Развитие мелкой моторики через нетрадиционные виды рисования

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Сахарова Н.М
Воспитатель
Частное дошкольное образовательное учреждение ясли-сад «Еркем-ай»

Мелкая моторика представляет собой способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног. На возникновение двигательных рефлексов и осуществления определенных движений влияет мышечная, нервная и костная система. Мелкая моторика начинает развиваться с самого раннего детства (период новорожденности). В связи с этим развитие мелкой моторики с самого раннего периода играет огромную роль в становлении всех физических и психических процессов необходимых для осуществления человеком целостной деятельности.

Nike Air Force 1 '07 Lv8 Utility White/White-Black-Tour Yellow

В Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстану от 5 октября 2018 года отмечено,  что необходимо кардинально повысить качество дошкольного образования. Президент отмечает, что основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве. Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развитие креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде.

Развитие мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего детства, так как этот период является очень сензитивным и важным. Мелкая моторика находиться в теснейшей взаимосвязи с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и формированием восприятия. Данный факт объясняется тем, что у человека существуют несколько видов памяти. Среди основных можно отметить двигательную память. Она позволяет сохранять в памяти двигательные сюжеты и действия, которые закрепляются в полноценные двигательные функции. С самого раннего возраста у ребенка закрепляются двигательные рефлексы такие как: держать предметы, проявлять ловкость в выполнении различных действий, осуществление сложных операций при помощи рук и ног. Развитие мелкой моторики рук также способствует развитию речи. Ранее развитие мелкой моторики позволяет познавать ребенку пространственное окружение и действительность.  Ребенок осваивает простые действия.  Контакт ребенка  с предметами позволяет создавать целостное восприятие. Наблюдения педагогов  дошкольных учреждений свидетельствуют, что дети которые постоянно манипулируют различными предметами  проявляют большую ловкость в выполнении физических действий. Такая же активность проявляется и в познавательном процессе, такие дети более любознательные, легко овладевают новыми действиями.

В дошкольном возрасте дети в обязательном порядке должны овладевать и развивать мелкую моторику. Развитая моторика рук позволяет совершенствовать координацию движений, развивает внимание, в том числе и концентрацию. При помощи постепенных и  детальных упражнений с детьми дошкольного возраста в данном направлении по развитию мелкой моторики можно добиться ощутимых результатов, которые будут наблюдаться в начальной школе непосредственно в учебной деятельности.

Развитие мелкой моторики способствует воздействию на отдельные участки головного мозга через точки и зоны, которые имеются на кистях рук. Через определенные нервные импульсы от пальцев, стимулируют речевые зоны, приводя их в активное состояние. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что будущее ребенка потребует использования точных, скоординированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы осуществлять действия для собственной жизнедеятельности. В качестве  примера можно отметить такие важные моменты как умение рисовать, одеваться, писать и другие бытовые действия. Также необходимо отметить что уровень развития мелкой моторики это один из показателей интеллектуальной готовности к предстоящему школьному обучению. Ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него в среднем на несколько показателей выше развито внимание и память. Также отдельные наблюдения свидетельствуют, что дети со слабо развитой моторикой рук проявляют общую слабость в выполнении двигательных действий, у них менее развита письменная речь, и общая скорость выполнения письменных работ.

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте начинается с момента освоения различных видов деятельности присущих для данного возраста. Дошкольный возраст приходиться на период от 3 до 7 лет. Дошкольный период один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста.  Именно в это время закладывается фундамент всех необходимых процессов, которые будут играть решающую роль в различных действиях. В этот период развивается психика, мышление и даже самооценка.  Поэтому в данный период важно проводить педагогическую работу по развитию мелкой моторики, а также работу с родителями.

Одним из эффективных способов развития мелкой моторики в дошкольном возрасте является техника нетрадиционного рисования. В настоящее время существует множество техник нетрадиционного рисования, содержание таких техник состоит в том, что они позволяют детям в короткое время достичь желаемого результата. В качестве одного из примера можно привести технику рисования пальчиками или ладонями. Данный способ будет интересен каждому ребенку, вызывает у меня множество положительных эмоций, развивая любознательность через тактильный контакт. Техника нетрадиционного рисования позволяет развивать у детей дошкольного возраста воображение, вырабатывая оригинальные идеи, скорость работы пальцев рук. Наиболее распространенными видами нетрадиционного рисования для развития мелкой моторики можно отнести: рисование пальчиками и ладошками, жесткой кистью, печать по трафарету, свеча и акварель, набрызг, рисование зубочисткой. Необходимо также учитывать что использование нетрадиционных видов рисования наиболее эффективны, когда данный процесс сочетает в себе элементы игры. В данном случае дети чувствуют себя более комфортно и воображение раскрывается в полном объеме.

В процессе нетрадиционного рисования с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики, можно комбинировать разные способы изображения на одном рисунке, что позволяет дошкольникам придумывать разные образы развивая воображение. Новой техникой нетрадиционного рисования является рисование песком на стекле.

Таким образом эффективность нетрадиционного вида рисования в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики имеет свое высокое значение. В связи с особенностью раннего возраста, нетрадиционные виды рисования позволяют детям развивать мелкую моторику,  воздействуя на множество мыслительных процессов давая возможность для умственного и речевого развития.

В данной статье отражена проблема развития мелкой моторики через нетрадиционные виды рисования в дошкольной системе образования. Развитие мелкой моторики в период раннего детства играет важную роль в формирования двигательных рефлексов, которые находятся в теснейшей взаимосвязи с мыслительной деятельностью.

Работа отражает  влияние нетрадиционных видов рисования на развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте.

Изучение проблемы развития мелкой моторики позволяет выявить возможность влияния на  физиологические и психологические особенности в данный период, подобрать необходимые формы и методы работы в особенности нетрадиционные виды рисования позволяющие развивать познавательную и мыслительную деятельность.

Актуальность проблемы совершенствования содержания образования  детей дошкольного возраста при помощи нетрадиционных и инновационных технологий отражается  новыми требованиями  в обновленной программе обучения. В связи с этим, дошкольный период обучения это основа развития всех возможностей ребенка.  

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика