Работа по развитию речи детей с ОНР I уровня

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Кубкина Виктория Сергеевна

ГККП ясли-сад «Ақ қайың», г. Петропавловск, СКО

Козарезова Наталья Даниловна

Ст.преподаватель кафедры «ДВНО»

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО

Общее недоразвитие речи (ОНР) I уровня характеризуется низким уровнем речевой компетенции ребенка. Словарь детей ограничен малым количеством слов, либо ребенок произносит звукокомплексы. Отсутствует фразовая речь, ситуативное употребление речи, часто могут присутствовать дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия речи.

Air Jordan 1 Retro High OG Wmns "Panda" CD0461-007 Women/Men Super Deals, Price: $98.03 - Air Jordan Shoes

Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, в рамках детского сада строится поэтапно, охватывая все стороны речевого развития ребенка. Так, комплексные занятия будут включать в себя развитие мелкой моторики рук, фонематического внимания, звукоподражание, имитацию, тренировку речевого дыхания и мышц артикуляционного аппарата. Задача логопеда на первых порах работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи I уровня – научить ребенка прислушиваться к речи, распознавать речевые и неречевые звуки, укреплять мышцы артикуляционного аппарата, моторику пальцев рук. Постепенно роль осмысленного восприятия речи повышается. Это достигается при помощи выполнения специальных методик и заданий, составленных на их основании. Все занятия проводятся в игровой форме.

Применение АВА терапии в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи I уровня способствует усвоению детьми базовых навыков в обучении. Например, таких как смотреть, слушать, воспроизводить и понимать собеседника. В работе логопеда в основном используется вербальное направление. Занятия проходят индивидуально с одним обучаемым и основываются на понимании определений. Для установления понимания необходимо разъяснить функциональное применении предмета. Таким образом, в основе направления лежит установление понимания значения слова через его функциональное применение. Используется алгоритм вопросов «что это?», далее следует «для чего это используется?» Здесь навык использования речи разбивается на мелкие блоки – действия. Каждый из блоков разучивается отдельно (рассмотреть предмет, взять его, изучить, совершить с ним действие, узнать на слух, назвать самому). Сложное действие образуется путем соединения всех изученных блоков.

Элементы методики PECS можно использовать при формировании у ребенка понимания основных моментов занятия, порядка действия на занятии с предметом, в игре (сюжетно-ролевой в том числе) или выполнении той или иной творческой работы. Таким образом, дети смогут визуализировать основные этапы занятия, озвучивать опорные слова, запомнить последовательность действий в той или ситуации.

Для развития речевого дыхания, артикуляционной моторики, укреплению мимической мускулатуры, формированию фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, согласованию движения и речи используется логоритмика.

Методика развития связной речи детей с ОНР включает в себя подготовительный этап работы – развитие речевого дыхания, тренировка мышц артикуляционного аппарата, имитация. Затем строится постепенно усложняющаяся работа, включающая в себя проговаривание звуков и слов от простого к сложному.

13

Рис. 1 Пальчиковая игра «Ёлочка»

Работа над связной речью с детьми с ОНР включает в себя следующие компоненты:

  • Обучение пересказыванию;
  • Обучение рассказыванию по картинам;
  • Рассказывание по сериям сюжетных картинок;
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине;
  • Описание пейзажной картины;
  • Обучение описанию предметов;
  • Обучение рассказыванию с элементами творчества.

14

Рис. 2 Задание на развитие фонематического внимания

Организованная учебная деятельность по развитию речи детей с ОНР проводится в игровой форме.

Таким образом, комплексная работа с детьми с ОНР I уровня включается в себя развитие всех сторон речи и предполагает использование современных и авторских методик по развитию речи. Основными критериями для отбора методик является их коммуникативная направленность, соответствие возрасту и уровню развития ребенка.

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика