Воспитательная работа в условиях современной школы

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сафронова Елена Михайловна,
учитель истории КГУ «Ясновская средняя школа»
Есильского района

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества изменяется воспитание: его цели, содержание, средства. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.

К.У.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Воспитание – непрерывный процесс, пока живет человек, и вечный, пока существует человечество.

Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму.

Форма воспитательной работы – это ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.

  

8 направлений воспитательной работы:

1. Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитание

Цель: формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.

2. Духовно-нравственное воспитание

Цель: формирование духовно-нравственных и эстетических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями и традициями казахстанского общества.

3. Национальное воспитание

   Цель: ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языку, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.

4. Семейное воспитание

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей.

5. Трудовое, экономическое и экологическое воспитание

Цель: формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.

6. Поликультурное и художественно-эстетическое воспитание

Цель: формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды.

7. Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культуры

Цель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.

8. Физическое воспитание, здоровый образ жизни

Цель: создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.

Характеристика некоторых форм воспитательной работы

  Организация внеурочной деятельности детей была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, позволяют пережить счастливые минуты единения. 

    Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены главным датам и событиям нашей страны, юбилеям писателей, деятелей культуры и науки и другие. Праздники могут быть познавательно-развлекательными и фольклорными. В течение учебного года можно организовать и провести 4-5 таких мероприятий. Они расширяют кругозор детей, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества. Тема праздника должна быть интересной, соответствовать возрасту детей.

Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. В последнее время стало популярно проводить интеллектуальные онлайн-конкурсы и олимпиады. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В процессе проведения конкурсов и смотров устраиваются выставки рисунков, сочинений, поделок, проектов и др., отражающие творчество школьников. Проводятся школьные олимпиады по общеобразовательным предметам. Их цель – вовлечь как можно больше детей в учебно-познавательный процесс, глубокое изучение предмета, выявление талантливых и одаренных детей, помочь таким детям развивать их способности.

  Наиболее распространенной и доступной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведенного времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения.

  Классный час – форма прямого общения классного руководителя со своими воспитанниками: беседа, разговор, сбор коллектива для выработки плана участия класса в общешкольном мероприятии, психологический тренинг по каким - либо проблемам общения и т.д.

 

  Критерии успешности классного часа:

интерес учащихся к теме;

активность учащихся;

улучшение отношений педагога с детьми;

изменение психологического климата в классе, сплочение классного         коллектива, появление совместных ценностей, переживаний и чувств;

отсутствие конфликтов, которые, возможно, случались раньше;

вовлеченность в активную классную жизнь недавних «изгоев», «отверженных»;

улучшение отношений с родителями;

повышение ответственности за учебу и, как следствие, повышение успеваемости.

Особенности эффективности форм воспитательной работы.

1) наблюдение за поведением участников в процессе подготовки и проведении воспитательного мероприятия, когда можно оценить и зафиксировать позицию каждого по определенным критериям;

2) наблюдение за поведением учеников в ходе воспитательной работы и их отношениями после воспитательного мероприятия;

3) анкетирование участников;

4) использование цветограммы для оценки проведенного мероприятия;

5) символическая оценка настроения после внеклассного мероприятия.

  Важным показателем эффективности любого воспитательного мероприятия является последействие. Делается анализ прошедшего мероприятия, планируются новые, подводятся итоги каждой четверти, всего учебного года. Об эффективности форм воспитательной работы можно судить по тому, как участники включались в анализ, насколько глубоко они характеризуют проделанную работу и как оценивают собственную активность. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель мог внести коррективы в последующие действия и в планирование воспитательной работы. Важно постоянно отслеживать результаты своей деятельности. В конце года учащимся предлагается вспомнить все мероприятия, в которых они принимали участие, и оценить их с помощью цветограммы или словесно.

  Особенно целесообразным представляется использование комплексных форм. Дело в том, что жизнь класса и школы часто оказывается насыщена мелкими мероприятиями, которые проходят чуть ли не каждый день и утомляют как детей, так и взрослых. Представляется эффективным создание цикла воспитательных мероприятий как для школы, так и для одного класса. Тогда классный руководитель сможет упорядочить свою работу, объединить множество мелких и порой неэффективных мероприятий в несколько крупных и полезных. 

  Не обязательно каждый год придумывать новый план воспитательных мероприятий. Сами мероприятия могут повторяться год за годом, а вот их содержание каждый раз меняться. Учителю необходимо предусмотреть наличие конкретных ролей и функций для каждого участника мероприятия (каждого ученика в классе, родителя, учителей-предметников, самого классного руководителя). То есть мероприятие должно состояться для каждого и дать необходимые воспитательные эффекты.

 

Литература:

1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11кл. М., 2006г.

2. Назарбаев Н.А. Статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», 12 апреля 2017года.

3. Темирбаев М.Е. Воспитание казахстанского патриотизма в условиях поликультурного общества.

     https://infourok.ru/

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.С развитием общества изменяется воспитание: его цели, содержание, средства. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.К.У.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».Воспитание – непрерывный процесс, пока живет человек, и вечный, пока существует человечество.Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму.Форма воспитательной работы – это ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.  8 направлений воспитательной работы:1. Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности, правовое воспитаниеЦель: формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; политической, правовой и антикоррупционной культуры личности; правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилию в детской и молодежной среде.2. Духовно-нравственное воспитаниеЦель: формирование духовно-нравственных и эстетических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с общечеловеческими ценностями и традициями казахстанского общества.3. Национальное воспитание   Цель: ориентация личности на общечеловеческие и национальные ценности, уважение к родному и государственному языку, культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.4. Семейное воспитаниеЦель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности и ответственности за воспитание детей.5. Трудовое, экономическое и экологическое воспитаниеЦель: формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению, развитие экономического мышления и экологической культуры личности.6. Поликультурное и художественно-эстетическое воспитаниеЦель: формирование общекультурных навыков поведения, развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности, создание в организациях образования поликультурной среды.7. Интеллектуальное воспитание, воспитание информационной культурыЦель: формирование мотивационного пространства, обеспечивающего развитие интеллектуальных возможностей, лидерских качеств и одаренности каждой личности, а также информационной культуры.8. Физическое воспитание, здоровый образ жизниЦель: создание пространства для успешного формирования навыков здорового образа жизни, сохранения физического и психологического здоровья, умения определять факторы, наносящие вред здоровью.Характеристика некоторых форм воспитательной работы  Организация внеурочной деятельности детей была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, позволяют пережить счастливые минуты единения.     Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены главным датам и событиям нашей страны, юбилеям писателей, деятелей культуры и науки и другие. Праздники могут быть познавательно-развлекательными и фольклорными. В течение учебного года можно организовать и провести 4-5 таких мероприятий. Они расширяют кругозор детей, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества. Тема праздника должна быть интересной, соответствовать возрасту детей. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. В последнее время стало популярно проводить интеллектуальные онлайн-конкурсы и олимпиады. Такие мероприятия стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В процессе проведения конкурсов и смотров устраиваются выставки рисунков, сочинений, поделок, проектов и др., отражающие творчество школьников. Проводятся школьные олимпиады по общеобразовательным предметам. Их цель – вовлечь как можно больше детей в учебно-познавательный процесс, глубокое изучение предмета, выявление талантливых и одаренных детей, помочь таким детям развивать их способности.  Наиболее распространенной и доступной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведенного времени и является составной частью воспитательной деятельности как классного руководителя, так и всего учебного заведения.  Классный час – форма прямого общения классного руководителя со своими воспитанниками: беседа, разговор, сбор коллектива для выработки плана участия класса в общешкольном мероприятии, психологический тренинг по каким - либо проблемам общения и т.д.
  Критерии успешности классного часа: интерес учащихся к теме; активность учащихся; улучшение отношений педагога с детьми; изменение психологического климата в классе, сплочение классного         коллектива, появление совместных ценностей, переживаний и чувств; отсутствие конфликтов, которые, возможно, случались раньше; вовлеченность в активную классную жизнь недавних «изгоев», «отверженных»; улучшение отношений с родителями; повышение ответственности за учебу и, как следствие, повышение успеваемости.Особенности эффективности форм воспитательной работы.1) наблюдение за поведением участников в процессе подготовки и проведении воспитательного мероприятия, когда можно оценить и зафиксировать позицию каждого по определенным критериям;2) наблюдение за поведением учеников в ходе воспитательной работы и их отношениями после воспитательного мероприятия;3) анкетирование участников;4) использование цветограммы для оценки проведенного мероприятия;5) символическая оценка настроения после внеклассного мероприятия.  Важным показателем эффективности любого воспитательного мероприятия является последействие. Делается анализ прошедшего мероприятия, планируются новые, подводятся итоги каждой четверти, всего учебного года. Об эффективности форм воспитательной работы можно судить по тому, как участники включались в анализ, насколько глубоко они характеризуют проделанную работу и как оценивают собственную активность. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель мог внести коррективы в последующие действия и в планирование воспитательной работы. Важно постоянно отслеживать результаты своей деятельности. В конце года учащимся предлагается вспомнить все мероприятия, в которых они принимали участие, и оценить их с помощью цветограммы или словесно.  Особенно целесообразным представляется использование комплексных форм. Дело в том, что жизнь класса и школы часто оказывается насыщена мелкими мероприятиями, которые проходят чуть ли не каждый день и утомляют как детей, так и взрослых. Представляется эффективным создание цикла воспитательных мероприятий как для школы, так и для одного класса. Тогда классный руководитель сможет упорядочить свою работу, объединить множество мелких и порой неэффективных мероприятий в несколько крупных и полезных.   Не обязательно каждый год придумывать новый план воспитательных мероприятий. Сами мероприятия могут повторяться год за годом, а вот их содержание каждый раз меняться. Учителю необходимо предусмотреть наличие конкретных ролей и функций для каждого участника мероприятия (каждого ученика в классе, родителя, учителей-предметников, самого классного руководителя). То есть мероприятие должно состояться для каждого и дать необходимые воспитательные эффекты.
Литература:1. Дереклеева Н.И. Справочник завуча: Воспитательная работа. 5-11кл. М., 2006г.2. Назарбаев Н.А. Статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», 12 апреля 2017года.3. Темирбаев М.Е. Воспитание казахстанского патриотизма в условиях поликультурного общества.     https://infourok.ru/

adidas
                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика