«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В. ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВАМ ГРАМОТЫ»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

ШЕРСТЮК ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА,
воспитатель ГККП «Я/с «Айгөлек»

Козарезова Наталья Даниловна
старший преподаватель
Филиала АО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»


Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня
так, как учили этому вчера…
Д. Дьюи

В Послании Президента от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» акцентировано внимание на необходимость кардинального повышения качества дошкольного образования, на внедрение в образовательную среду дошкольных организаций инновационных технологий обучения, которые отвечают новым требованиям информационного общества: мобильность, креативность, коммуникабельность, точечность, динамизм. Поэтому, как отметил Глава государства: «Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде».
Я точно знаю, для того, чтобы в будущем мои воспитанники стали хорошо образованными, имеющим карьерную перспективу, достойными гражданами Республики Казахстан, первый шаг на этом пути - получение качественного дошкольного образования.
Обновление содержания школьного образования построено так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И для меня, первого проводника ребенка по дороге знаний очень важно не только научить дошкольника буквам и чтению, но и привить ему «чувство языка», понимание законов, его построения и умение ими пользоваться.
В своей работе по обучению детей грамоте и чтению, мною были апробированы многие методики и технологии, такие как методика Н. Зайцева, методика С. Полякова, методика О. Соболевой, но свой выбор я остановила на развивающих играх В. Воскобовича, именно потому, что опыт использования данных игр с детьми показал наиболее точечечный эффект в обучении детей грамоте и чтению. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.
Я подумала, что если сочетать в образовательном процессе вариативность и творчество при помощи игр Воскобовича, то у ребенка произойдет эффект «долгоиграющего восторга», развитие конструкторских способностей, пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения, мелкой моторики, умения сравнивать, анализировать и сопоставлять.
Методика Воскобовича в детском саду используется для всестороннего развития творческих способностей детей. Ребята, которые занимаются по методике, быстрее сверстников выполняют математические операции, рано начинают читать, умеют выполнять творческие занятия и логически мыслить, могут концентрировать внимание и обладают хорошей памятью.
Именно эти факторы и определили методическую проблему «Применение технологии В. Воскобовича на занятиях по обучению грамоте».
В начале работы я изучила теоретический материал, пособия для развивающих игр и разработала план вариативной части «Грамотейка».
Целью внедрения этой методики я считаю повышение уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста через систему развивающих игр и пособий по методу В. Воскобовича.
Задачи:
1.Развивать наглядно-образное и логическое мышление;
2.Способствовать улучшению зрительного и слухового восприятия, развивать пространственные представления;
3.Совершенствовать умения в нахождении признаков сходства и различия, классификации и систематизации, обобщение.
Принципы построения педагогического процесса:
1.От простого к сложному.
2.Системность работ.
3.Доступность.
4.Индивидуальный подход.
Ожидаемый результат:
Данный компонент должен создать условия для развития у детей познавательных интересов, сформировать:
-мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию);
-познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, волю);
-творческие способности детей;
-развивается чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Совместно с родителями, при помощи дощечек и канцелярских кнопок, были изготовлены пособия «Геоконт». Ребятам нашей группы очень полюбилась эта игра. Они с большим удовольствием по координатам и самостоятельно выкладывают контуры букв. Я использую «Геоконт» при изучении новых букв, когда ребенок сам выложит букву, то намного быстрее ее запомнит. Когда работаем в команде, мы выкладываем различные буквы, кому какие нравятся, а потом соединяем их в слоги, а затем в слова.
Еще одна занимательная игра, которую я использую на занятиях «Конструктор букв». Она так же учит детей собирать изученные буквы из частей, различать цвета и сравнивать размеры деталей. Из элементов - модулей дети складывают любые буквы алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О. Развивает координацию движений рук, мышление, пространственные ориентиры. У этой игры множество вариантов - соберите только гласные или только согласные буквы.
К концу первого полугодия старшей группы я использую пособия «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик». Дети собирают буквы на поле, объединяют их в слова, огибая шнурком каждую кнопку и называя букву. Ребята не только запоминают буквы, но и развивают мелкую моторику. По мере того, как дети усвоят материал, задания усложняются.
«Читай-ка на шариках». Это пособие для уже читающих детей. Дети читают вначале слова из трех букв, находят слова на определенную тему, что говорит об их смысловом чтении. При помощи этого пособия дети легко овладевают умением правильно употреблять в речи предлоги «в», «около», «на», «под», «за», «перед». Закрепляют понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласные», могут делить слова на слоги, различать на слух твердые и мягкие согласные. Пособие учит соотносить каждый звук с определенным знаком, выделять характерные элементы буквы, учит подбирать характеристики предметов (прилагательные).
Наши дети очень полюбили и сказочную историю про знаменитого факира. По городу говорящих попугаев пронесся слух – знаменитый факир показывает новую программу. Появилась афиша: «Небывалые трюки!», «Невиданные узоры!». На вечернем представлении под звуки фанфар на арену цирка выходит факир. Он поднимает вверх сверкающий щит, взмахивает жезлом. И из корзины медленно выползает змея. Еще один взмах – змея бросается на жезл щит и шипит. Зрители замирают. Но фокусник опять взмахивает жезлом, и змея послушно ползет по прямой дорожке, делает поворот, один, другой. В этот момент я предлагаю ребенку взять «Шнур- затейник», схемы, и их ловкие пальчики начинают творить чудеса!»
Систематически работая с пособиями В. Воскобовича, я заметила, что ребята старшей группы к концу первого полугодия все читают. По итогам мониторинга, проведенного после внедрения в образовательный процесс развивающих игр Воскобовича, можно сказать, что возросло количество детей, которые могут самостоятельно применять полученные навыки, умеют читать и проводить звуковой анализ слов. (Приложение5)
Я считаю, что эффективное развитие интеллектуальных способностей детей - одна из самых актуальных проблем нашего времени. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому выбранное мною направление работы считаю удачным.
И, в заключение, ещё раз хочу отметить, что развитие ребёнка - дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Факт повышения роли игры и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, что доказывает практика применения игровой технологии в образовательном процессе детского сада.

Список литературы:
1. Послание Президента Р.К. Н.А. Назарбаева от 05.10.2018 года.
2. Программа развития образования Р.К. на 2011-2020 год
3. Воскобович В. В., Харько Г. Г., Балацкая Т. И. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры».- СПб.: Гириконт, 2000
4. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов / Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. - М.: ТЦ Сфера, 2015

FASHION NEWS
                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика