Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

учитель русского языка и литературы

Казахской школ-гимназии г. Петропавловска

Кусаинова Асем Каиржановна

В настоящее время во многих организациях образования стоит вопрос качества образования. Образовательная программа выстроена так, что ребенок должен быть ориентирован на самостоятельное добывание знаний. Но, при этом, исследователи и родители отмечают снижение познавательной активности самих детей, которая является одним из важнейших условий эффективности учебного процесса. Познавательная активность - это внутренний мотив, который основан на характерной человеку потребности в познании чего-то нового. Познавательная активность не является каким-то внешним качеством, дополнительным к учению, ее наличие – это одно из важнейших условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством правильной его организации, а отсутствие - это показатель серьезных недостатков в организации обучения (Щукина). Один из главных инструментов обучения на уроках – это правильно организованное образовательное пространство. На своих уроках применяю личностно-ориентированный подход, который позволяет максимально эффективно организовать работу с учётом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка, выступая средством разностороннего воспитания личности и развития познавательной активности детей. Учет потребностей, возможностей и склонностей школьника позволит вывести взаимоотношения на уроке на новый уровень, когда сам ученик выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. Причем меняется роль педагога: он не только является наставником, но и должен выступать в роли тьютора или фасилитатора.
Основываясь на своем опыте, вывела основную триаду, которая помогает организовать учебный процесс посредством личностно-ориентированного подхода:

Marki

001

Мотивация ученической деятельности. Каждый ученик должен ясно понимать, какова цель изучения того или иного материала, четко представлять значимость и прогнозировать результаты своей работы на уроках.  Одним из важных этапов является подведение к теме урока, где стоит применять новые методы, такие как «Работа с тематическими картинками», «Анализ видеоматериала», «Алгоритм» и др.. Это позволит не только настроить учеников, но и вовлечь каждого в мыслительную деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.Создание проблемной ситуации. Интерес к изучаемому предмету  может быть вызван неожиданной для учащихся постановкой вопроса.  На уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Ученикам не предлагается учебный материал в готовом виде, учитель создает на уроке проблемную ситуацию, которая возникает тогда, когда учащиеся понимают задачу, пытаются её переосмыслить, объяснить и найти решение, но чувствуют недостаточность имеющихся знаний. В этот момент ситуация вызывает у учащихся желание непонятному факту найти объяснение, возникает мотивация познавательной деятельности. Следует отметить необходимость применения способов дифференциации, которые позволят каждому ученику достигнуть поставленной цели. Активизация познавательной деятельности учеников происходит при помощи создания на уроке чувства новизны, удивления, которые становятся источником желания самостоятельно работать, решать поставленные задачи.  Обращение к личному опыту учащихся. Как часто учитель русского языка слышит фразу от своих учеников: «Где мне это понадобится? После школы вообще не нужны будут ваши глаголы и существительные».  Ответ на подобные вопросы кроется как раз в обращении к опыту самого ребенка. Личностно-ориентированный подход подразумевает под собой важность учёта мнения каждого из детей, как бы ни были мы ограничены во времени. Это не только фактический опыт, но и чувственно-эмоциональный, когда ученик примеряет какую-либо роль, даёт оценку и делает выводы. Это позволяет не только раскрыть тему, но и закрепить полученную информацию на личностном уровне.  Как было отмечено ранее, современное образование должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей; на формирование и развитие у детей индивидуального мотива, стимула к получению знаний. Таким образом, главными задачами являются: научить ребенка учиться и хотеть учиться, развивать у него познавательную активность и повысить ее уровень. Это возможно на уроках с применением личностно-ориентированного обучения, которое позволяет не только всесторонне развиваться ученику, но и учителю проявлять свои творческие способности и креативность.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика