Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи с детьми младшего возраста

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 
Сералина Райхан Кустаулетовна

ГККП ясли-сад «Ақ қайың», г. Петропавловск, СКО

 

Козарезова Наталья Даниловна

Ст.преподаватель кафедры «ДВНО»

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО

Реализация образовательной области «Коммуникация» в специальном дошкольном образовании позволяет формировать у детей с ОНР разнообразные средства устной коммуникации на родном языке для налаживания отношений и взаимодействия, развивать умение адекватного отбора необходимых лексических и грамматических языковых средств и применять их в практической деятельности.

nike ken griffey jr image of life free printable

 

Мы, используем методические рекомендации для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для проведения коррекционно - педагогической работы в образовательной области «Коммуникация» по разделу «Развитие речи» с детьми младшего возраста второго года обучения с отклонениями в речевом развитии.

 

Мы будем рассматривать организацию коррекционно – развивающего и учебно – воспитательного процессов детей младшего возраста от 3-х до 4-х лет второго года обучения с отклонениями в речевом развитии во второй младшей группе специализируемых групп нашего ясли - сада. Во вторую младшую группу принимаются дети с 3-х лет с нарушениями: задержка психоречевого развития (ЗПР), I или II уровень (начало) речевого недоразвития.

 

Дифференциальная диагностика этих состояний осуществляется в процессе комплексного обследования, включающего анализ нарушений психических и речевых процессов, соотношения первичного нарушения и его последствий, выявления ведущего нарушения (речевого или интеллектуального). Важно изучить анамнез детей, выявить повреждения созревания мозга, которые могли возникнуть во внутриутробном периоде, во время родов или первые годы жизни, частые простудные заболевания. Речевое недоразвитие у детей нередко возникает на фоне социального неблагополучия: конфликтных ситуаций в семье, неправильных методов воспитания, двуязычия и т.п. Для всех детей характерно позднее начало речи. Динамические наблюдения за детьми в процессе обучения также позволят дифференцировать задержку психоречевого развития от общего недоразвития речи.

Ведущая форма учебной деятельности с детьми данного возраста — игра.

Формирование речи детей осуществляется в процессе организованной учебной деятельности (ОУД), проведения дидактических и подвижных игр, используются различные моменты режима дня: одевание на прогулку, раздевание, трудовая деятельность, самообслуживание и т.д. Основной тип логопедической ОУД –подгрупповая и индивидуальная. Желательно, чтобы в каждой подгруппе были дети и с I и со II уровнем речевого развития. Речь детей II уровня будет образцом для детей с I уровнем. Личностные особенности детей также следует учитывать при комплектовании подгрупп. Состав подгрупп может меняться.

Состояние речи детей с I уровнем Р.Е.Левина характеризует как «отсутствие общеупотребительной речи». На этом уровне практически отсутствуют словесные средства общения. В активном словаре отмечается наличие звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов, сопровождаемых мимикой и жестами. При этом, одним и тем же звукокомплексом ребенок называет и предмет, и действие, а лепетные слова зачастую выполняют функцию предложений. Количество лепетных слов и звукоподражаний может достигать десяти - двадцати. В речи детей могут иметь место двусложные слова (мама, баба, папа), являющиеся физиологически более простыми и выражающие родственные отношения. Пассивный словарь детей шире активного, что создает впечатление понимания детьми обращенной к ним речи. Однако и понимание речи окружающих осуществляется только на основе подсказывающей ситуации.

На данном уровне отсутствует понимание грамматических форм: единственного и множественного числа существительных, мужского женского рода, значений простых предлогов. Произношение звуков характеризуется неустойчивой артикуляцией, при этом отмечается наличие отдельных правильно произносимых гласных и согласных (преимущественно носовых и фрикативных) звуков.

Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Коммуникативная деятельность детей ограничена, у них отсутствует мотивация в общении, не сформированы отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. Трудности коммуникации отрицательно сказываются на личности ребенка, для них становятся характерными раздражительность, замкнутость, упрямство и негативизм.

Ведущая для дошкольного возраста игровая деятельность также находится на низком уровне развития: опыт игровых действий у детей с сюжетными игрушками ограничен, игра не сопровождается речью.

Поэтому индивидуальные ОУД проводятся в группах в первый месяц обучения для установления контакта с вновь поступившим ребенком и уточнения его речевых возможностей. При подготовке заданий и учитель - логопед и воспитатель продумывают занимательность приемов, что способствует положительной мотивации детей к учебной деятельности, активизирует их речь, побуждает ребенка к общению.

ОУД учителя - логопеда и воспитателя проводятся параллельно подгруппами до 15 минут. После чего учитель – логопед и родители в домашних условиях по заданию логопеда закрепляют речевые умения детей, работают над развитием внимания, памяти, мышления, тонкой моторики пальцев рук.

В течение всей учебной деятельности детей педагогами и родителями стараются создать доброжелательную обстановку, поощряют положительные изменения в речи, поведении детей.

Рекомендовано следующая структура логопедической ОУД.

1. Мотивационно – побудительный этап деятельности.

2. Развитие психических процессов (восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления).

3. Упражнения на развитие понимания речи.

4. Активизация речи детей.

5. Активизация органов артикуляции.

6. Произношение гласных и некоторых согласных звуков.

7. Развитие общей и тонкой моторики.

При общем недоразвитии речи у детей наблюдается недостаточность собственно языковой способности — несовершенство речемыслительных процессов, проявляющееся на всех структурных уровнях языка одновременно: в лексике, грамматике, фонетике и др. Недостаточность собственно языковой базы (сужение словарного запаса, аграмматизмы, несформированность звуковой стороны речи) является причиной возникновения трудностей при общении, а в наиболее выраженной форме приводит к упорному отказу от речевой коммуникации. Таким образом, языковая некомпетентность дошкольников с общим недоразвитием речи является первичным дефектом по отношению к нарушениям коммуникативной способности.

Для активизации речевой деятельности детей второй младшей группы используются приемы сопряженного проговаривания (вместе с ребенком) слов, отраженное проговаривание (повторение за взрослым) слова, договаривание слова и др.

Лексические темы повторяются на каждом году обучения. Однако содержание тем усложняются по мере обучения. Учитель-логопед определяет словарь по каждой теме (импрессивный и экспрессивный). В активную речь вводятся те слова, значения которых детям понятны. Допускается приблизительное фонетическое оформление.

Целью образовательной области «Коммуникация» является формирование речевой активности, культуры общения, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

К концу обучения во второй младшей группе дети должны научиться не только вступать в контакты со сверстниками и взрослыми, но и вслушиваться в речь окружающих, задавать простые вопросы, отвечать на понятный вопрос, делиться простой информацией с опорой на ситуацию, пожаловаться на какие-то личные неудобства, обратиться за помощью к взрослому.

Планируемые результаты воспитания и обучения во второй младшей группе согласно требованиям Типовой специальной программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: - культура общения: умение вступать в контакты со взрослыми, вслушиваться в речь окружающих, задавать простые вопросы, ответить на понятный вопрос, поделиться информацией, пожаловаться на какие-то неудобства.

- грамматический строй речи: понимание грамматических категорий единственного и множественного числа существительных и глаголов, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного, винительного падежей, некоторых простых предлогов,

- звуковая культура речи: фонетически правильное произношение согласных звуков (п,б,м,т,д,н,к,г,х), гласныех звуков первого ряда (а,о,у,ы,и),

- словарь:Умение соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением,

- навыки общения: умение использовать словосочетания и простые нераспространенные предложения (Алия, дай куклу.)

Задачи коррекционно-педагогической деятельности по развитию речи во второй младшей группе:

- развитие понимания речи (импрессивной речи);

- формирование лексико - грамматических средств языка;

- привлечение внимания детей к звуко - слоговой структуре слова;

- формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов;

- развитие фонематического слуха;

- развитие связной речи;

- побуждение детей к общению друг с другом.

Содержание

I. Развитие импрессивной речи

II. Формирование экспрессивной речи

III.Формирование грамматического строя речи

IV. Развитие фонематического слуха

Во второй младшей группе в логопедические ОУД включены упражнения, направленные на развитие внимания детей к неречевым и речевым звукам.

V. Формирование фонетической стороны речи

Формирование правильных произносительных умений начинается у детей со вторым уровнем речевого развития.

Задачи:

1. подготовка артикуляционного аппарата для произношения звуков;

2. развитие фонематического слуха;

3. уточнение имеющихся правильно произносимых звуков;

4. вызывание отсутствующих звуков;

5. автоматизация поставленных звуков;

6. закрепление навыков произношения двух-трех сложных слов различной звуконаполняемости.

VI.Формирование связной речи

Допускается любое фонетическое оформление речи, но учитель - логопед (и воспитатель, и родитель) должны обращать внимание на наличие в речи детей морфологических элементов.

VII. Развитие коммуникативных навыков

VIII. Воспитание культуры общения

Данные методические рекомендации составлены согласно лексических тем и содержания коррекционно – педагогической работы с детьми младшего возраста от 3-х до 4-х лет второго года обучения с отклонениями в речевом развитии.

Лексические темы: «Игрушки, Семья, Осень, Овощи, Мой дом, Части тела человека, Предметы туалета, Домашние животные, Дикие животные, Продукты питания, Транспорт, Наша улица, Мебель, Праздник елки, Зима, Домашние птицы, Дикие птицы, Одежда, Обувь, Посуда, Профессии, Мамин праздник, Весна, Деревья и кустарники, Хорошо у нас в саду, Цветы, Насекомые, Ягоды, Лето, Детеныши домашних животных, Детеныши диких животных, Морской мир»

(Последовательность прохождения тем можно менять).

Большое внимание в методической работе уделено развитию тонкой моторики, т.к. именно такие задания способствуют стимуляции активности речи учителями – логопедами нашего ясли-сада были составлены задания на формирование и развитие предпосылок зрительно – моторной координации.

10

Рис. 1

11

Рис. 2

Задания на развитие слухового восприятия и фонематического слуха

12

Рис. 3

В целом методические рекомендации направлены на развитие устной связной речи у детей с ОНР, формирование лексико-грамматических категорий языка, формирование предпосылок фонематических представлений, воспитания общих речевых умений и развития тонкой моторики.

Данные рекомендации актуальны, содержат в себе четкое указание целей и дают возможность эффективно организовывать и проводить коррекционно-развивающую и учебно-воспитательную работу.

Система индивидуальных коррекционных занятий, представленных нашими педагогами рассчитана на последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и приемов для достижения поставленной цели, а так же гибкость в подборе материала. Задания представлены в виде дидактических игр и упражнений, так как ведущей деятельностью детей раннего дошкольного возраста является игра. Все дидактические игры и упражнения носят не только обучающий, но и коррекционный характер, и позволяют педагогу или родителю научить ребенка выполнять действия согласно инструкции, получить практические знания по лексическим темам, расширить представления об окружающей действительности и, при этом, обязательно уделить внимание развитию психических процессов (речь, мышление, внимание, память, восприятие), тонкой моторики и зрительно-моторной координации. Задания обеспечивают комплексный подход необходимый для того, чтобы в рамках одного занятия решалось несколько коррекционно-развивающих задач. Взрослый, зная проблемы конкретного ребенка, может использовать соответствующие игры и упражнения не в полном объеме, а ориентируясь на индивидуальные возможности и особенности малыша и на целевую направленность заданий. Задания не предусматривают самостоятельного выполнения их ребенком и позволяют взрослому быть полноправным участникам коррекционно – развивающего и учебно-воспитательного процессов, направлять ребенка, оказывать необходимую помощь и выполнять все задания совместно с ним, особенно такая помощь нужна так называемым «не говорящим» детям.

Использование Рабочих тетрадей в работе логопеда, воспитателя и родителей дома позволит через сюжетно-тематическую организацию занятий активизировать речь, познавательные процессы в соответствии детским психофизическим данным, будет способствовать единообразному подходу к речевой работе с дошкольниками, имеющими отклонения в речевом развитии, преемственность в требованиях к ним, а так же в содержании и методах предложенных нами работы.

В этом заключается залог успеха коррекционно-развивающей работы с детьми младшего возраста.

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика