ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДО

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Алпысбаева Наталья Анатольевна

г. Караганда, мини-центр «Күншуақ» при КГУ СОШ № 46

«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.
 Если мы будем следовать этому правилу, ребёнок, вместо того,
 чтобы обременять нас, проявит себя
 как самое великое и утешительное чудо природы!»
 Мария Монтессори

Образование в дошкольных организациях, педагогический процесс, кадровый состав проходят модернизацию. Развитие этих направлений должны проходить параллельно. Педагог должен развиваться не только творчески, но и повышать свою компетентность, профессионализм. Всё эти качества влияют на дошкольное образование. Достичь этого возможно лишь путем создания методической службы в дошкольной организации, цель которой эффективное и планомерное использование педагогического потенциала и человеческого ресурса и целого коллектива для формирования образовательной среды.

Nike Wmns Air Vapormax 2019

 

Методическая работа призвана решать задачи повышения профессиональной компетентности педагогов и развития творческого потенциала педагогического коллектива. Методическая работа эффективна, если она организована как целостная система и ее успех зависит от заинтересованности и умения коллектива организовать образовательный процесс. 

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Задача методической службы заключается в создании такой образовательной среды в организации, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива.

Миссия методической службы направлена на формирование нового типа педагога-профессионала, обладающего современным педагогическим мышлением и высокой профессиональной культурой.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по направлениям:

- образовательной;

- учебно-методической;

- социально-педагогической.

Образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно-методическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности: планирование образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность педагога предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДО.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Обязательным в системе методической работы с кадрами являются: семинары, семинары-практикумы, педагогические тренинги, консультации, брифинги, поисково-творческие задания: направленные на решение наиболее актуальных проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Они играют важную роль в повышении педагогической и психологической компетентности педагогов совершенствовании их профессионального мастерства. В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы проведения: «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Педагогическая лаборатория», «Читательская конференция», «Аукцион», «Душевный разговор», «Ток – шоу», «Мастер – класс», «Экспресс-консультация», «Консультация-парадокс или консультация с запланированными ошибками» и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Организация методической службы состоит из двух частей: стабильной (инвариантной) и меняющейся (вариативной), включающих в себя разнообразные направления работы с педагогами.

  Инвариантная составляющая включает рассмотрение вопросов развития профессиональной компетентности педагогов «цикличного» характера и представлена предметно-педагогическими циклами, а также методическими секциями, содержательный материал которых может неоднократно повторятся для отдельных групп педагогов или использоваться ими в процессе самообразования.

  Вариативная часть более гибкая, отвечает на запросы, возникающие в процессе практической деятельности педагогов, решение которых можно найти в ходе работы творческих мастерских и научно-исследовательских коллективов. Таким образом, через вариативную и инвариантную части осуществляются рекомендации и решения, принятые педагогических советах.

Организаторам методической службы необходимо выработать систему методической работы, обеспечивающую развитие образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. Система методической работы может быть спроектирована по следующей структуре: прогнозирование – планирование – организация – регулирование – контроль – стимулирование – коррекция – анализ. Успешность функционирования системы зависит от обоснованности и оптимальности выбора содержания методической работы, учета важных проблем и тенденций в развитии воспитательно-образовательного процесса ДОУ и профессионального мастерства педагогов. Содержание методической работы формируется на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и исходя из реальных, неповторимых условий каждого дошкольного учреждения.

Прогнозирование и планирование содержания работы можно определить как деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДО в новое качественное состояние.

При грамотном построении образовательного процесса деятельность педагогических кадров должна быть направлена:

* на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;

* развитие интеллектуальных, творческих способностей;

* воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.

Определение задач методической службы помогло нам выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Ими стали активные (формирующие) формы работы, которые позволяют:

* максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;

* создать благоприятный психологический климат в коллективе;

* обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;

* опробовать педагога в новой роли.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматриваются уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.

Очень важным в методической работе является рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получений новых знаний.

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит самоанализ своей работы. Эффективность деятельности оценивается в трех направлениях: для ребенка, родителей, педагогов.

Для этого были определены критерии эффективности работы методической службы:

  • эффективность для ребенка:
  • положительная динамика качества обучения и воспитания;
  • отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
  • дифференцированный подход к каждому ребенку;
  • эффективность для родителя:
  • положительная оценка деятельности ДО, педагогов со стороны родителей;
  • готовность и желание родителей помогать ДО;
  • высокая степень информированности о состоянии дел в ДО среди родителей;
  • эффективность для педагога:
  • положительный психологический климат в коллективе;
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность педагогов собственной деятельностью;
  • качественно организованная система повышения квалификации;
  • высокий уровень профессиональной деятельности.

Таким образом, методическая служба является разносторонней, целенаправляющей, вспомогающей и помогающей всем педагогам дошкольных организаций. Выбранная модель методической службы позволит обеспечить рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществить на высоком уровне педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родительской общественности.

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика