СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Салимжанова Т. В.
воспитатель класса предшкольной подготовки
КГУ «Средняя школа №7»,
г. Петропавловск, СК
Козарезов Наталья Даниловна
старший преподаватель кафедры
«Дошкольное воспитание и начальное воспитание»
филиала АО НЦПК«Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить.

adidas superstar damen glitzer silber

 

А вместе с тем, современная образовательная политика Казахстана в связи с интеграцией вмировое образовательное пространство предъявляет высокие требования к поиску новыхэффективных методических, психолого-педагогических подходов, в первую очередь, к системедошкольного образования, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностейребенка.

Одним из таких подходов, на наш взгляд, является театрализованная деятельность детей дошкольного возраста. В театрализованной деятельности дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в обыгрывании роли дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания, что благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.

Тем более что в современных документах дошкольного образования, а именно в Типовом учебном плане дошкольного воспитания и обучения (2016 г.), начиная со средней группы (4-5 лет) в базовом содержании образовательной области «Коммуникация» впервые появляется такая организованная учебная деятельность (ОУД) как драма.

Почти в каждой организованной учебной деятельности, которые были и в предыдущих программах сделан акцент на развитие коммуникативных умений и навыков в монологической и диалогической речи дошкольника через театрализованную деятельность.

Так, например в I полугодии в средней группе в ОУД «Развитие речи» есть раздел «Творческая речевая деятельность», в содержание которого заложено развитие желания участвовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях или кукольных спектаклях, используя доступную детям «технику вождения» кукол, в речевых и пальчиковых играх.

В Типовом учебном плане предшкольной подготовки также большое значение отводится развитию навыков творческой деятельности.

Так, например в Разделе 3. Музыкальное творчество говорится о «…формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок» [1].

Таким образом, в процессе театрализованной деятельности в детском саду и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения на кооперации труда, работы и внимания друг к другу.

Основная часть. Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого (Л.Я.Панкратова, Т.А.Репина, Г.Д.Кириллова, Т.И.Алиева и др.); театрализовано-игрового (Л.С.Фурмина, Ю.Н.Косенко, Е.Л.Трусова и др.).

Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников (Л.С.Выготский, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская, Д.В.Менджерицкая, Б.М.Теплов и др.).

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей [2].

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества. В процессе общения дети преодолевают излишнюю стеснительность, учатся правильно излагать свои мысли. Подготовленность к театрализованной деятельности можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа [3].

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень развития, тем ценнее театрализованная игра (педагогически направленная) для становления самодеятельных форм поведения, где появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов.

Эффективное развитие детской театральной игры, безусловно, нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной деятельностью являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого. Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии.

В начале своей работы по данной теме я изучила и проанализировала методическую литературу, взяла на вооружение советы, рекомендации авторов.

Работая над темой опыта, внесла изменения в предметно - развивающую среду: оформила «Театральный уголок». Вместе с родителями позаботились о том, чтобы в театральном уголке появились новые перчаточные и пальчиковые герои. Пополнила книжный уголок красочно иллюстрированными народными сказками, предусмотренными программой. Разработала рекомендации и консультации для родителей и воспитателей.

В работе с детьми я применяю следующие приёмы: чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций; дидактическая игра; театрализованные игры и драматизация; танцевальное и песенное творчество; литературные игры и викторины; художественное творчество; подвижные игры.

Реализация театрализованной деятельности в моем педагогическом опыте происходит через следующие виды театра, как «Настольный театр игрушек», «Настольный театр картинок», «Пальчиковый театр», «Театр Бибабо», «Теневой театр» [4; 5]. Рассмотрим их:

1. Настольный театр игрушек.

В этом театре используются самые разнообразные игрушки — фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

2. Настольный театр картинок.

Все картинки — персонажи и декорации — не забудьте сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.

3. Пальчиковый театр.

Пальчиковый театр доступен и легко применяется в детском саду и дома. Фигурки персонажей одеваются на пальчики. Этот театр помогает развивать речь, мелкую моторику рук, учить общению между взрослыми и сверстниками.

4. Театр Бибабо.

Это перчаточные куклы, которые сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

5. Теневой театр.

Теневой театр вернее было бы сказать, театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Силуэтные картинки или предметы могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, кальки или картона. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди. Этот прием можно смело использовать в театре теней.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

- художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

- освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

- самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Заключение. Таким образом, мы видим, что театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

- в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета;

- в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева;

- в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Этих особенности театрализованной деятельности вызывают определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика