Роль устных высказываний для коммуникативного общения

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

К.К.Жамантаева,

старший преподаватель кафедры

«Психолого-педагогическе сопровождение

пеадагогического процесса»

АО «НЦПК» Өрлеу» ИПК ПР по СКО

Е.М.Сенькина,

учитель начальных классов

г. Петропавловск

КГУ « Средняя школа 7»

 

"Без умения свободно, быстро и сознательно читать, свободно, быстро, полуавтоматически писать человек остаётся, будто полуслепым," - писал В. А. Сухомлинский. Поэтому нужно считать, что чтение, речь и письмо – самые нужные для школьника речевые инструменты в его успешной работы, это то необходиме для познания окружающего мира.

Mens Flynit Trainers

 

Устная речь ученика должна помогать ему продемонстрировать знания практически по всем предметам школьной программы. Содержательный, верно построенный устный ответ всегда является свидетельством прочных знаний младшего школьника, информированности ученика, наиболее распространённой формой контроля и оценки знаний. Обучение школьников устному ответу опирается на знания учащихся о тексте, его особенностях, на текстовые умения, которые формируются на протяжении всего обучения в начальной школе.

Обновленная программа содержания образования РК по языковым дисциплинам для начальной школы предусматривает работу по знакомству учащихся с текстом как особым явлением, признаками текста, большое внимание уделяется определению типов текстов, озаглавливанию, написанию собственных текстов разных типов с использованием личных рассуждений.

В образовательном процессе учитель начальных классов формирует коммуникативные умения, связанные с созданием устного ответа с применением личных рассуждений. В процессе обучения учитель должен учитывать, что "между письменной и устной речью много общего: один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений, в основе обеих форм речи лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль."

Однако подлинная устная речь создаётся в момент говорения.

Российский филолог, педагог, методист, автор учебников по русскому языку, доктор педагогических наук Т. А. Ладыженская выделяет следующие признаки устной речи:

1. Говорящие и слушающие не только слышат, но и часто видят друг друга.

2. Устная речь во многих случаях зависит от реакции слушателей, может изменяться в зависимости от этой реакции.

3. Говорение рассчитано на слуховое восприятие.

4. Говорящий говорит набело, исправляя на ходу изложения лишь то, что сумеет заметить в процессе речи.

В свою очередь учитывая предыдущее, необходимо в устных ответах учащихся предусматривать сообщение информации, пользуясь которой школьники должны учиться анализировать, рассуждать, объяснять, доказывать свою точку зрения. Дидактическая направленность заданий такого рода отражается в том, как материал отобран, систематизирован, в какой последовательности расположен, как оформлен в языковом отношении с целью формирования навыков применения устных высказываний в своей речи, как письменно, так и устно.

В процессе работы над устными ответами формируется устная связная речь книжного типа, что имеет большое значение в учебной деятельности и способствует развитию умения выступать перед аудиторией. Большую возможность для обучения устному высказыванию дают ежедневные уроки.

При обучении школьников устным высказываниям на учебные темы целесообразно познакомить с особенностями устного ответа. Для этого анализируются тексты - образцы с точки зрения их целей, содержания структуры языка. Затем выполняются специальные задания, с помощью которых формируются умения создавать и располагать структурно - смысловые части устного ответа. Проводится анализ разнообразных текстов - образцов с целью определения последовательности речевых действий и языковому оформлению своей речи. Задания также вырабатывают умение использовать слова и речевые формулы, которые служат средствами связи между отдельными частями устного ответа.

Учитель знакомит с языковыми средствами, выполняющих роль языковых строк в тексте устного ответа. Это такие слова и словосочетания:

мы знаем ..., я расскажу о ..., я посмотрю ..., потом ..., осталось последнее ..., во и всё правило ..., приведу пример ..., рассмотрим такой пример ..., в этом предложении ..., на мой взгдяд ..., мне кажется..., я думаю, что... и т. д.

Затем учитель может предложить материал для создания устного ответа. В качестве такого материала могут быть предложены правила из учебника, языковой материал или иллюстрация к лингвистическому правилу, помогающие младшим школьникам вспомнить правило, подобрать другие примеры, можно использовать контрольные вопросы для повторения определённой темы и т. д.

Работа по обучению устному ответу не ограничивается несколькими уроками. Важно систематически продолжать работу на уроках русского языка и литературного чтения, наблюдать за особенностями устных ответов по другим предметам. Обучение устным высказываниям на учебные темы можно начинать в любом классе начальной школы.

Безусловно, обучение младших школьников устному ответу опирается на знания учащихся о тексте, его особенностях, на текстовые умения, которые формируются на протяжении всего обучения в начальной школе.

Для устного ответа характерна точность высказывания (в первую очередь имеется в виду терминологическая точность). Стремясь к точности изложения, «...школьники должны правильно употреблять терминологию предмета, понимать значение каждого употребленного ими термина»

В процессе работы над устными ответами формируется устная связная речь книжного типа, что имеет большое значение в учебной деятельности и способствует развитию умения выступать перед аудиторией.

При обучении школьников созданию устных высказываний на учебные темы целесообразно познакомить школьников с особенностями устного ответа. Для этого анализируются тексты -образцы (в том числе и негативного характера) с точки зрения их целей, содержания, структуры, языка.

Затем выполняются специальные задания, с помощью которых формируются

умения создавать и располагать структурно-смысловые части устного ответа. На этом этапе также проводится анализ разнообразных текстов-образцов. Его цель - определить последовательность речевых действий и научить языковому оформлению своей речи. Задания также вырабатывают умение использовать слова и речевые формулы, которые служат средствами

связи между отдельными частями устного ответа. С целью создания устных ответов и анализа свои ответов и ответов одноклассников можно предоставить подготовленные дома устные ответы на вопросы по орфографическим темам. В ходе урока выслушиваются ответы пяти, шести учеников, ответы сравниваются, анализируются.

Для грамотного анализа ответов одноклассников учитель предлагает памятку

«Как анализировать устный ответ». Памятка создается на основе коллективного обсуждения разных памяток. Учитель может предложить любую из памяток.

Например: Памятка 1 «Пять П»

1. Полно? Обо всем ли сказано? Что опущено?

2. Правильно? Все правильно? Есть ли неточности, ошибки?

3. Последовательно? Все ли было по порядку изложено? Были ли нарушения? Повторы?

4. Примеры? Приводились ли? Удачно ли они иллюстрировали теоретические положения?

5. Пояснения? Разъяснялись ли примеры?

Насколько точно и понятно?

Памятка 2

1. Общее впечатление от ответа.

2. Полнота и глубина изложения материала.

3. Логичность, последовательность, убедительность ответа, доказательность выдвигаемых положений.

4. Соответствие стилю, разнообразие словаря, правильность речевого оформления, выразительность речи.

5. Какие советы товарищу вы могли бы дать на будущее?

Важно систематически продолжать работу на уроках русского языка и литературного чтения, наблюдать над особенностями устных ответов по другим предметам. Обучение устным высказываниям на учебные темы можно начинать в любом классе начальной школы, все зависит от желания учителя вести такую работу, от подготовленности класса, от тем, которые изучаются на конкретных уроках.

Последовательая работа над устным ответом вызывает интерес младших школьников, а многие учащиеся, почувствовав особый интерес к данному виду высказывания, создают более грамотные устные ответы на учебные темы в реальной школьной практике,становятся более свободными в разных ситуациях устного общения.

Литература:

1. 2. Ладыженская Т. А. Устная речь, как средство и предмет обучения. [ Текст ] // Т. Н. Ладыженская. М.: Флинта. Наука. 2010.

2. Сальнова Л. В. Педагогическая риторика: Учеб. пос. // Под. ред. Н. А. Ипполитовой. М. 2001. с. 301 - 309.

 

 

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика