Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников на основе технологии проектирования через интеграцию образовательных областей

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Буренина Наталья Анатольевна

Дошкольный учебно-воспитательный центр «Искорка»

воспитатель

 

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему

комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.

 

Жамантаева К.К.

старший преподаватель кафедры «Психолого-педагогическое сопровождение

образовательного процесса ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО

Дети - будущее нашей страны и поэтому сегодня, мы - педагоги работаем над повышением качества дошкольного образования и развитием способностей детей.

Как педагог системы дошкольного воспитания и обучения я твердо уверена - развитие системы дошкольного воспитания и обучения является приоритетным направлением государственной политики Республики Казахстан. Качественное дошкольное образование и развитие способностей детей имеет важное значение для общества, так как дети – будущий интеллектуальный потенциал страны.

 

         Современная образовательная политика Казахстана в связи с интеграцией в мировое образовательное пространство предъявляет высокие требования к поиску новых эффективных психолого - педагогических подходов, в первую очередь, к системе дошкольного образования, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребенка.

         Я понимаю, чтобы раскрыть одну из важнейших потенциальных способностей дошкольника, необходимо научить ребенка общаться.

Развитие коммуникативных умений и навыков относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В последнее время, вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей, наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Взаимоотношения с другими людьми зарождается и наиболее интенсивно развивается в детстве.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому нам, родителям и педагогам, нужно всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом.

Значение формирования коммуникативных навыков у дошкольников определяет известный психолог Л.С.Выготский: «Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций; средства общения, передача накопленного человеческого опыта, регулятор поведения и деятельности человека. А качество речи является показателем уровня интеллектуального и эмоционального развития личности».

В практической деятельности я отмечаю, что дети испытывают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения; у детей отмечается недостаточное развитие диалогических высказываний, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми, что затруднит их дальнейшую социализацию в обществе. Ведь как ребенок научится ладить со сверстниками в детстве, так и будет поддерживать отношения с родными в семье, со знакомыми, с сослуживцами на работе.

Необходимо активно помогать детям в налаживании контактов друг с другом, методически грамотно организовывать общение: обогащать детей впечатлениями; учить сопереживать, радоваться, стоять за свои права. Именно при таком общении у дошкольников начинает развиваться способность понимать других людей, что подготавливает их к последующему общению со сверстниками, способствует становлению личности.

В процессе развития коммуникативных компетенций, я использую разные виды детской деятельности, интегрируя их. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивать коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Объединить содержание образования из различных областей знаний, интегрировать образовательные области, а также организовать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов и родителей позволяет инновационный и очень эффективный метод проектной деятельности.

Я обратилась к трудам таких ученых, как Н.К.Крупская, В.Н.Шульгина, Б.В.Игнатьева, Е.Г.Кагарова, Н.Е.Веракса, в которых отражена идея проектной деятельности. Практически все они считали, что проектная деятельность сможет обеспечить развитие коммуникативных способностей, познавательной инициативы и самостоятельности в обучении.

В дошкольном центре «Искорка» на протяжении нескольких лет ведется активная образовательная деятельность посредством технологии проектирования.      

В современной дошкольной организации проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, так как участникам проектной деятельности необходимо планировать совместную деятельность для достижения лучшего результата, то есть коллективно обсудить проблему, разработать подробный план действий, договориться о способах эффективного решения поставленной проблемы, совместно продумать и подготовить защиту проекта. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества между детьми, педагогами и родителями. Проект дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки и умения, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

        Анализируя, свою профессиональную деятельность пришла к выводу, что для применения современных педагогических технологий в образовательной процессе, необходима интеграция образовательных областей и видов детской деятельности. Поэтому, на протяжении нескольких лет разрабатываю проекты по разным образовательным областям. При выборе тематики проектов, ориентируюсь на расширения и углубления содержания образовательного процесса, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям на основе программы «Рухани Жаңғыру», формирование любви к истории, к природе родного края. 

Я разработала и реализовала следующие социально - коммуникативные проекты: «Убранство юрты», «Жизнь людей на Руси», «Мой дом - мой город», «Матрёшка – символ русского народа», «Знатоки природы».

Интегрирую все образовательные области в своей проектной деятельности, я направляла на обучение детей вести диалог между, задавать друг другу вопросы в определенной логической последовательности, правильно отвечать на них, брать и давать интервью.

 

Таким образом, осуществления метода проектов решаю следующие задачи:

- обеспечение благоприятного, эмоциональнол кьььуо насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения;

- развитие коммуникативных умений и навыков детей, умений сотрудничать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Я, понимаю, что в процессе работы над проектом у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, умение сотрудничать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии. Кроме того, во время работы над проектом устанавливаются партнерские отношения между участниками образовательного процесса, происходит не только взаимопомощь, но и поддержка друг друга словом и делом.

Развитие коммуникативных способностей детей я осуществляю в течение всего времени пребывания детей в детском саду. Коммуникативную деятельность детей формирую как при проведении организованной учебной деятельности, в режимных моментах, в ходе совместной деятельности, так и как самостоятельную деятельность детей. Наиболее интенсивно развитие речи формирую у детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это чтение литературных тестов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.

Чтение художественных произведений привлекает детей не только содержание, но и образной формой. Поэтому все произведения прочитываю выразительно. Чтение сопровождаю разнообразным наглядным материалом.