Нетрадиционные техники в аппликации как средство развития трудовых умений у детей среднего дошкольного возраста

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Скорых Марина Александровна
воспитатель
ГККП ясли/сад «Ак бота»
Кызылжарский район. поселок Петерфельд

Жамантаева Карашаш Калшеновна

«Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы «СҚО бойынша ПҚ БАИ»

«Мектепке дейінгі тәрбие және бастауыш білім беру»

кафедрасының аға оқытушысы

            Одной из главных целей дошкольного образования является создание и поддержание условий, обеспечивающих полноценное личностное развитие каждого ребенка.

Air Jordan 1

      Как отмечают казахстанские педагоги К.Т. Темиргалиева, М.Т. Темиргалиев, детский возраст необычайно сенситивен, то есть восприимчив к воспитательным воздействиям для формирования потенциала ребенка. И то, что закладывается в эти годы, становится особым базисом для дальнейшего развития личности.

Серьезное внимание в воспитании дошкольников следует уделять трудовой деятельности и формированию трудовых умений, так как эти умения составляют основу развития личности ребенка.

      В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения наряду с основными задачами определено «формирование интереса к различным видам труда».

 

         Содержание Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения направлено на реализацию целей воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста, одна из которых предусматривает приобщение детей к культуре труда, воспитание трудолюбия и формирование трудовых умений.

Проблема формирования трудовых умений дошкольников отражены в работах различных российских Ю.А. Петрова, Н.А. Авдюхина, Н.А. Лосева, Н.Ю. Лембик, Е.С. Зайцева и казахстанских ученых, таких как А.Ш. Досбенбетова, А. Жаппаров, Г.А. Жаппарова .

 

Авторами рассматриваются различные виды нетрадиционных техник аппликации и возможности их использования в работе с дошкольниками среднего возраста. Но, вместе с тем, в печати практически нет трудов, посвящённых проблеме развития трудовых умений дошкольников посредствам использования нетрадиционных техник в работе с аппликацией.

Кроме того, не достаточно рассмотрены эффективные средства развития трудовых умений дошкольников среднего возраста, одним из которых является использование нетрадиционных техник в работе с аппликацией.

Вместе с тем, нетрадиционные техники работы с аппликацией способствуют развитию трудовых умений, так как позволяют развивать непосредственно трудовые умения (умение удерживать цель труда; планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата и оценки качества) и специальные умения (использование различных материалов и инструментов, работа в различных техниках).

Возможности нетрадиционных техник в развитии трудовых умений обусловлены следующими факторами:

– обеспечивают мотивацию ребенка к деятельности за счет развития интереса и обоснования возможностей применения продуктов труда;

– позволяют освоить навыки работы с различными материалами, инструментами и техниками;

– создают условия для проявления ребенком трудовой активности, инициативы, самостоятельности.

С целью развития у дошкольников среднего возраста трудовых умений, нами были разработаны задания с использованием нетрадиционных техник в работе с аппликацией. Каждое задание состояло из двух частей. Первая часть предполагала формирование трудовых навыков. Здесь дошкольники осваивали способы работы с различными инструментами и материалами. Вторая часть задания предполагала непосредственно выполнение творческой работы с использованием освоенных техник и способов. Эта часть задания способствовала созданию условий, способствующих проявлению ребенком трудовой активности, применению освоенных трудовых навыков, реализации творческого подхода к собственной трудовой деятельности.

Сначала мы познакомили детей с нетрадиционными техниками, работа в которых не предполагает использования ножниц: обрывная аппликация; аппликация из салфеток, аппликация из ваты, аппликация из крупы, аппликация из ниток и др. В процессе выполнения заданий отрабатывались умения работать с бумагой и клеем, использовать нетрадиционные техники, организовывать свое рабочее место, планировать деятельность и оценивать результат.

Нами была поставлена задача, которая не просто предлагала выполнить работу, а предлагала дошкольникам сначала описать её последовательность, рассказать, что потребуется для работы, как они будут использовать предложенные материалы и что хотят получить в итоге. Это позволило сформировать умение планировать и осуществлять трудовой процесс поэтапно до получения результата.

В конце каждого занятия дети вместе с воспитателем рассматривали получившиеся работы и оценивали их, отвечая на вопросы о том, что у них получилось, а что нет. Было замечено, что с работой справились все дошкольники. Они проявили старание, несмотря на то, что работа была кропотливой. Дошкольники освоили нетрадиционные техники, предложенные для выполнения работ. Практически все работы были выполнены аккуратно. Это говорит о хорошем уровне развития трудовых умений: дети могут работать с бумагой, клеем, проявляют интерес к нетрадиционным техникам, освоили способы работы в данных техниках.

Последующие задания предполагали отработку навыка удерживания ножниц в руке, вырезания сначала крупных и прямых форм (разрезание бумаги на полосы), а затем более рельефных (вырезание из салфетки), и вырезание узора на бумаге.

Для отработки перечисленных трудовых умений были предложены работы по темам «Поздравительный букет для мамы» (квиллинг), «Кукла» (симметричная аппликация) и др.

         Так же была выполнена работа по теме «Пасхальное яйцо». Отличительной особенностью данной работы является то, что к ней были привлечены родители.

Процесс и результат совместного творчества детей и родителей представлен на рисунке 1.

37

Рисунок 1. Работы дошкольников по теме «Пасхальное яйцо»

Такие мероприятия были наиболее интересны и способствовали развитию навыков коллективного творчества, взаимодействия, что является необходимым условием формирования трудовых навыков. Родители и дети чувствовали значимость своего труда, работы, выполненные ими, имели практическую значимость.

Ряд коллективных работ было предложено для коллективного выполнения детьми в группах. Это работы по темам «Елочка», «Горный пейзаж», «Лошадь» и др. Для выполнения работ использовались такие техники, как аппликация из отпечатков ладоней, пластилинография, аппликация из крупы. Результаты работы представлены на рисунке 2.

38

Рисунок 2. Работы дошкольников по теме «Елочка» (коллективная работа)

Таким образом, разработанные задания предполагали использование нетрадиционных техник в аппликации и способствовали развитию трудовых умений дошкольников среднего возраста. Задания выполнялись в определённой последовательности: сначала дети осваивали нетрадиционные техники, далее предполагалась работа, создающая условия для использования данной техники и оценки полученного результата, осознания необходимости своего труда. Задания с использованием нетрадиционных техник заинтересовали детей. Дошкольники проявляли интерес, осваивали новые техники, способы работы с различными материалами и инструментами, что позволило судить о положительной динамике в развитии их трудовых умений.

Список использованной литературы

 

1. Темиргалиева К.Т., Темиргалиев М.Т. Модернизация системы образования в Казахстане как залог успешной образовательной политики // Материалы международной научно-практической конференции. – Ульяновск: SIMJET, 2012. - С. 582-585.

2. Петрова Ю.А., Авдюхина Н.А. Проблема трудового воспитания // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» . – 2016. - С. 823-829.

3. Лосева Н.А., Соколова Ю.А. Педагогические приёмы формирования трудолюбия у дошкольников. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 519–523.

4. Лембик Н.Ю., Зайцева Е.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). – СПб.: Свое издательство, 2017. – С. 32-35.

5. Досбенбетова А.Ш., Жаппаров А., Жаппарова Г.А. Значение трудовых традиций народа Казахстана в экономическом воспитании учащихся // Казанский педагогический журнал. – 2017. – №2. – С. 45-48.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика