Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Жамантаева К.К.,

ст.преподаватель АО «»НЦПК «Өрлеу»ИПК ПР по СКО,

Ахметова С.Д.,

                                     учитель начальных классов

                                      КГУ «Средняя школа № 7

 

Развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, конкурентноспособные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Air Jordan 1 Retro High OG 'Rust Pink' 861428-101 For Sale

Цель начального образования – создание условий для развития индивидуальных способностей каждого в области чтения, письма, счёта, навыков самоконтроля, культуры поведения, творческих способностей, здорового образа жизни и формирования личности, национальных ценностей.

В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности в начальных классах обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

Функциональная грамотность является одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований. Это обозначено в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы и Национальном плане действий.

Что же такое функциональная грамотность? Термин «функциональная грамотность» (лат. – направление) был введен в 1957 году ЮНЕСКО. Под функциональной грамотностью понимается способность использовать знания, умения, навыки, приобретённые в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях. Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников. Недостатками в настоящее время, является отсутствие в системе образования единого понимания категории «функциональная грамотность». Не используется богатейший опыт педагогической науки советского периода. Предметные цели пока доминируют над интегрированными, подход формирования элементарных учебных умений и навыков в обучении превалирует над деятельностным. Информационная перегрузка ведет к снижению мотивации обучения и ухудшению здоровья учащихся. Обучение ориентировано на получение формальных результатов, а не на развитие личности.

Задача современного учителя, воспитать целеустремлённого, трудолюбивого ученика, стремящегося к здоровому образу жизни, умеющего планировать свою деятельность и самостоятельно добывать знания, готового к обучению в основной школе. Чтобы ребёнок учился в полную силу своих способностей, надо вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности. Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та , в процессе которой возникают положительные эмоции.

В стандарте чётко прописан портрет ученика и чтобы достигнуть результатов, учитель должен быть компетентен во всех вопросах современного образования, значит, начинать надо с самого себя. Сложность состоит в том, чтобы построить урок с учётом всех современных требований, научиться прогнозировать, планировать свою деятельность и деятельность учащихся, отслеживать и фиксировать результаты.

Семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного и продуктивного образа жизни. Международные исследования также демонстрируют, что на уровень функциональной грамотности положительно влияет активное участие родителей в процессе обучения и развития своих детей. Как доказывают психологи, на здоровье, способности и на судьбу детей влияют духовное и душевное состояние родителей до и после рождения ребенка. Исходя из этого, необходима методология повышения функциональной грамотности и ответственности родителей, позволяющая им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь в понимании индивидуальных особенностей своих детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении а также осознать свою родительскую роль.

Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

«Математика — гимнастика для ума», - эта фраза была сказана не случайно. Именно на уроке математики ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, догадываться, опровергать. 
Одним из способов развития математической грамотности является повышение самостоятельного (преобразующего) мышления у учащихся через элементы развивающего обучения .

   Математическая грамотность-способность человека определять и понимать роль этой науки в мире, в котором он живёт, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать ее так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Как высказывался Б. Паскаль: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».

Успех обучения зависит не только от содержания предлагаемого материала, но и от формы его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность.

Занимательный материал не только увлекает учащихся, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи учащихся.     Они будут успешно овладевать знаниями, если это им интересно, необходимо так построить урок, чтобы ребёнок обучался не со слезами, а с улыбкой. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те которые представлены сухими упражнениями.

   В связи с этим для развития функцинальной грамотности на уроках математики применение алгоритма (знание, применение, рассуждение) приводит последовательной мыслительной деятельности.

   Например, при изучении темы «Числа в пределах 100».

1 стадия. Ученик должен знать числа.

2 стадия. Уметь применять их в жизни.

3 стадия . Уметь размышлять, обобщать, определять направления в дальнейшем изучении материала.

Примение различных форм решений нестандартных задач, зачастую связанных с жизнью, и систематическое использование на уроках математики таких заданий ,направленных на развитие логического мышления расширяет математический кругозор младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях и использовать математические знания в повседневной жизни.

Методы и приёмы (стратегия  «Мозговой штурм», магические квадраты, ребусы, тесты , карточки мгновенного контроля ,фактологические диктанты, релейные контрольные работы , выборочный контроль , блиц – контрольные , разноуровневые самостоятельные работы, карточки самоконтроля) применяемые в моей педагогической деятельности , а также их системность способствуют развитию функциональной грамотности учащихся на уроках математики , являются хорошим средством воспитания у детей интереса к математике, к логическим заданиям, рассуждениям, желанию проявлять умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме.

             Исходя из этого , можно сделать вывод, что на сегодняшний день стоит задача – как можно выше поднять планку уровня развития математического мышления школьников. Если не осуществлять целенаправленной, систематической работы по формированию приёмов умственных действий, то развивающий эффект обучения оказывается незначительным . Если же сосредоточить внимание на формировании примеров умственных действий, и, пользуясь этими приёмами, организовать процесс обучения, то можно получить более высокие результаты.

 

Литература:

1.Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года.

2. Аблова В.С. Формирование элементов логической и алгебраической      грамотности//Начальная школа.-1991.-№ С 24-34.

3. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М.. Воронеж. 1997

4. Перминова Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности (из опыта  С.-Петербургской школы)/Педагогика. – 1999. - №2. - С. 26-29.

5. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёх летней начальной школы./ Под ред. Л.Е. Журовой. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. Вентана – Графф, 2002.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика