благие намерения, - приобщать ребенка в дошкольном возрасте к истокам музыкального воспитания – не дадут нужного результата. Я убеждена, что процесс приобщения ребенка к духовному миру, миру искусства, не может осуществляться в полной мере лишь в детском саду или школе, лишь усилиями педагогов без заинтересованности родителей в развитии своих детей. Без создания определенного настроя, музыкального окружения в семье, без просветительской работы среди родителей, в которых вижу не только своих союзников, но и активных помощников. В доверительных разговорах с родителями о том, как они могут помочь своим детям, я настраиваю их на определенный лад, прививая многим вкус к музыке, объясняя ее благотворное влияние на развитие ребенка, его способностей, его духовного мира. Родителей чаще всего волнует: есть ли у ребенка способности к творчеству? Ответы на эти вопросы родители получают в беседах с ними, в консультациях и рекомендациях по музыкальному воспитанию детей. Предстоит еще более кропотливая работа по активизации родителей, особенно тех, которые не считают нужным реализовать творческие способности детей. На протяжении многих лет убеждаю всех родителей что, как писал Шостакович – «язык музыки, как и любой другой язык, нужно знать», потому что кем бы ни были в будущем дети, чем бы они не занимались в дальнейшем – музыка помогает сделать первые шаги к пониманию искусства, которое потом обогатит их жизнь, культуру, расширяет круг представлений и знаний.


Сравнивая организацию традиционного, фронтального занятия с новыми подходами К. Орфа я убеждена, что одного контакта во время занятий недостаточно. Исходя из того, что малыша необходимо не научить, а выявить способности, данные ему природой, я сделала для себя вывод, что без индивидуального подхода к каждому ребенку не добьюсь желаемых результатов. Чтобы помочь малышу раскрыться, я стараюсь ценить развитие каждого, проявляя любовь, всепрощение, всетерпение. Когда я вижу, что ребенок ждет моей помощи, я отзываюсь и направляю его к самостоятельной деятельности. А когда вижу, что малыш готов самостоятельно творить, я ухожу на второй план, даю возможность стать смелее, активнее. Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. Это длительный процесс, порой противоречивый и требующий от меня большого терпения и чуткости. Чтобы сделать правильные выводы об особенностях личности ребенка приходится размышлять, часто сопоставлять ряд самых различных актов и явлений, устанавливать их взаимосвязь. Те или иные проявления ребенка, а также изменения в уровне его развития я фиксирую в письменном виде. Данные результаты находят отражение в индикаторах развития каждого ребенка, диагностической работе, проводимой в течение всего учебного года.


Опыт, практика меня учат: нельзя гасить веру в себя, в свои силы и возможности. Ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А ведь наша главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразовательной деятельности.
Выступая на августовской конференции 2019г, Касым-Жомарт Токаев, отметил, что «задача педагогов и, конечно, родителей - воспитание достойных граждан нашей страны. Достойный гражданин – это человек, обладающий суммой необходимых знаний, которые будут использованы на благо нашего Отечества. Достойный гражданин – это патриот Казахстана. Другой Родины у нас нет! Мы должны опираться на юное, подрастающее поколение, чтобы передать им в руки судьбу нашего государства».Важной составляющей педагогической деятельности считаю необходимость и возможность делиться своим практическим опытом с молодыми, начинающими свой педагогический путь, коллегами. Исходя их годовых задач детского сада и проблем, которые решает коллектив, участвую в организации и проведении семинаров, коучингов. На базе филиала АО «НЦКП «Өрлеу» по Северо-Казахстанской Области выступила с материалом по теме «Компетентностный подход к организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста». Приняла участие в работе семинара по теме «Перспективы развития музыкального образования», проходившего на базе кафедры «Музыкальные дисциплины» музыкально-педагогического факультета Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. На базе ГККП «Ясли-сада «Малыш» провела мастер-класс со слушателями курсов повышения квалификации по теме «Основные аспекты организации проектной деятельности в дошкольной организации».

 

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика