Ознакомление с неживой природой через исследовательскую деятельность

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Волошина О.А.
Воспитатель 
Частное дошкольное образовательное учреждение ясли-сад «Еркем-ай»

        Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Air Jordan Retro 4,cheap Air Jordans 4,Nike Air Jordans Retro 4, Air Jordan Shoes

       Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

«….Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации». Н.А.Назарбаев.

          В нашем государстве внедряется новая обновленная программа обучения в школе. Дети должны сами добывать знания, делать выводы. Чему и мы должны научить детей в дошкольном обучении, дабы подготовить их к успешному обучению к школьной среде. Одним из таких методов является: организация исследовательской деятельности в ДО.

       Через исследовательскую деятельность дети научатся самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; научатся предлагать возможные варианты решения; исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности.

        Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим.

     Одной из актуальных проблем педагогической теории и практики вот уже на протяжении длительного времени была и остается проблема экологического образования подрастающего поколения. И это не случайно.

    Природа – это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетворения его физиологических и материальных потребностей. Общение с природой обогащает человека интеллектуально, нравственно, эстетически, духовно и т.д. Не случайно выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн отмечает, что именно ценностное отношение человека к окружающему миру во многом определяет его место и «назначение» в этом мире. У детей дошкольного возраста, в силу их возрастной специфики, не только возможно, но и достаточно легко сформировать и систему представлений о природном окружении, и необходимые умения и навыки гуманного, ответственного взаимодействия с природой, воспитать основы ценностного отношения к ней, привычку позитивного поведения и деятельности, субъектное к природе отношение.

В связи с этим, в системе дошкольного образования, в настоящее время приоритетными будут лишь те методы и формы, которые развивают у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Пребывание дошкольника в дошкольной образовательной организации должно способствовать саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и инициативы.

Выдающиеся ученые современности неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении познавательных черт характера .

С целью развития детского экспериментирования в группах  создаются  уголки экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, познавательной активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение). В настоящее время метод экспериментирования является одним из наиболее эффективных методов познания в системе дошкольного образования. Однако часто возникает необходимость систематизировать накопленный практический опыт в единую систему. Наиболее целесообразно объединить сообщаемые знания об объектах неживой природы (песок, глина, камни, вода, воздух и т.д.). Блок включает в себя различные виды организованной и самостоятельной деятельности дошкольников, таких, как: наблюдение, беседа, занятия, экспериментирование, экскурсии, прогулки, игры-эксперименты, которыми мы и пользуемся в нашей исследовательской работе.

Уголок детского экспериментирования дает возможность для проведения следующих типов экспериментов:

1. Опыты (экспериментирование) с предметами природы и их свойствами;

2. Коллекционирование камней, ракушек, шишек, плодов и т.д.).

Для реализации заявленных экспериментов в уголке детского экспериментирования необходимо определить место  для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции, экспонаты,

- редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

- для приборов и хранения материалов (природного, "бросового");

-  для проведения опытов;

-  для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт- и др.)

Познавательно–исследовательская деятельность - важнейший способ формирования мотивации для познания окружающего мира, поскольку направлена на определение качеств, свойства предметов, связей между явлениями окружающего мира, их классификацию и систематизацию. Занятия исследовательской деятельностью позволяют расширить практические знания детей по экспериментированию, конкретизировать их.

В качестве метода развития познавательно-исследовательской деятельности ребенка экспериментирование реализует следующие цели и задачи.

1. Формировать у детей собственный познавательный опыт, расширить кругозор детей.

2. Формировать у детей диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

3. Формировать познавательную мотивацию и активность, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира, умение детей самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

4. Развивать психические функции ребенка: память, внимание, эмоционально – волевую сферу.

5. Развивать восприятие, речь детей. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

6. Формировать уверенность в своих силах.

Целесообразно проводить деятельность такого рода, когда у детей уже наработаны некоторые знания по данной теме, так чтобы оно затребовало минимум дополнительной информации, и ребенок имел возможность сосредоточиться исключительно на самом экспериментировании.

Таким образом, метод экспериментирования как средство развития познавательно-исследовательской деятельности позволяет достичь следующих результатов: 

- рост познавательной и речевой активности;

-  дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой;

- создание мотивации к обучению;

-  благодаря подробному отчету о проведенном исследовании, дети составляют описательный рассказ; 

- проводимая работа позволяет на более раннем этапе приступить к формированию

 следующих по трудности видов рассказывания: сравнительно-описательного, творческого рассказов;

-  знания, полученные в результате экспериментирования, переходят в жизненный опыт детей.

Ссылки на источники:

1. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006.

2. Дыбина О. В. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - Москва: Торговый Центр, 2005 г. - 57с.

3. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение,1986. – 524с.

4. Мухина В. С. Детская психология / В. С.Мухина.- М.: ЭКСМО-ПРЕСС,1999.-295с.

5. Методика экологического воспитания дошкольников: Мир природы и ребенок: (под ред. Маневцовой Л. М. , Саморуковой П. Г.). Изд. 2-е, перераб., доп. 3-е, стереотип.- СПб: Детство-Пресс, 2000.- 319 с.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика