РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Чукалина Инна Борисовна
музыкальный руководитель
ГККП «Детский сад «Ивушка»
г. Петропавловск 
Козарезов Наталья Даниловна
старший преподаватель кафедры
 «Дошкольное воспитание и начальное воспитание»
филиала АО НЦПК«Өрлеу» «ИПК ПР по СКО»


«Глубоко убеждена, что все дети неповторимо талантливы и во всех заложен

Божественный дар, и наша с вами задача - обнаружить его и раскрыть»

С. А. Назарбаева


Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, предопределили необходимость формирования самостоятельной, творчески ориентированной личности.

adidas superstar damen glitzer silber

 

В ГОСО РК «Дошкольное воспитание и обучение» главной целью дошкольного воспитания и обучения на общенациональном уровне является: развитие личности ребенка, владеющего ключевыми компетентностями, личностной культурой на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие у ребенка эстетических чувств, творческих способностей в музыкальной деятельности.

 

       Музыкальное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, так как эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей есть важная задача музыкально- эстетического образования, и самым важным условием является вовлечение ребенка в практическую музыкально- творческую деятельность.

 

       Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественно-творческие способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э. И. Ильенков) – способность к творчеству. И чем раньше произойдет встреча ребенка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.

 

   Самым сензитивным периодом для развития творческих способностей является дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представленных образов и легкость манипулирования ими.

 

        Творческая деятельность основывается на способности мозга к созданию новых образов на базе ранее сформированных представлений. Стремление к сочинительству – это творческая переработка накопленных впечатлений, комбинирование их, построение из них новой деятельности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

 

       Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

 

      Используются следующие формы работы:

 

  • Музыкальные занятия
  • Беседы о музыке, музыкальных инструментах
  • Театрализованные игры
  • Индивидуальные творческие задания
  • Изготовление музыкально – дидактических пособий
  • Изготовление музыкальных инструментов
  • Проведение праздников и развлечений

 

       Первым этапом деятельности было выявление начального уровня развития творческих способностей детей.

 

Уровни 
  творческой компетентности
дошкольников

Опыт творческой деятельности

Восприятие музыки

Песенное творчество

Танцевальное творчество

Музыкально игровое творчество

1

73%

73%

69%

69%

2

15%

16%

19%

19%

3

12%

11%

12%

12%

 


         Начальное тестирование развития творческих способностей детей  показало, что большинство детей - 71% имеет 1 уровень компетентности, примерно 17% детей показало 2 уровень компетентности и приблизительно у  12% дошкольников – 3 уровень компетентности.

 

        Кроме того, у многих детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память, внимание и речь, что тормозило развитие творческого мышления, зажатость и эмоциональная закрепощенность не давали в полной мере проявляться творческому воображению. Проанализировав ситуацию, я поставила перед собой следующие задачи:

 

  • Стимулировать развитие творческого воображения детей при характеристике содержания произведения, его настроения, характера;
  • Развивать творческое мышление дошкольников через способность адекватно воспринимать музыкальный образ, прослеживать его развитие, словесно характеризовать его;
  • Формировать навыки выразительного, эмоционального музыкального исполнения;
  • Развивать у детей способность к воплощению заданного образа в сюжетно-ролевой творческой игре;
  • Активизировать детскую поисковую деятельность в условиях ОУД;
  • Формировать музыкальный вкус;
  • Раскрыть творческую личность ребенка, его индивидуальность.

 

       Следующим этапом стало создание, предметно-развивающей среды, соответствующей творческому самовыражению детей. В группах оформлены музыкальные уголки, где находятся музыкально-дидактические игры, музыкальные инструменты. В этом принимали активное участие воспитатели, родители.

 

       Большое внимание уделяется качеству демонстрационного материала, ведь первое знакомство с музыкальными и художественными произведениями будет для ребенка эталоном на долгие годы.

 

       В ходе деятельности был сделан вывод, что самое важное – создать атмосферу радости, психологический комфорт на занятии и тогда творчество детей раскроется в наиболее яркой форме. Музыкальное занятие - импульс для достижения начала развития и формирования творческой личности.

 

       Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию.

 

       Воспитание творческой личности – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом. Только самостоятельное творчество детей на музыкальных занятиях разбудит их способности. Много внимания уделяется видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На занятиях, наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением, необходимо уделять значительное место импровизации, инструментальному музицированию, драматизации, ролевым играм.

 

       Главной задачей, при работе с детьми, является создание на музыкальных занятиях условия комфорта, творческой свободы.  Только при таких условиях можно развить устойчивый интерес к музыкальной деятельности, раскрытию его творческого потенциала. С помощью различных видов музыкальной деятельности удаётся развить эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость.

 

      Благодаря специально подобранному репертуару, целенаправленному педагогическому воздействию не только достигается  психоэмоциональная коррекция, но и создаются условия на музыкальных занятиях для развития творческих способностей.

 

       В процессе работы с детьми над развитием творческих способностей на музыкальных занятиях сложилась следующая формула:

 

      Восприятие + движение + воображение + опыт = продукт

 

      (что видел и слышал) (что делаю) (что придумал) (образы)

 

      Основой творческой деятельности является воображение, фантазия. Раньше всего они проявляются в играх детей. Творчество – это переработка пережитых впечатлений, опыта, комбинирование их и построение новых, отвечающих запросам и влечениям самого ребенка. Важно знать формы, связывающие воображение с действительностью:

 

  • создание воображения всегда строится на элементах действительности, опыта человека. У ребенка воображение беднее, так как беднее опыт. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше узнал, тем продуктивнее творческая деятельность;
  • воображение становится возможным, благодаря интересному, увлекательному чужому опыту (прослушивание музыкальных произведений). Ребенок может вообразить то, чего он не видел, расширить свой опыт;
  • эмоции обладают способностью «подбирать» впечатления.

 

         Из наглядно-зрительных приёмов применяются следующие:

 

  • показ разнообразных приёмов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально – ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений!
  • для развития внимания и умения анализировать используются «сравнительный показ». В этом случае я показываю правильный и неправильный варианты выполнения движения. Правильное движение дети отмечают хлопками. Если они успешно справляются с этим, то кому-либо предлагается объяснить, что педагог сделал и как надо сделать правильно.
  • показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.

 

        Как показывает практика: показ какого-либо приёма ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.

 

        Очень полезны упражнения без музыки под счёт или в своём темпе в течение  одной-двух минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при разучивании. Эти упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют  осознанной работе двигательного аппарата. В работе часто используется метод предварительной проработки трудных мест до начала разучивания песни, пляски или игры. Например: если в песне встречается сложный мелодический ход, то его вначале можно дать в виде распевки. При разучивании трудных движений  использую принцип поэтапности. Например, при разучивании «полуприсядки» сначала учимся делать пружинки, приседания, а потом уже добавляем выставление ноги на пятку при выпрямлении. Если ребёнок бежит быстрее или медленнее заданного в музыке темпа, использую упражнение в беге на месте. Дети  при этом быстрее чувствуют темп.

 

        Нужно, как можно чаще, учитывая психологические особенности детей использовать игровые приёмы. Они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше. Например, для развития чистоты интонирования использую игровой приём «паровоз гудит», «кукушка в лесу», «ветер шумит», «эхо»… При разучивании песен с целью формирования четкой артикуляции, слуха и ритма эффективен прием «пение шепотом». Системная работа по песенному творчеству, основанная на методике Н. А. Ветлугиной помогает развить эмоциональную отзывчивость, выражать свои музыкальные впечатления, например в игре «Композитор» дети импровизируют на заданный текст в различных жанрах (марш, колыбельная, вальс, полька). Для совершенствования дикции вводятся специальные текстовые упражнения, скороговорки, а также вокальные упражнения, развивающие звукообразующие органы: губы, язык, гортань, челюсти, зубы.

 

        Чаще всего применяется сочетание приёмов:

 

  • упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный метод);
  • показ и объяснение педагога (наглядный + словесный);
  • индивидуальная помощь педагога «слабым детям», которые не справляются в силу своих психофизических особенностей или пропуска занятий (тактильно-мышечная наглядность + упражнение);
  • постепенное включение всех детей в пляску, типа «Приглашение» (наглядность + упражнение).

 

        Для развития творческого потенциала необходимо использовать музыкальные сказки, этюды – пантомимы, театрализованные этюды, речевые, пальчиковые игры, логоритмику, способствующую развитию артикуляции, координации речи и движения. Немаловажное значение имеют музыкально-дидактические игры, ведь игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

 

      Просмотр кукольных спектаклей, игры-драматизации, подготовка и разыгрывание сказок и сценок также способствуют развитию творческих способностей детей.

 

      Последовательное накопление художественных и музыкальных впечатлений, овладение средствами выразительности в пении и движении позволяют детям выразить свои собственные музыкальные впечатления.

 

   Определена позиция в общении с детьми: – педагог-партнёр. Отношения с детьми строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребёнка. Предоставляется ему свобода творческого развития и раскрепощения в соответствии с индивидуальными особенностями.

 

     Для проведения музыкального занятия психологической, технической, интеллектуальной, профессиональной подготовки педагога недостаточно. Необходимо подготовиться к музыкальному занятию еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства музыкального руководителя умение найти верный тон.

 

   Термин "задать тон" беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у педагога актерского мастерства. Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями.  Для педагога музыки чрезвычайно важно научиться сознательно управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребенка связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы. Педагогу необходимо быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Не нужно бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства – его красоту, тончайшее кружево его образов. Речь педагога должна была чёткой, ясной и выразительной. Задачи ставятся точно, коротко и ясно, чтобы дети могли понять. Очень важно, чтобы дети смотрели на педагога, для этого внимание детей привлекается простой фразой «Покажите мне свои красивые глазки».

 

        На своих занятиях педагог должен быть артистичным, увлекать детей собственным примером, чутко реагировать на состояние детей, вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой. Постоянно стремлиться к творчеству, к движению вперед. 

 

Сравнительные результаты тестирования творческих способностей детей.

 

Таблица №1

 

Уровни творческой компетентности дошкольников

Восприятие музыки

4-5 лет

5-6 лет

1

73%

2

15%

8%

3

12%

92%

 


Таблица №2

 

Уровни творческой компетентности дошкольников

Песенное творчество

4-5 лет

5-6 лет

1

73%

4%

2

16%

19%

3

11%  26

77%

 


Таблица №3

 

Уровни творческой компетентности дошкольников

Танцевальное творчество

4-5 лет

5-6 лет

1

69%

2

19%

12%

3

12%

88%

 


Таблица №4

 

Уровни творческой компетентности дошкольников

Музыкально-игровое творчество

4-5 лет

5-6 лет

1

69%

2

19%

8%

3

12%

92%

 

        Таким образом, проделанная работа позволила сделать следующие выводы: специально созданные условия для развития творческих способностей помогают их активному формированию, развивают образное мышление ребенка, его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности, а также креативность

 

Рекомендации:

 

  • Наряду с традиционными музыкальными занятиями проводить комплексные, интегрированные музыкальные занятия, внедряя театральные формы в перечень традиционных видов деятельности - восприятие (слушание) музыкальных произведений, пение, танцевальная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах;
  • включать в музыкальные занятия ярко образные, программные произведения, которые могут стать основой для различного рода сюжетно- ролевых игр, игр- драматизаций и свободных игровых импровизаций;
  • вводить в музыкальные занятия больше игровых ситуаций, направленных на развитие эмоциональности, образного мышления, креативности дошкольников;
  • давать возможность детям самостоятельно решать проблемные ситуации, активно проявляя воображение, фантазию, мышление.

 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика