Критериальное оценивание как условие успешной модернизации образования

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Оберцейслер Валенитина Николаевна,
учитель русского языка и литературы КГУ «Златогорская средняя школа» Айыртауского района

  Одним из главных приоритетов качественного образования казахстанцев сегодня является вхождение в мировое образовательное пространство.                                                              

Именно поэтому система образования, ориентированная на принципы компетентностного подхода к обучению, находится в активном поиске оптимальных методов и форм обучения. Школы и вузы руководствуются стратегической идеей Н.А. Назарбаева, представленной в Стратегии «Казахстан 2050»: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией» 

  Современное школьное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, которая побуждает учащихся не только запомнить учебный материал, но и выработать к нему личное отношение, придавая этим знаниям личный смысл. В этом ракурсе особое значение имеет необходимость модернизации не только приёмов и методов преподавания, но и оценивания достижений учащихся, напрямую связанного с системой личностно-ориентированного обучения.

      В основе личностно-ориентированной парадигмы лежит понимание того, что кроме «чисто знаний», кроме чисто мыслительных умений современная жизнь требует от молодого человека таких качеств личности, которые необходимы всегда и везде. «Личностные качества – это индивидуально проявляемые каждым отдельным человеком, только ему свойственные отношения к общим ценностям, придающие им личностный характер: культуре, творчеству, свободе, патриотизму, интернационализму, личной производительности, частной собственности, гражданскому обществу, справедливости, порядочности, совести, стыду и т.д. Они личностные, т.к. определяются личностью и принадлежат лично – каждому человеку в отдельности».

    Переход на обновлённое образование предполагает не просто доходчивое объяснение учебного материала, который запоминает ученик, а такое преподавание, которое предполагает нацеливание учащихся на выработку субъективного или личного мнения о получаемых знаниях. 

    Сила личности состоит в том, чтобы противостоять усредняющим влияниям среды и сохранить то личное, что не просто выделяет человека как индивидуальность, а возвышает над окружающими как личность, обладающую зарядом духовности. Все эти качества без духовности не имеют смысла. Цель здесь – не только накопление «суммы знаний» и «развитие мыслительных способностей». Всё это – только некоторые из средств достижения главной цели – ценностно-смыслового развития личности в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Эти характеристики соответствуют принципам компетентностного подхода к обучению, при котором не просто усваиваются знания, а прослеживаются условия происхождения этого знания. 

    Казахстанская школа обновленного образования призвана научить ребёнка определять проблему, ставить цель, разрабатывать план, реализовывать его, анализировать свою работу, а потом делать выводы.  Другими словами мы формируем универсальные компетенции учащихся. 

    Формирование компетенций выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать проблемы в различных сферах.    Потому что именно эти компетенции необходимы  в современном мире, где приходится решать самый широкий круг проблем, для которых будет недостаточно обладать только академическими знаниями. 

    Цели обучения современного образования предусматривает такие виды деятельности как творческая работа, исследовательская работа, самостоятельный поиск необходимой информации. И здесь ученик получает право выражать собственное мнение о проблеме, над которой приходится работать. А педагог должен помочь ему увидеть проблему, провести анализ собственной деятельности и сформулировать самостоятельные выводы. Понятно, что уровень сформированности подобных учебных умений и навыков невозможно оценить с помощью традиционной системы.

    Поэтому на смену традиционной системы оценивания приходит критериальное оценивание, разработанное АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина. 

    Творческая работа – это один из возможных путей развития творческого мышления школьников. Такой вид деятельности на уроке позволяет учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует решению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Задача учителей в том, чтобы создать благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацелить на активное познание окружающего мира, позволить ему самостоятельно осваивать новые знания. 

    Однако высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом. Диапазон творческих задач в обновленном образовании необычайно широк по сложности. Сегодня от учеников требуются особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости и т.д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

    Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Задача современного педагога – развить творческие силы в маленьком человеке. Для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Вудро Вильсон писал: «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей». Но этого не достаточно. Нужно и самих ребят учить любить, то что они делают на уроках, относиться к этому с уважением. 

    Способность к творчеству – одна из наиболее важных способностей современного человека. Она необходима в любой работе, в любой профессии.

  Современное образование направлено на использование разнообразных методов и форм, которые активизируют учащихся и вызывают интерес к учебным предметам. Поэтому важным является развитие творческих способностей детей, необходимых для полноценной жизни в реалиях быстро меняющегося мира.

    В связи с вышесказанным использование технологии критериального оценивания является необходимым моментом. 

    Несмотря на все преимущества критериального оценивания (а их немало) многим нелегко принять особенности данной системы. Это, прежде всего, касается отсутствия пятибальной системы.

    Но ведь традиционная оценка не дает представления о динамике мыслительных процессов, а лишь фиксирует усвоение, она направлена просто на констатацию факта и субъективна. Тогда как новая система предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет. Фактор времени перестаёт быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов.

    При критериальном оценивании каждый ученик получает оценку (в виде обратной связи) и от преподавателя, и от соседа по парте, и от всего класса. Именно этот вид оценивания предоставляет каждому ребёнку возможность самостоятельно определить личный уровень освоения программного материала, своих возможностей. А это, в свою очередь, позволяет избежать проблем, связанных с вопросами по оцениванию, необъективностью выставления оценок, занижением их.                 

 

Литература:

1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.

2. Вагапова Н.Н., Бектурова З.К. Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в 12-летней школе Республики Казахстан // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 150-151.

3. Дружинин В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. – 2005.- Том № 26.- № 5. – С.101-109.

4. Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. — № 4. — С. 215-222.

5. Сайтимова Т.Н. «Модернизация общего среднего образования в Казахстане». // Интеграция образования. – 2010. — № 4.

 

6. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства», 2012 г. // http://www.akorda.kz

  Одним из главных приоритетов качественного образования казахстанцев сегодня является вхождение в мировое образовательное пространство.                                                             

         Именно поэтому система образования, ориентированная на принципы компетентностного подхода к обучению, находится в активном поиске оптимальных методов и форм обучения. Школы и вузы руководствуются стратегической идеей Н.А. Назарбаева, представленной в Стратегии «Казахстан 2050»: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией»

         Современное школьное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, которая побуждает учащихся не только запомнить учебный материал, но и выработать к нему личное отношение, придавая этим знаниям личный смысл. В этом ракурсе особое значение имеет необходимость модернизации не только приёмов и методов преподавания, но и оценивания достижений учащихся, напрямую связанного с системой личностно-ориентированного обучения.

         В основе личностно-ориентированной парадигмы лежит понимание того, что кроме «чисто знаний», кроме чисто мыслительных умений современная жизнь требует от молодого человека таких качеств личности, которые необходимы всегда и везде. «Личностные качества – это индивидуально проявляемые каждым отдельным человеком, только ему свойственные отношения к общим ценностям, придающие им личностный характер: культуре, творчеству, свободе, патриотизму, интернационализму, личной производительности, частной собственности, гражданскому обществу, справедливости, порядочности, совести, стыду и т.д. Они личностные, т.к. определяются личностью и принадлежат лично – каждому человеку в отдельности».

         Переход на обновлённое образование предполагает не просто доходчивое объяснение учебного материала, который запоминает ученик, а такое преподавание, которое предполагает нацеливание учащихся на выработку субъективного или личного мнения о получаемых знаниях.

         Сила личности состоит в том, чтобы противостоять усредняющим влияниям среды и сохранить то личное, что не просто выделяет человека как индивидуальность, а возвышает над окружающими как личность, обладающую зарядом духовности. Все эти качества без духовности не имеют смысла. Цель здесь – не только накопление «суммы знаний» и «развитие мыслительных способностей». Всё это – только некоторые из средств достижения главной цели – ценностно-смыслового развития личности в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Эти характеристики соответствуют принципам компетентностного подхода к обучению, при котором не просто усваиваются знания, а прослеживаются условия происхождения этого знания.

         Казахстанская школа обновленного образования призвана научить ребёнка определять проблему, ставить цель, разрабатывать план, реализовывать его, анализировать свою работу, а потом делать выводы.  Другими словами мы формируем универсальные компетенции учащихся.

         Формирование компетенций выдвигает на первое место не информированность обучаемого, а умение разрешать проблемы в различных сферах.    Потому что именно эти компетенции необходимы  в современном мире, где приходится решать самый широкий круг проблем, для которых будет недостаточно обладать только академическими знаниями.

         Цели обучения современного образования предусматривает такие виды деятельности как творческая работа, исследовательская работа, самостоятельный поиск необходимой информации. И здесь ученик получает право выражать собственное мнение о проблеме, над которой приходится работать. А педагог должен помочь ему увидеть проблему, провести анализ собственной деятельности и сформулировать самостоятельные выводы. Понятно, что уровень сформированности подобных учебных умений и навыков невозможно оценить с помощью традиционной системы.

         Поэтому на смену традиционной системы оценивания приходит критериальное оценивание, разработанное АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальной академией образования им. Ы. Алтынсарина.

         Творческая работа – это один из возможных путей развития творческого мышления школьников. Такой вид деятельности на уроке позволяет учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует решению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Задача учителей в том, чтобы создать благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацелить на активное познание окружающего мира, позволить ему самостоятельно осваивать новые знания.

         Однако высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом. Диапазон творческих задач в обновленном образовании необычайно широк по сложности. Сегодня от учеников требуются особые качества ума: наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости и т.д. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

         Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Задача современного педагога – развить творческие силы в маленьком человеке. Для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Вудро Вильсон писал: «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей». Но этого не достаточно. Нужно и самих ребят учить любить, то что они делают на уроках, относиться к этому с уважением.

         Способность к творчеству – одна из наиболее важных способностей современного человека. Она необходима в любой работе, в любой профессии.

         Современное образование направлено на использование разнообразных методов и форм, которые активизируют учащихся и вызывают интерес к учебным предметам. Поэтому важным является развитие творческих способностей детей, необходимых для полноценной жизни в реалиях быстро меняющегося мира.

         В связи с вышесказанным использование технологии критериального оценивания является необходимым моментом.

         Несмотря на все преимущества критериального оценивания (а их немало) многим нелегко принять особенности данной системы. Это, прежде всего, касается отсутствия пятибальной системы.

         Но ведь традиционная оценка не дает представления о динамике мыслительных процессов, а лишь фиксирует усвоение, она направлена просто на констатацию факта и субъективна. Тогда как новая система предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет. Фактор времени перестаёт быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов.

         При критериальном оценивании каждый ученик получает оценку (в виде обратной связи) и от преподавателя, и от соседа по парте, и от всего класса. Именно этот вид оценивания предоставляет каждому ребёнку возможность самостоятельно определить личный уровень освоения программного материала, своих возможностей. А это, в свою очередь, позволяет избежать проблем, связанных с вопросами по оцениванию, необъективностью выставления оценок, занижением их.                 

 

Литература:

1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.

2. Вагапова Н.Н., Бектурова З.К. Критериальное оценивание учебных достижений обучающихся в 12-летней школе Республики Казахстан // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. – С. 150-151.

3. Дружинин В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. – 2005.- Том № 26.- № 5. – С.101-109.

4. Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. — № 4. — С. 215-222.

5. Сайтимова Т.Н. «Модернизация общего среднего образования в Казахстане». // Интеграция образования. – 2010. — № 4.

6. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства», 2012 г. // http://www.akorda.kz

 

Nike Air Force 1 07 White Bicycle Yellow White AH0287-106 – Buy Best Price Adidas&Nike Sport Sneakers
                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика