ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг:   / 0

Турбина Елена Владимировна,

Бескольская средняя школа №2

Кызылжарский район,

 Северо-Казахстанская область

Аубакирова Жанна Казияхметовна

«Өрлеу» БАҰО АҚФ
СҚО ПҚ БАИ аға оқытушысы

 

На сегодняшний день в мировом пространстве обществом и временем обозначены актуальные задачи, выполнение которых создаст для учащихся современную обучающую среду. Создание образовательных, здоровьесберегающих условий, как правило, способствует благоприятному развитию у учащихся внутренней мотивации к самостоятельному поиску, анализу, обобщению полученной информации. Это, в свою очередь, поможет каждому ученику стремительно адаптироваться в условиях повышенного информационного потока. Помимо этого, обучающая среда посодействует развитию у учащихся творческого начала.
Исходя из вышесказанного, цель казахстанской школы заключается в воспитании интеллектуально активного, креативного ученика, стремящегося к самостоятельному получению знаний, а главное умеющего их применять в повседневной жизни, обладающего функциональной грамотностью.
При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов).
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. С этой целью я на своих уроках применяю следующие приёмы:
1.Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения
2.Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
3.Упражнения на развития навыка осознанного чтения
4.Игры по составлению слов
В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Я применяю на уроках «Литературного чтения» и «Познания мира» некоторые приёмы технологии критического мышления: кластер (схема), составление перепутанных логических цепочек, слова-ассоциации, составление «толстых» и «тонких» вопросов (вопросы репродуктивного и продуктивного типа), составление синквейна (стихотворение по алгоритму), прогнозирование «Верные и неверные утверждения».
Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.
Большинству детей в начальных классах свойственно допускать ошибки при использовании новых орфографических или грамматических правил. Это временные ошибки. По мере закрепления пройденного материала они преодолеваются.
Так, чтобы у учащихся возникла потребность в знании правила, я осуществляю знакомство с правилом с ситуации орфографического затруднения. На этом этапе происходит творческое овладение и развитие мыслительной способности детей. Это то, что предполагает проблемное обучение.
Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.
Как же я добиваюсь того, чтобы ученик умел не только заучивал правило, но и видел орфограмму? В своей работе я использую:
-Письмо с проговариванием.
-Списывание..
-Комментированное письмо.
-Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
-Письмо по памяти.
-Творческие работы.
-Выборочное списывание.
-Чтобы вызвать интерес к уроку использую стихотворные упражнения по орфографии.
-Словарная работа
В своей работе я всё чаще стала выбирать групповую форму. Почему? Согласно исследованиям утверждается, что, несмотря на предмет, ученики, работающие в небольших группах, как правило, больше узнают о том, что преподается и дольше сохраняют полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворенными своими классами. (Руководство для учителя, 2012г (Источники:Beckman, 1990;ChickeringandGamson, 1991; Collier, 1980; Goodsell, Maher, Tinto, andAssociates, 1992;Johnson, Johnson, andSmith, 1991; Slavin, 1980, 1983)) Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия
Я являюсь членом фокус-группы сертифицированных учителей начальных классов нашей школы. На коучинг-тренингах мы рассматриваем различные темы, в том числе и технология критического мышления и коллабративное обучение. Меня заинтересовал такой подход в обучении, как Lasson Stadi. Группой учителей был разработан ряд уроков по русскому языку в 3 классе. Собирали материал путём наблюдений по предварительно составленному плану, причём сами наблюдающие учителя в процесс обучения не вмешивались. Данный подход – это исследование урока как процесса улучшения преподавания, а следовательно и повышения качества обучения и формирование функциональной грамотности учащихся
На мой взгляд, и многие со мной согласятся, что самая большая и лучшая оценка для учителя – это горящие глаза детей, интерес, увлеченность твоим предметом, любовь детей, которых мы учим. Мы радуемся и гордимся успехами своих учеников, огорчаемся за их неудачи, стараемся им передать свои знания и опыт. Учитель должен быть с горячим сердцем и открытой душой. Дети это отражение нашего общества, мира взрослых, наше будущее
При этом я не ставлю своей целью зачеркнуть всю традиционную систему образования, да и этого не нужно делать. Просто я считаю, что необходимо проанализировать традиционные подходы, обновить их новыми идеями, педагогическими приемами. Но одно мы должны усвоить точно, и это не наша прихоть, что сегодня мир совершенно не похож на тот, который был десять, пятнадцать лет назад. Время быстротечно, реалии жизни таковы, что тот, кто не успевает или не хочет принимать новое, меняться остается за бортом жизни. И поэтому, я считаю, что перед школой, учителями стоит грандиозная задача – воспитать ученика 21 века. Ученика, способного критически мыслить, вооруженного крепкими знаниями, умеющего самостоятельно их отыскать, самообразовываться, и самое главное умеющего их применить в жизни с пользой для общества и себя.

Литература:

1.Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла // http://nao.kz/

Air Jordan

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГОМ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА

Рейтинг:   / 0

  Неделько А.А.,

КГУ «Средняя школа № 23»

г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область

Жамантаева Карашаш Калшеновна

«Өрлеу» БАҰО АҚФ
СҚО ПҚ БАИ аға оқытушысы

 

На современном этапе развития общества основная цель педагога - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина страны. Становление такой личности начинается с начальной школы. Педагог должен создать все условия для того, чтобы ученик продолжал своё развитие не только на школьных занятиях, но и в семье и в обществе. Необходимо наметить ориентиры по созданию целостной воспитательной системы, постараться сделать педагогический процесс целенаправленным, проникнуть в сущность и механизмы воспитания. Учитель не только учит, но и воспитывает своих учеников. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное: и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников между собой и в семье. В этой связи в данной статье я предложу вариант работы учителя с учениками и семьёй, как начало формирования компетентностной личности младшего школьника.
Социальная компетентность ребёнка состоит из следующих критериев:
1.Мотивационно-ценностный критерий: признание ценности себя и другого, сотрудничество с другими людьми, проявление мотивации к взаимодействию;
2.Когнитивный критерий: знание своих положительных и отрицательных качеств, знание норм и правил взаимодействия со сверстниками и взрослыми, знание конструктивных способов решения конфликтов;
3.Деятельностный критерий: способность к самопрезентации и самоконтролю, умение устанавливать отношения, взаимодействие, умение договариваться, решать вопросы конструктивными способами, соблюдение норм и правил поведения;
4.Рефлексивно-оценочный критерий: способность оценивать и объяснять своё поведение, анализировать поступки других на основе имеющихся знаний, анализировать ситуацию и находить способ решения в соответствии с нормами, ценностями, возможностями. [1, с. 10]
Чтобы у ребёнка сформировались данные критерии в совокупности, учителю долго и много необходимо работать не только с конкретным учеником, но и с его одноклассниками и родителями. Таким образом, чтобы достичь положительного и желаемого результата, необходимо создавать условия вокруг каждого ученика, не отделяя его от социума, семьи, школы. Педагог может для себя на заметку взять следующие заповеди:
1) почаще прислушивайся к себе: не очерствело ли сердце, не подводит ли педагогическое чутьё;
2) учитель – не тот, кто учит, а у кого учатся; прежде всего – личный пример во всем;
3) любое дело надо делать так, словно это твоя лебединая песня. Не повторяться, иметь свой почерк, смело уходить от шаблонов, искать свой заветный ключ к сердцу каждого ребёнка;
4) барометр любого дела – глаза ребёнка. Видеть перед собой не класс, а отдельную индивидуальную личность, неповторимую, уникальную;
5) помни о принципах трёх «не»: НЕ спешить, НЕ вредить, НЕ винить детей в собственных просчётах и ошибках. [2, с. 7 - 8]
Отличные результаты и отличных достижений получает (достигает) тот учитель, который работает с семьёй своих учеников. Всё начинается с семьи. Не существует плохих или хороших детей, бывают плохие или хорошие родители. Необходимо изучать семью, деликатно и с уважением относиться к родителям детей, максимально раскрывать родительский потенциал и призывать их к активному взаимодействию со школой и ребёнком. На основе своего профессионального опыта работы и прочтения определённого количества литературы, мной были выделены основные принципы, на которых базируется процесс формирования сотруднических отношений между педагогами школы и семьями учеников. К ним относятся: обеспечение эмоциональной безопасности родителей, социальное партнёрство, гуманизация, принцип полилога. Дам каждому принципу краткую характеристику:
Принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей. Особенности взаимодействия родителей и школы таковы, что, как правило, школа ассоциируется у родителей с опасностью, тревогой и чувством вины. Важно понимать, что, находясь в этих состояниях, родитель закрыт для конструктивного сотрудничества, все его душевные силы уходят на обеспечение психологических защит. Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред. Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой «большинство участников имеют положительное отношение к ней и которая характеризуется высокими показателями индексов удовлетворённости взаимодействием и защищённости от психологического насилия – неуважения, недоброжелательного отношения, неприятия, критики, публичного оскорбления, унижения достоинства, обвинений, угроз, игнорирования, изоляции, чрезмерных требований и принуждения - и психологической травмы» [3, с. 335 - 336].
Реализация этого принципа требует:
•создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу;
•взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
•возможность обменяться мнениями, переключиться, пошутить;
•учёт личных проблем и затруднений родителей в воспитании детей;
•внимание к просьбам и предложениям со стороны родителей;
•способность к оказанию психологической поддержки.
Принцип социального партнёрства. Этот принцип означает формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребёнка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов. Взаимную договорённость между родителями и педагогами об основах воспитания школьника. Эмоциональный отклик на события, происходящие как со школьником, так и семьями отдельных учеников. Единство требований и стиля отношения к ребёнку. Взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребёнка. Исполнения просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг. Совместную деятельность педагога, детей и родителей.
Принцип гуманизации во взаимодействии с семьёй подразумевает: опору на положительные качества родителей и детей, осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей, учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Опору на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Последний принцип, в списке, но не по важности, это принцип полилога. Данный принцип является одним из базовых принципов взаимодействия семьи и школы, принцип субъект – субъектного, полилогического, партнёрского общения. Он предусматривает взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношению друг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией. Я согласна с Г. Л. Бардиер, которая полагает, что взаимодействие с родителями наиболее точно отражается формулой «Мы вместе помогаем детям» [4, с. 20]. Следовательно, наиболее продуктивна субъект – субъектная позиция по отношению к родителям, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству. К сожалению, на практике, принцип полилога реализуется далеко не всегда и не каждым педагогом. Довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию «сверху», поучая, угрожая, приказывая, навязывая свою точку зрения. Очень важно, чтобы учитель в процессе общения с родителями поддерживал трансакции «Взрослый - Взрослый», и, в частности, избегал фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо», «На Вашем месте я бы…», «если Вы не примите меры, то…». Важно помнить, что у каждого родителя есть собственный жизненный опыт, к которому он может апеллировать, есть право на собственное мнение и задача педагога, придерживаясь принципа безоценочности, понять и принять услышанное.
Таким образом, рассмотренные принципы взаимодействия семьи и школы позволяют осуществлять педагогическую деятельность в цели формирования компетентностной личности младшего школьника, через установление сотруднических отношений педагогов и родителей. Более эффективна работа будет только после целостного применения, эти принципы поспособствуют успешному достижению поставленных целей.
С концепцией «Семья - Школа», «Учитель - Родитель» разобрались. Теперь я хочу уделить внимание на взаимоотношения в классе, в социуме. Дети, пришедшие в первый класс, зачастую обижают сверстников, у них не сформировано понятие «дружба» и как дружить они не знают. У них нет взаимопонимания, взаимоподдержки и взаимопомощи. Для этого учителю нужно коллектив сплотить и дать понятия «что такое хорошо» и «что такое плохо», как хорошо быть с друзьями и как плохо быть одиноким, дать положительную оценку социальной значимости людей. Чаще всего учителя ругают детей, наказывают их, унижают перед сверстниками, отчего дети замыкаясь развивают в себе ненависть и к учителю и к смеющимся над ним детям. Чтобы этого избежать, надо проводить классные часы, беседы, викторины, читать и анализировать произведения с поучительной тематикой, создавать различные жизненные ситуации, давать задания. Но это всё должно быть ненавязчиво, а дети должны в процессе сами осознавать и комментировать, что действительно нельзя делать, а что необходимо, при этом учащиеся должны объективно оценивать и себя и других. Ученики должны научиться пользоваться положительными качествами, а отрицательные стараться исправить или можно воспользоваться способностями других людей. Первым пунктом я бы вынесла – традиции. Традиции в коллективе показывают значимость каждого ребёнка индивидуально. На втором месте – обязанности детей, каждый за что-то несёт ответственность, это и дисциплина, и умение оценить себя и других. Третий пункт – это учебная часть, которая охватывает весь класс. В процессе учёбы учащиеся друг друга проверяют, друг другу объясняют, помогают. Только не нужно делать акцент «вот видишь какой он молодец! А ты?». Надо всегда делать акцент «Вместе мы - сила» или «Один за всех и все за одного». Вот тогда ребята будут не только иметь авторитет к учителю или взрослым, но и ко всем окружающим их людям. И будут осознавать значимость и свою и других. Они будут понимать, что они нужны обществу и всё будут делать для того, чтобы не упустить эту значимость. Главное их поддерживать и помогать им.
Таким образом, работая над данной проблемой, у меня получилась модель условий необходимых для формирования компетентного ученика:
Ориентируясь на критерии социальной компетентности ребёнка, можно сделать вывод, что при использовании учителем в своей работе принципов, изложенных в данной статье, основанной на опыте работы и информации из литературы, можно добиться успехов в формировании компетентностной личности ученика через взаимодействие с семьёй и коллективом.

 

Литература:
Книги, монографии, сборники:
1. Садыков Т. С., Хмель Н. Д., Жампеисова К. К., Калиева С. И., Бейсенбаева А. А., Хан Н. Н., Узакбаева С. А., Ильясова А. Н. Концепция педагогического образования. - Алматы: АГУ им. Абая, 2012. – 120 с.
2.Рахметов А.Р.Семья: психология, педагогика, социальная работа / под ред. А. А. Реана. – М: АСТ, - 2010. – 576 с.
3.Чибисова М. Ю., Пилипко Н. В. Психолог на родительском собрании. 2 изд. М: Генезис, 2009. – 135 с.

Nike Air Force 1 07 White Bicycle Yellow White AH0287-106 – Buy Best Price Adidas&Nike Sport Sneakers

Критериальное оценивание учебных достижений как ресурс повышения компетентности учащихся начальных классов

Рейтинг:   / 0

Байгаскина Сауле Жаламановна,

учитель начальных классов

КГУ «Архангельская СШ»

Жамантаева Карашаш Калшеновна
старший преподаватель
Филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»


В современном мире учителя уже не являются передающими знания, а направляют обучающихся в самостоятельном обретении их. А обучающиеся не являются носителями информации. Они знают способы приобретения знаний и умеют их успешно реализовывать.
Оценивание учащихся является одной самой обсуждаемой и актуальной темой. Часто трудно оценить ученика, когда он балансирует между двумя оценками. Уровень знаний одинаковый, а отношение к учебной деятельности разное. Возникают проблемы с оцениванием.
Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения.
Поэтому без изменения подходов к системе оценивания в нынешних условиях развития образования невозможно достичь поставленных образовательных целей.
Что же такое «критериальное оценивание»?
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.
Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека. Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.
При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.
Зачем нужны критерии оценки?
Для учителей:
Содержат ясные ориентиры для учебного процесса
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися
Делают процесс оценивания объективным и последовательным
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей
Для учащихся:
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт.
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.
Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (ФО) и суммативное оценивание (СО).
Учителя используют результаты формативного и суммативного оценивания для предоставления обратной связи обучающимся и информирования родителей во время учебного процесса. Все виды оценивания основаны на содержании учебных программ по предметам.
Это интересно! Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.
Критерии оценки достижений учащихся
Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания.
Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.
ЭТО ВАЖНО! Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.
Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся (расположить на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы.
Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.
Для того чтобы сделать процесс оценивания эффективным, учителю рекомендуется:
четко сформулировать критерии оценивания в соответствии с целями обучения;
составить задания в соответствии с целями обучения и критериями оценивания и разработать дескрипторы к ним;
обеспечить обучающихся эффективной обратной связью.
При критериальном оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя. Он становится партнёром, консультантом, советчиком. Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья и учеников, и учителей.
Опыт работы подсказал мне, что каждого ученика нужно поставить в такие условия, когда способы оценивания выбираются ими самими. Когда ученик знает, что он сам сможет оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т.е. видеть перспективы своего роста.
Возможность для самооценивания вводила с первых дней обучения. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Для оценивания я выбираю только те задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (т.е. ребёнок знает, как это делать, например: посчитать количество звуков в слове)
На уроках при самооценивании, каждый ребенок комментировал, как он работал на уроке, что у него получилось, а что нет. И многие ребята достаточно объективно ставили себе отметки. Конечно, бывало, что кто-то занижал себе оценку или, наоборот, завышал, тогда я приходила на помощь, комментируя работу ученика на уроке. Я также вовлекала в процесс других детей, тем самым подключая их во взаимооценивание.
При взаимооценивании на первых уроках ребята завышали оценки, объясняя это тем, что им не хотелось бы обидеть друга или одноклассника. Тогда вместо обычной оценки ребята должны были ставить баллы, которые соответствовали определенным отметкам. Ребята должны были опираться при оценивании на совместно разработанные нами критерии.
Критерии оценивания, конечно, в начальных классах проходят под руководством учителя, так как детям младшего возраста тяжело продумывать детали оценивания.
С 1 класса совместно с детьми мы разработали критерии оценки. Предварительно договариваемся, что критерии должны быть чёткими. Сначала мы критерии оценивания, написали на большой лист и повесили на стене. И при каждом комментировании оценок мы обращали внимание на этот плакат. Постепенно у меня, как учителя отпала необходимость все время объяснять, почему выставлена та или иная оценка. Дети научились самооценивать свои работы по установленным ими самими критериям и престали «дуться», «обижаться» на непонравившуюся оценку. В следующий раз мы разработали листы оценивания, причем по каждому предмету были разные критерии. Например, при оценивании письменных работ большое внимание уделялось на грамматические ошибки и каллиграфию. А на уроках рисования другие: положение на листе, использование 2 и более цветов, равновесие в рисунке и т.д.
На уроках русского языка ребята уже знают, каждый шаг – балл. Например, если в упражнении нужно списать, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть части речи, то вот они и дескрипторы:
1.Красиво и аккуратно списан текст.
2.Безошибочно вставлены пропущенные буквы.
3.Правильно определены и подчёркнуты части речи.
На уроках математики, например, при решении задачи, ребята тоже чётко знают, что нужно оценивать:
1.Правильно записаны условие и вопрос задачи.
2.Верно в решении выбран арифметический знак.
3.Точно произведено вычисление.
4.Безошибочно записан ответ.
На уроках литературного чтения мои ученики понимают, что для того, чтобы получить лучшую отметку при чтении текста, им необходимо учитывать следующее:
1.Текст прочитан целыми словами.
2.Слова прочитаны правильно.
3.Соблюдена интонация.
4.Понятен смысл прочитанного.
Лучше составить критерии удаётся ребятам на литературном чтении, при выразительном чтении стихов. Например, при выразительном чтении наизусть, ребята разработали такие критерии, как: выразительность, чёткость в произнесении слов, артистичность, тон голоса, объём стихотворения (когда было задание на выбор, или самостоятельный подбор стихов).
При пересказе, на уроках литературы, познания мира, ученики разрабатывали следующие критерии: красочность пересказа, правильная постановка слов в ударениях, выразительность пересказа, выделение главного в пересказе
С каждым новым заданием дети спрашивают «А будем мы сами себе ставить оценки?»
Для того, чтобы обучающиеся научились адекватно оценивать выполненную работу, учу их работать с эталоном (подробный образец выполненного задания). При этом обучающиеся сравнивают свою работу с эталоном, находят самостоятельно свои ошибки. Эталон известен учащимся заранее.
При использовании технологии критериального оценивания меняется и подход к проведению проверочных и контрольных работ. Не менее чем за неделю до констатирующей работы школьникам предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки. К каждой контрольной работе прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение - тем больше балл.
Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее. При таком подходе учащимся понятна цель проводимой контрольной работы и процедура выставления отметки. После проверки и оценивания констатирующей работы помимо традиционной «работы над ошибками», организуется также рефлексивное осмысление учащимися их успехов и неудач, выяснение причин и планирование, если это необходимо коррекционной работы. Она проводится как в рамках домашней самостоятельной работы, так и через систему дополнительных предметных занятий.
В начальных классах нами проводится определенная работа по овладению учениками красивого каллиграфического почерка. И я стала использовать критериальное оценивание после каждого письменного задания. Так как минуты чистописания были малоэффективны. После завершения работы дети стали меняться тетрадями и ставили простым карандашом оценки согласно критериям оценок:
«5» - все безупречно: правильно и красиво;
«4» - одна - две ошибки, одно исправление;
«3» - три ошибки, одно исправление.
И тут я заметила, что при оценивании друг друга и при самооценивании, дети отнеслись очень серьезно, справедливо выставляли оценки в свои листы оценивания. Оценки не завышались, аргументировались выводы. И в дальнейшем при использовании этого метода, я заметила, что у некоторых изменился почерк.
Для успешного проведения формативного оценивания учитель, должен определить для себя две цели: на каком этапе обучения находится ученик, и какие эффективные методы необходимо применить, чтобы совершенствовать свое преподавание. А ученики, в свою очередь, должны понимать, зачем они учатся, чему учатся.
В повседневной практике формативного оценивания можно использовать следующие методы для измерения уровня усвоения, прогресса обучающихся в процессе обучения:
Метод «Углы».
Учитель предлагает ученикам вопрос и размещает четыре возможных ответа по четырём углам класса. Ученики встают возле ответа, который считают верным, в групповой работе формулируют выбранные ответы и обосновывают своё мнение.
«Отброшенный вопрос».
Для повышения уровня понимания изученной темы «перекидывать» вопросы между учениками в классе: например: «Дима, ты поддерживаешь мнение Толи?», «Толя, как ещё можно дополнить ответ Димы?» и т.д.

«Поймай ответ».
Задавая вопрос, учитель бросает ученикам мешочек с горохом. Это придаёт процессу опрашивания кинеститический образ и ученики не принуждаются к добровольному ответу. Если ученик не знает ответа, он может перекинуть вопрос другому ученику. Если ученик поймавший мешочек, перекидывает вопрос другому ученику, стоимость вопроса снижается на 1 балл.
«Бросание мяча».
Учитель задаёт вопрос, бросая мяч. Ученик, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задаёт свой вопрос. Если ученик не может ответить на вопрос, он передаёт вопрос другому ученику.
«Найди слово».
В шкатулку кладутся кусочки бумаги, на которых записаны ключевые слова по теме. Один из учеников, взяв из шкатулки бумажку, в течение 1 минуты должен описать слово, но, не называя его. Ученик, угадавший слово, достаёт следующее слово и продолжает объяснять.
«Древо творчества»
У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают на уроках технологии из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце урока дети прикрепляют их на дерево: плоды – дело прошло полезно, плодотворно; цветок
–получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик – не все получилось, но я старался; желтый листик – не смог справиться с заданием, еще нужно поработать.
«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:
• зеленый – я умею сам,
• жёлтый – я умею, но не уверен,
• красный - нужна помощь.
Ученики должны научиться самооцениванию, а учитель, который всегда единолично оценивал, должен раскрыть ему основания, или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Вот, например, я на стадии рефлексии использую такой вид оценивания:
«У каждого на парте лежит незаконченный смайлик.
Теперь дорисуем нос:
– если вы хорошо поняли тему;
– если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы;
Теперь дорисуем рот:
- Урок понравился и вы довольны своей работой;
- Урок не понравился, я не очень доволен своей работой».
Овладевая технологией критериального оценивания, необходимо:
чётко знать планируемые результаты освоения обучающимися конкретной темы на базовом и повышенном уровне; выделять, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;
подбирать приемы, с помощью которых можно освоить данные знания; подбирать задания, формирующие данный конкретный навык;
совместно с детьми вырабатывать критерии оценивания, алгоритм действий,
Использование данной технологии позволяет учителю успешно реализовать деятельностный подход на уроке, ребёнку - активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к результатам, что даёт возможность определять собственные образовательные интересы и ставить образовательные задачи.
Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученика на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.

Литература:
1.Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы. (Учебно- методическое пособие). Астана, 2016
2.Иванова С.П. Формативное оценивание на практике. Астана, 2015.
3.Нурмагамбетова Ж.С., Баяндина З.К. «Критериальное оценивание учебных достижений учащихся и развитие профессиональной компетентности учителя», 2014.
4.Баранников А.В. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования» начальная школа. Плюс до и после, 2003.

nike loafer shoes for women on amazon store

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Рейтинг:   / 0

Стукаленко Н.М., д.п.н., профессор, директор

Иманова А.Н., докторант Phd, заместитель директора по УМР

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области

Социально-политические и экономические реформы страны невозможны без модернизации национальнго самосознания и мышления. Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода [1].
Наша страна богата историческими памятниками, характеризующими общечеловеческую цивилизацию. В них нашли отражение все этапы тысячелетней истории и культуры. Территория Казахстана издревле была одним из важнейших торгово-экономических, финансовых, культурных, ремесленных центров, играющих большую роль в функционировании трансконтинентального сухопутного Великого Шелкового пути, связывающего народы и государства Запада и Востока, Севера и Юга. Здесь исторически возникали, развивались и эволюционно сменяли друг друга многочисленные государственные образования тюрков.
Краеведение — изучение географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других ранее не известных факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.) [2]. Краеведение Казахстана – всестороннее и планомерное изучение нашей страны, его истории, природы, культуры и быта населения. Познав и изучив историю и природу края, необходимо целенаправленно и конкретно осуществлять мероприятия по охране исторических и культурных памятников, флоры и фауны, природных ресурсов. Краеведение – форма научной и общественной деятельности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и местные знатоки и старожилы. В изучении родного края большой вклад внесли известные исследователи, такие как: Шокан Уалиханов, Салих Бабаджанов, Григорий Потанин, Машхур-Жусуп Купеев, Аубакир Диваев, Николай Коншин, Николай Катанов, Евгений Михаэлис, Алихан Букейханов, Алексей Белослюдов, Александр Чулошников, Мухамеджан Тынышбаев, Ахмет Байтұрсынов, Халел Досмухамедов, Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан, Федор Фиельструп, Ермахан Бекмаханов, Александр Затаевич, Альвин Бимбоэс, Жагда Бабалыков, Озбекали Жанибеков, Максим Зверев, Николай Ивлев, Владимир Проскурин, Акселеу Сейдимбек, Касым Таукенов и др.) [3].
Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся. Исследование краеведения в Республике в целом и в её регионах в частности продиктовано необходимостью воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, любви и уважения к Родине. Возрастает роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.
Сегодня краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края (географию, историю, биологию, экологию, художественную литературу и фольклор, искусство и другие), специфические потребности и интересы региона в области образования. Новый предмет «Краеведение» начали преподавать по обновленному содержанию образования во всех школах Казахстана с 5 по 7 класс, он разработан в рамках проекта «Родная земля», предложенного Нурсултаном Назарбаевым. Каждый учебник включает знания на стыке 4 предметов - истории Казахстана, казахской литературы, географии и музыки.
Краеведение решает важнейшую задачу освоения и сохранения культурной и национальной идентичности. Краеведческие знания непосредственно включаются в поток социокультурной трансляции, обеспечивающей передачу новым поколениям края накопленного богатства культуры. Это помогает формированию культуры личности. Во- первых, дети будут гордиться великими людьми своего родного края, знать все о самых важных сакральных местах малой родины и осознавать свою причастность к богатой истории родного края. А во-вторых, смогут обо всем этом рассказать приезжающим в нашу страну туристам. Любовь к своей стране, патриотизм возможно воспитать благодаря таким предметам, как «Краеведение». Школьники лучше узнают свою Родину, будут понимать, что нам тоже есть, чем гордиться, поймут, какой вклад вносит страна в мировую культуру, какие у нас богатые традиции. Обо всем этом интересно и познавательно рассказывает предмет «Краеведение») [4].
Согласно инструктивно-методическому письму об особенностях преподавания краеведения в школе рекомендуется обратить особое внимание на традиции уважительного отношения к своим предкам, к опыту предшествующих поколений. Изучение тем «Памятники истории вокруг нас», «Исторические личности региона: бии, акыны, батыры и палуаны», «Легенды и сказания родного края» дают прекрасную возможность воспитывать на лучших примерах и образцах жизни своих земляков. Рекомендуется для демонстрации роли экспонатов в историческом наследии проводить музейные уроки. Уроки, проводимые на базе музеев, способствуют формированию гражданских и патриотических качеств учеников, расширению их познавательных интересов и способностей, развитию бережного отношения к историческим и культурным памятникам. Пи изучении тем: «Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях)», «Хранители культурно-исторических традиций: народные ремесла края», «Одна страна – одна судьба (народ моего края)», «Живые свидетели истории родного края» рекомендуется отмечать основные особенности родного края, какие народные прикладные искусства и ремесла характерны для данного региона. Ученики могут провести исследования относительно того, как появились названия рек, озер, местностей и пр. Можно организовать журналистские иследования и интервью с известными земляками – свидетелями исторических событий. Школьники смогут лучше узнать о героических и трудовых подвигах людей, известных в регионе в нынешнее время. Обучающиеся этого класса познакомятся с историей и традициями разных национальностей в регионе через тему «Одна страна – одна судьба (народа моего края)». Они узнают больше о трагедии переселенных народов, это поможет интегрировать учащихся в единую социальную среду [5].
Краеведение служит связующим звеном в интеграции многих учебных предметов. Курс краеведения логически дополняет курсы географии, биологии, истории, литературы и других предметов учебными знаниями о своем крае. Возможности для непосредственного изучения родного края в процессе учебных занятий ограничены. Поэтому системно-деятельностные результаты работы активно достигаются во внеклассное и во внеурочное время. Во внепрограммном краеведении ребята принимают участие на добровольных началах. Это туристские походы по родному краю, школьные экспедиции, археологические раскопки, организация экспозиций школьного музея и другие виды краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Организация и отношение к учебной программе этих видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они очень связаны.
Качество и объем краеведческой работы школьников, увлеченность и масштабы их деятельности во многом зависят от учителя. Если учитель не относиться формально, если он заинтересован, то тогда можно добиться огромных результатов. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от заинтересованности самого учителя и от того, как он сумеет заинтересовать краеведческой (поисковой) деятельностью своих учеников. Учитель должен хорошо знать свой край (область, регион), систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Занимаясь краеведческой работой с детьми и подростками, учитель в первую очередь повышает свой интеллектуальный уровень и более глубоко овладевает профессиональной компетенцией. Краеведение для учителя — верный путь к научно-исследовательской деятельности [6].
Для повышения профессиональной компетентности педагогов, преподающих краеведение в школе Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу» проводятся курсы повышения квалификации по теме «Организация и проведение краеведческой работы в школе». Задачами данных курсов является обеспечение теоретической подготовки учителей по вопросам преподавания краеведения, изучение основных задач, принципов и направлений краеведческой работы в школе, а также освоение эффективных методов преподавания краеведения. В процессе семинаров, тренингов, практических занятий и мастер-классов педагоги не только знакомятся с компетентностными подходами в управлении краеведческой работой, но и овладевают практическими навыками по организации и проведению исследований по изучению истории родного края, осваивают интерактивные формы и информационно-коммуникационные технологии в воспитательной работе, обеспечивающие эффективность формирования творческих способностей, духовно-нравственных, патриотических и лидерских качеств, активной гражданской позиции учеников.
Богатое культурное и историческое наследие нашего региона позволяет проводить практические занятия курсов на местах археологических раскопок, археологических памятников, памятников культуры. Стала традицией организация для слушателями данных курсов экскурсий в музеи города Кокшетау, школьные музеи, а также этноаулы и комплексы под открытым небом, такие как «Ботай-Бурабай», «Айганым», «Акмол» и другие. В ходе экскурсий слушатели получают огромное духовное обогащение, изучая самобытную культуру народа, погружаясь в уникальную историческую реальность.
Таким образом, развитие краеведения является актуальным направлением современного образования, т. к. главной его функцией является формирование у молодого поколения духовно-наравственных качеств.

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Краеведение.

nike air force 1 gingham shoes for women on amazon

Менің педагогикалық ұстанымым

Рейтинг:   / 0

Солтүстік Қазақстан облысы

Петропавл қаласы

«№2 орта мектеп» КММ

Есжанова Анара Асқаровна

қазақ тілі мен әдебиеті мұғалімі

Әлжанова Гүлзат Кенжебекқызы
«Өрлеу» БАҰО АҚФ СҚО ПҚ БАИ аға оқытушысы

Бала бойында білім нәрін себетін, адамгершілік дәнін егетін басты тұлға - ұстаз. Адам жанын нұрландырар ұғымының ұлысы – ұстаз. Мемлекетіміздің ең басты дүниесі тек қана табиғи байлық емес, сонымен қатар жасөспірім ұрпағы, өйткені олар- біздің ұлтымыздың болашақ айнасы» дегені мәлім. Олай болса, жас ұрпаққа білім мен тәрбие беретін ұстаз – баға жетпес биік тұлға. Ұстаздық ұлы қасиет. Ұстаз – білім нәрімен сусындаған жан. Абай атамыз «сен де бір кірпіш дүниеге, кетігін тап та, бар қалан» деп айтқандай әр оқушыға білім беріп, оған өмірлік бағыт сілтеп өмірге «кірпіш» болып қалануына зор үлес қосушы - мұғалім. Білімді, тәртіпті, тәрбиелі, инабатты, жаны таза рухы биік, Отаншыл адамды, тұлғаны қалыптастырып, баптайтын адамның өзі де қандай болуы керек, ол кім? Әрине, ол «ұлы» деген сөзбен тіркесіп келетін ұстаз, мұғалім.

Қазақстан Республикасының Президенті Н.Ә.Назарбаевтың 2004 жылғы халыққа арналған жолдауында келешекте бәсекелестікке дайын ұрпақ тәрбиелеуде тілдердің алатын орны айқын көрсетілген. Себебі қазіргі заман талабы – бірнеше тіл білу. Елімізде қазақ тілі – мелекеттік тіл, орыс тілі –ресми тіл, ағылшын тілі – халықаралық тіл мәртебесіне ие болып отыр.                    

Қазақстан Республикасының жалпы білім беретін мектептері педагогтерінің біліктілігін арттыру курстарының бағдарламасынан күтілетін нәтижелер оқушылардың қалай оқу керектігін үйреніп, соның нәтижесінде еркін өзіндік дәлел-уәждерін нанымды жеткізе білетін, ынталы, сенімді, сыни пікір көзқарастары жүйелі дамыған, қазақ, орыс, ағылшын тілдерін өз деңгейінде меңгерумен қатар, құзырлылық танытатын оқушы ретінде қалыптасуын қамтиды. Мұғалім сабақты ұйымдастырудың заманауи технологияларын ұтымды түрде қолданған жағдайда, тиімді әдәс-тәсілдерді дұрыс ұйымдастырған жағдайда ғана өз шәкірттерінің ойын шыңдап, белгілі бір жетістіктерге жетері сөзсіз.

Жаңа педагогикалық техналогиялар педагогика ғылымының жаңа саласы. Инновациялық үрдістің негізі - жаңалықтарды қалыптастыру, қолдану, жүзеге асырудың тұтастық қызметі. Инновация білім деңгейінің көтерілуіне жағдай жасайды. Оны «жаңалық», «жаңа әдіс», «өзгеріс», «жаңашылдық» яғни «жаңа әдістеме құралы» деп атауға болады. Инновацияны қолдану арқылы мұғалім өз-іс тәжірибесін байытып, еңбегін жеңілдетіп, белгілі бір нәтижеге жету - педагогиканың ең асыл заты негізгі ойды түсіну болып табылады. Негізгі ойды түсініп шығармашылық көзқараспен қараған мұғалім техналогия бойынша жұмыс атқара алады. Осы жерді мектептің мәселесін негізге ала отыра өзімнің мәселем «Сыни тұрғысынан ойлау технологиясын қолдану арқылы оқушылардың сөйлеу тілдерін дамыту» бойынша жұмыс жасаймын. Сондықтан жаңа педагогикалық техналогияларды өз тәжірибемде жие қолданамын. Онда нақты жаңа формация ұстазына лайықты алған білімім арқылы оқушыны сыни тұрғыда ойландыра отыра, өзіме де сыни тұрғыдан өзгергенімді байқадым. Үнсіз оқушыларымның мінсіз оқушыға айналарына осы бағдарламадағы тиімді әдіс-тәсілдер арқылы жетуге болатынын тәжірибе дәлелдедім. Өз жұмысымда осы тиімді оқыту мен оқу бағдарламасын негізге ала отыра, оқушылардың қалай оқу керектігін, яғни орта білім беру жүйесінде әлемдік жоғары деңгейге қол жеткізген сындарлы оқыту теориясына негізделген тәсіл қолайлы болды. «Жигсо-1» әдісі көлемі үлкен мәтіндерді талдауға жол ашып берсе, ЖАДА- оқушының құрбы-құрдастары арқылы түсінуін меңгертетін бірден-бір жол. Әлем мойындаған сындарлы оқыту теориясына негізделген оқытуда әр сабағымды оқушының идеясы мен білім-біліктілігін дамытуға ықпал-ететін міндеттерге сай өткізудемін. Оқушының сабақты көтеріңкі көңілмен, құрбы –құрдастарына тілек, жылы лебіз айтып, ынтымақтастық орта қалыптастыра отыра бастауы арқылы оқушының сабаққа, тіл үйренуге деген құлшынысын байқадым. «Шаттық шеңбері», «Әуенді тыңда» атты әдістер арқылы жүзеге асырамын. Өткен тақырыпты қорыту мақсатында «Өрмекші торы», «Ыстық орындық», «Желпеуіш», «Қытай қағазы» әдістері арқылы жүргізу оқушыны жалықтырмай, қайта ұмытқанын еске түсіретін қолайлы әдіс . Оқушының сыни түрде ойлана отыра, сұрақтарға жауап беруде мұғалім жағдай туғыза отыра, сабақтың тақырыбын, мақсатын болжатады. Қызығушылықты ояту бөлімін «Ой шақыру» әдісі, яғни , бейнежазба, жұмбақ, сөзжұмбақ, өлең жолдары арқылы ашамыз.

-Бейнежазба сендерге қандай ой салды?

-Қалай ойлайсыңдар, неліктен осылай істеуге тура келді?

-Бүгінгі сабақта не жайында айтылады деп ойлайсыздар? атты түрткі сұрақтар оқушыны сыни түрде ойландырып, нені білетіндерін болжай алуға жол ашады.

Мағынаны тану сатысында зерттеушілік тұрғыдағы тапсырмалар: Мысалы: «Фишбоун», «ВЕНН диаграммасы», «Ойлан, жұптас, пікірлес», «Кубизм»,

«Алты ойлау қалпағы». Дұрыс әдісті таңдау, баланы жалықтырмайтындай, шаршатпайтындай етіп өткізу ол мұғалімге дұрыс бағыт-бағдар беруді талап етеді. Ой қорыту сатысында « Сэндвич мадақтауы», «Екі жұлдыз, бір тілек» әдістері арқылы кері байланыс жүргізу оқушының нені біліп, нені білгісі келетінін анықтайды. Бұл мұғалімге келесі сабаққа дайындалар кезінде оқушыны не қызықтыратынын білуге жол ашады. Тапсырманы аяқтағанын шапалақ соғу арқылы білдіреміз. Топтың «Алтын ережесін» білу, сабақтың сапалы өтуінің бір негізі. Топтық жұмыс арқылы әр тапсырманы орындау кезінде оқушылардың белсенділігінің артқаны байқалады.

Диалог арқылы сөйлеу дағдыларын дамыттым, көп қырлы зиятқа ие, өзіндік мені қалыптасқан тұлға қалыптастыру жолында тиімді әдіс екенін байқадым. Диалог сабақта оқушылардың қызығушылығын арттырумен қатар, олардың білім деңгейінің өсуіне үлес қосады. «Дүниеге келер әлі талай Қасым» атты әдеби кеш те өз деңгейінде өтті. Қасым өлеңдерін мәнерлеп оқуда, қойылым кезінде топпен, жұппен, жеке жұмыс түрлерінің тиімділігі байқалды. Сондықтан әр уақытта сабақта оқушылардың сыни ойлауын дамыту мен сындарлы көзқарасын қалыптастыру басшылыққа алынуы қажет. Сыни ойлауды дамыту әдісі дәcтүрлі білімнің дайын күйінде берілуі кезінде дамымайды. Нақты жағдайда «Мынаны былай жасау керeк» деп көрсетпей, оқушының өзінің шығармашылық ойлауының орын алуына мүмкiндік беру, шешiм қабылдауға үйрету, жауапкершілігін арттыру. Осы тұрғыда оқушылaрдың арасынан дарынды оқушылар анықтала бастайды. Дарынды оқушылар топта өзіндік пiкірлерімен ғана емес, көшбасшылық қасиетімен таныла бастайды. Олар топтық жұмыста белсенділік танытып, қасындағы cеріктесіне бағыт беріп, кей жағдайда «үнсіз оқушылардың» ашылуына да көп көмегін тигізеді. Бір сөзбен айтқанда, мен мұғaлім ретінде өзгерістерді не үшін енгізіп отырғанымды жетік білдім. НЕГЕ-ні білу оқыту және оқушылар туралы жан-жақты, терең білімімнің болуын, жоғары деңгейлі өзін-өзі тану мен мақсатты сын тұрғысынан талдауды талап ететініне тағыда көзім жете түсті.

Мұндағы негізгі басымдықтарым:

-Жекелеген оқушылардың сабақ тақырыбын қабылдау ерекшеліктерін түсінуге ұмтылуы;

-Оқушылардың білім-түсініктерін жетілдіру немесе жақсарту мақсатында олармен жұмыс жүргізу қажеттігін ұғынуы;

-Кейбір оқушылардың тақырыпты өзіне оңтайлы бірегей тәсілмен меңгерілетіндігін жете түсінуі;

Ұзақ мерзімді, орта мерзімді және қысқа мерзімді жоспарлар арқылы тізбектелген сабақтар топтамасы- білім сапасының негізі. Бұл жаңаша білім арқылы мынадай оңтайлы оқыту ұсынысын байқадым. Оқушыларым оқу үдерісіне белсене қатысады. Олар өз білімдерін бағалап, өздері ұсынған қорытындыларының дәлелдерін ұсына біледі және бір-біріне сын тұрғысынан қарай алады.Өзім ұсынған дәлелдерді құру мен талдауға арналған тәсілдерге белсене араласады. Пікірлерді бағалауда біліктілік танытып келеді.

Оқушылырдың диалогке қатысу кезінде сөз қорының байытқанын, оны тиімді қолдана білетіндерін байқатуда. Сабақта алған білімдерін қоршаған ортадағы қиындықтардан шығу жолында жұмсап, тілдік орта қалыптастыра алды.

Жоғарыда өткізген тәжірибелеріме қарап отырып, білім беру немесе оқыту мен оқу үдерісін дамыту барысында жеке жасаған жұмыстардың жетістігі төмен болатынына көз жеткіздім. Жеке жұмыс жасағанда барлығы өзіңе дұрыс жасалғандай болып көрінгенімен, өзгемен салыстырғанда жасап жатқан жұмысыңның артықшылығы мен кемшілігіне көз жеткізесің. Сонда ғана әрбір ізденуші өз тәжірибесіндегі кемшіліктерді жөндеуге талпыныс жасайды деп ойлаймын.

   Болашақта мен:

-Әріптестерімнің бойындағы көшбасшылық қабілетінің ашылуына одан ары қарай ықпал жасай беремін.

-Мұғалімнің өз жұмысына көзқарасын өзгертуге ықпал жасаймын;

-Жас мамандарға қолдау көрсете отырып, пәндік деңгейден әдіснамалық деңгейге жетуіне ықпал етемін;

Біз қашан да «Білім мен тәрбие егіз» дейміз. Шынында да, сапалы білім, саналы тәрбиені тал бойына сіңірген жас ұрпақ ұлт тірегі болары анық. Сол себепті де   5-сыныпқа сынып жетекшілік қызметін атқарып келем. Білім мен тәрбиені ұштастыру мақсатында сыныбымда тәрбие саласында түрлі жұмыстар жүргіземін. Атап айтсам, салауатты өмір салтын насихаттау мақсатында «Денсаулық – зор байлық», өзін-өзі тәрбиелеу бағытында «Біз болашақтың гүліміз». Мектепте «Абай оқулары» және «Мұқағали оқулары» іс-шаралар өтіп тұрады.

 Ұлы ойшыл айтқандай, адамды жеке тұлға ретінде танытатын оның бойындағы барлық қасиеті ғана емес, сонымен қатар оның өзін-өзі танытуға деп қойған мақсатына ұмтылысы да ерекше қасиеттерінің бірі болып табылады.

Мұғалім қажеттіліктің  туындауына ықпал ететін мына шарттарды атап өткім келеді.

–қайшылықтарды  жеңе білу.

–өзінің жеке тұлғалық кәсіби қасиеттерін танып білу.

–іс-әрекеттің біріккен түрін қолдана білу.

Қорыта айтқанда, ел болашағы - жастарды білімді, жан – жақты, шығармашыл тұлға етіп қалыптастыру үшін оқыту мен оқуда жаңа әдістерді тәжірибеге батыл енгізу қажет, ал әрбір құзіретті мұғалім өз идеясын жүзеге асыруда ізденуге ерінбеу керек. Сондықтан мен бұл жұмыcымды жүйелі түрде жалғастырамын деп алдағы уақытқа мақсат етіп қойып отырмын.

adidas Mutator

Как помочь ребенку адаптироваться?

Рейтинг:   / 0

Долгих Алёна Алексеевна,

Педагог-психолог КГУ «Кызыласкерская средняя школа имени В.М. Скачкова»

Мамлютского района

Северо-Казахстанской области.

Ахметова Асем Едильжановна
старший преподаватель
Филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 

Адаптация - период привыкания к новым социальным условиям, которое зависит от индивидуальных особенностей. Очень важно, что бы этот переход не происходил резко, так как это является основной причиной дезадаптации.
Социальная адаптация может протекать в различных формах:
Активная: взаимодействие индивида со средой характеризуется стремлением его изменить эту среду, подогнать ее под собственные правила и представления о нормах и ценностях.
Пассивная: индивид просто воспринимает нормы и правила поведения новой для него социальной группы, пытаясь пересмотреть свои взгляды и убеждения, уже сложившиеся формы социального поведения.
Нарушение адаптивных процессов могут быть вызваны следующими факторами:
Психологической не готовностью ребенка к обучению в школе;
Недостаточной или чрезмерной интеллектуальной подготовкой ученика;
Кризисом семи лет (утрата детской непосредственности, протест и неприятие всего того, что говорят взрослые и т.д.);
Проблемами в сфере межличностных отношений в классном коллективе (с учителем и одноклассниками).
Если с переходом в новое социальное окружение сразу поставить ребенка в условия новой деятельности, это может привести к тому, что он растеряется, потеряет веру в себя. Возникает негатив к школе, родителям, одноклассникам, учителям. Поэтому переход должен быть плавным и сопровождать его должен опытный психолог.

Как же организовать работу, что бы помочь детям пройти период безболезненно и не потерять драгоценное время?!
Диагностическая работа.
Проводя различные диагностические методики нельзя забывать о важности метода наблюдения.
Я считаю, что при диагностике личности, большое значение имеет непосредственное наблюдение за поведением ребенка на переменах, уроках, в кругу сверстников. О наличии тревожности многое может рассказать реакция ребенка на ошибки, замечания. Одна из основных форм школьной тревожности – «ориентированность на ошибку», которая, как правило, подкрепляется неправильным отношением взрослых, как к недопустимому наказуемому явлению.
Для проведения диагностики можно использовать следующие методики:
1.Методика «Два дома»
Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.
Друзья заносятся в первый домик; те, с кем не дружат – во второй
2.Методика «Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как он оценивает окружающих.
Ученикам предлагается лесенка с 5-ю позициями. На самой верхней ступени должны быть размещены лучшие друзья, на средней (третей) – просто товарищи, на нижней – те, с кем не дружат.
3.Методика Р.С. Немова «Какой Я?»
Методика направлена на определение уровня самооценки.
Детям предлагается оценить себя по десяти качествам. Полученные оценки затем переводятся в баллы.
Отношение первоклассников к школе.
4.Метод неоконченных предложений
Методика предназначена для выявления страхов младших школьников в разных сферах общения и деятельности. В данном случае – диагностика страха школы.
В методике даются 7 предложений, которые необходимо продолжить.
Оценка результатов: в окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания детей.
5.Определение у младших школьников сформированности «внутренней позиции школьника»
Методика помогает выяснить осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.
Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го.
В целом, ответы должны быть утвердительными. Отрицательный должен быть дан только на один – 2-й.
Каждое совпадение оценивается в один бал. Чем больше баллов, тем сформированнее позиция школьника.
6.Определение доминирования познавательного или игрового мотива
Цель: определение психологической готовности к школе.
Интерпретация: выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива.
Детей приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают им в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор приглашает детей сесть и послушать сказку. Детям читают интересную сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает детей, что им в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными игрушками или дослушать сказку до конца.
Консультативная работа:
- Учителям, принимающим детей, необходимо знать возрастные особенности детей.
- В течение первого месяца проверять готовность ребенка к уроку. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
- Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену
- Учителям-предметникам необходимо сформировать единые требования к подготовки к урокам, оформлению работы, приветствие учителя и т.д. Так как ребенок может путаться, кто какие правила предложил и когда их нужно учитывать.
- Старайтесь уделять больше внимания на индивидуальные беседы.
Что делать родителям?
-В период адаптации важно обеспечить спокойную, щадящую обстановку, ребенок должен ощущать поддержку. Спокойствие домашней жизни поможет ребенку более эффективно решать проблемы в школе.
-Беседуйте о школе! Расскажите о вашем положительном опыте школьной жизни. Интересуйтесь, как прошел день в школе.
-Помогайте ребенку с домашним заданием, но не делайте его сами!
-Помогите ребенку влиться в новый коллектив. Приглашайте одноклассников в гости.
-Чаще посещайте школу, беседуйте с классным руководителем о школьной жизни вашего ребенка.
-Во время беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, что бы улучшить школьную жизнь ребенка.
Коррекционная работа.
При возникновении дезадаптации психологу следует составить план мероприятий по устранению проблем. Составляя программу, я акцентирую внимание на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей.
- Большим помощником для меня являются арттерапия. Благодаря данному методу дети передают свое настроение с помощью цвета, учатся видеть мир другими глазами.
- Аутотренинги направленные на понимание чувств как своих, так и окружающих. Использую такие тренинговые упражнения, как: «Я сердит», «Мой гнев», «Кубик эмоций», «Слушаем себя».
- Сказкотерапия «Сердитый дог Буль», «Львенок в школе», «Чудо- Кактус», «Аленка-вредина».
- Музыкатерапия, позволяющая детям раскрепоститься, скинуть лишнюю негативную энергию.
По итогу проведения вышеперечисленных мероприятий, можно получить следующие результаты:
У большинства детей преобладает положительное отношение к школе, учителю, обучению;
Свидетельством положительной динамики в адаптации свидетельствует формирование позиции школьника;
Интерес к учебной деятельности вызывает тот урок, на котором используются различные формы деятельности;
Почти полностью устранены главные затруднения в процессе адаптации к школьной жизни - взаимоотношение со сверстниками;
Помните! Что любую проблему легче предотвратить, чем разрешить. Поэтому, необходимо тщательно провести профилактические мероприятия. Работа должна вестись комплексно, в трех направлениях – учителя, родители, дети.

2. Гургенидзе Ю. Статья «Как помочь первокласснику освоится в школе?» / Статьи по психологии // Интернет-ресурс: http://www.spravka050.ru/article/psicho/10638

sneakers

Сын тұрғысынан ойлау арқылы оқу мен жазуды дамыту жолы

Рейтинг:   / 0

Таймуллина Бақытгүл Қайроллақызы

Петропавл қаласы

«БЭСТ гимназиясы»КММ

қазақ тіл мен әдебиет пәні мұғалімі

Әлжанова Гүлзат Кенжебекқызы

«Өрлеу» БАҰО АҚФ
СҚО ПҚ БАИ аға оқытушысы

Аннотация

В статье рассмотрены виды работ и учебные приемы развития критического мышления учеников на уроках казахского языка и литературы. Автор поясняет, что грамотное применение стратегии и методов критического мышления через чтение и письмо способствуют не только повышению мотивации обучаемых, но также служат учителю своеобразным инструментом, позволяющим варьировать методы обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учеников, а также развитие творческого мышления.

 Аnnotation

In the article considers the types of work and teaching methods for the development of critical thinking of students in the lessons of the Kazakh language and literature. The author explains that the competent application of the strategy and methods of critical thinking through reading and writing not only helps to increase the motivation of students, but also serves as a kind of tool for the teacher to vary teaching methods depending on the individual characteristics of students, as well as the development of creative thinking..

Елбасымыз Н.Ә.Назарбаевтың «Қазақстан – 2030» Қазақстан халқына арналған жолдауында: «Біздің жас мемлекетіміз өсіп, жетіліп, кемелденеді, біздің балаларымыз бен немерелеріміз онымен бірге ер жетеді. Олар өз ұрпағының жауапты да жігерлі, білім өрісі биік, денсаулығы мықты өкілдері болады. Олар бабаларының игі дәстүрлерін сақтай отырып, қазіргі заманғы нарықтық экономика жағдайында жұмыс істеуге даяр. Олар қазақ, орыс, ағылшын тілдерін еркін меңгеріп, бейбіт, абат, жылдам өркендету үстіндегі, күллі әлемге әйгілі, әрі сыйлы өз елінің патриоттары болады», - деп көрсетілген. Демек, Тұңғыш президентіміздің үмітін ақтау әрбір ұстаздың парызы деп білемін.Сондықтан өзімнің кәсіби іс-тәжірибемде жаңа педагогикалық технологияның мүмкіндіктерін қолдану арқылы оқушылардың шығармашылық қабілеттерін арттыруға және білімнің басты мазмұны адамгершілікке баулуға жұмыс жасаймын. Білімді көтерудегі жүйелі және кешенді әрекет оқу-тәрбие үрдісімен тығыз байланысты және мұғалім өз тәжірибесінде қазіргі заманға сай әдістемені, дамыта оқудың түрі мен формасын толық меңгергені абзал. Өз тәжірибемде тіл мен әдебиет пәнін шын мәнінде танымдық, тәрбиелік құрал ретінде жүргізуді мақсат етіп қойдым. Мысалы, сыни тұрғыдан ойлау технологиясын әдебиет сабақтарында қолдану өте тиімді. Сондықтан менің таңдап алған жеке мәселем: «Сын тұрғысынан ойлау арқылы оқу мен жазуды дамыту» болып табылады.“Сыни ойлауды дамыту” жобасы авторының бірі Ч.Темпл күтілетін нәтижелерді нақты айқындап, жазба жұмыстарын жиі орындатып, ой-өрісін дамытатын сұрақтар қойып, пәнді әлеммен, күнделікті өмірмен байланыстыру керектігін айтып өткен. Сондықтан мен өз сабақтарымда «Өрмекші», «Балық сүйегі», «Кластер» әдістерін жиі қолданамын.«Өрмекші» әдісі арқылы оқушылар бір-біріне жеңіл және күрделі сұрақтар қойып,оған жауап беруге үйренеді.Бұл әдіс арқылы оқушылардың тілдік қоры,ойлау қабілеттері дамиды.«Кластер» немесе «Топтастыру», «Жинақтау» әдісі оқушылардың ойын жинақтауға, топтастыруға, ассосациялауға тиімді. Бұл әдіс сабақтың әр кезеңінде де қолайлы. Топта, жұпта, ортақ пікірлерін плакатқа маркермен жазып, тақтаға іліп қойып түсіндіреді немесе қысқаша ойларын сынып алдында айтады.«Фишбон» әдісі проблемаларды анықтау және одан шығу жолдарын қарастыру моделі болып табылады. Оқыту процесінде бұл әдіс оқушылардың ортақ тақырыпты талқылауына септігін тигізеді.Сабақтың тақырыбына байланысты балықтың басына проблемалық тақырып жазылады, олар балықтың астыңғы сүйектеріне проблемаларды тізіп жазады.Жоғарғы бөлігіне шығу жолдарын жазып кетеді.Бұдан шығатын нәтиже сабақта оқушылардың қызығушылығын, сыни тұрғыдан ойлау қабілеттерін арттырады, ауыз екі сөйлеу тілін дамытады.Қазіргі таңда білім берудің маңызды шарты оқу үрдісінде оқушылардың қызығушылығын арттыра отырып, өздігінен білім алуға құштарлығын дамыту болып табылады. Сондықтан оқушы оқу үдерісіне белсенді қатысқанда ғана материалды терең меңгеруге қол жеткізеді.Мысалы, сыни тұрғыдан ойлау технологиясын орыс сыныптарында қазақ тілі мен әдебиет сабақтарында қолдану өте тиімді. Әсіресе, жаңартылған білім бағдарламасы бойынша Блум таксономиясы арқылы біртіндеп сұрақтардың күрделілік деңгейін арттырып беру, сөйтіп барып негізгі мақсат етілген нәтижеге алып келу арқылы, біріншіден, оқушының қандай да болмасын қиын проблеманы шешуге өздігінен келуі табиғи түрде жүзеге асатындығына көз жеткіздім. Соның нәтижесінде оқушының өз жұмысының нәтижесін көзімен көруге, қуаныш пен қанағаттану сезімінің пайда болатындығын байқадым. Мұның өзі оқушыларымның менің пәніме, менің сабақтарыма деген қызығушылықтарының артуына септігін тигізді деп ойлаймын. Тіл мен әдебиет сабақтарында өздігінен зерттеу әдісіне негізделген тапсырмалар, яғни белгілі бір тақырыптар бойынша сирек кездесетін және мағынасы түсініксіз сөздер және бүгінгі күні қолданыстан шығып қалған мақал-мәтелдер мен көнерген сөздерге зерттеу жасатамын. Нәтижесінде мақал–мәтелдердің мағынасын ашып, соның негізінде тақырыпқа байланысты эссе жазуға үйренді. Көнерген сөздердің сөздігін жасады. Сабақта пікірталасқа, ойталқыға, сөз жарысына, сөзталасына үйретемін. Жазушы немесе ақындар рухымен тілдесу мақсатында бірінші жақта хат жаздырып, оқушы сезімін оятуға, тәрбиелеуге тырысамын. Нәтижесінде оқушым қалалық Мағжан оуларына қатысып жүлделі ІІІ орынды иеленді. Ол «Мағжан өлеңдеріндегі теңеулер» тақырыбына ғылыми жоба жазып,қорғады.Біз, яғни мұғалімдер үшін, оқушының дамуы, өсуі үнемі көз алдыңда өтеді. Қазіргі уақытта менің оқушыларым көркем шығарманы оқуға және талдауға әбден төселген. Өздерінің ой-пікірлерін іркілмей ашық айта алады және ұсыныстарын да білдіреді.Ұстаз қай уақытта болмасын оқушы көкейінде қалықтап, жүрегіне нәр құюы керек! Міне сонда ғана ұстаз-ұстаз болмақшы.«Шәркіртсіз ұстаз – тұл», - демекші алдағы уақытты жас ұрпаққа сапалы білім, саналы тәрбие беруде өз үлесімді қоса бермекпін.

Пайдаланылған әдебиеттер:

1.Мемлекет басшысы Н.Ә.Назарбаевтың «Қазақстан-2030» жолдауы

2.Мұғалімдерге арналған нұсқаулық. «Назарбаев зияткерлік мектебі» ДББҰ 2012ж; 

3.Әдістемелік нұсқау хат, 2018-2019 оқу жылы

4.Қазақстан Республикасының «Білім туралы» Заңы, Алматы. 2008ж..

5.«Қазақ әдебиеті» газеті. №16 19-25 сәуір, 2013ж .

 

Trava Mista Cano Alto
                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика