ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 
Абуталипова Н.К.
(ГККП «я/с «Малыш» г. Петропавловск, воспитатель)

Новая концепция обучения в детском саду направлена на развитие компетентности у детей дошкольного возраста через познание мира, экспериментов, опытов, а главное общение. «Компетентность - это уровень воспитания, развития, образованности, состоявшееся личное качество дошкольника, тип образованного результата». Воспитатель должен использовать в своей работе  компетентностный подход - самостоятельную организацию учебного воспитательного процесса, подбор методических приёмов и методов в соответствии с требованиями стандарта, необходимых для развития дошкольника. «Перед педагогами стала необходимость использования методов и приёмов, требующих от детей  смекалки, пробуждающих интерес к познанию чего – то нового, любопытство».

Saldos - Entrega gratuita

Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования создает условия для формирования и развития личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном меняющемся мире.

Общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения направлены на развитие физических, личностных, интеллектуальных качеств детей, формирование ключевых компетентностей, необходимых для обеспечения их социальной успешности и конкурентоспособности на протяжении всей жизни. Воспитателю необходимо владеть в обучении   методами и приёмами интересными и познавательными в использовании в процессе обучения  детей, требующих от детей умственного напряжения и усилий.

Поэтому перед воспитателем стоит задача  ясно и понятно дать возможность детям получить и  закрепить знания, определённые программой. Для этого в начальной школе начали применять наглядный метод мнемотехника. Ознакомившись с методом я увидела возможность использования  наглядного метода мнемотехника  уже в дошкольном возрасте.

Наглядный метод мнемотехника это наглядный метод использующейся в работе с детьми и требующий от них развития воображения, фантазии и смекалки. Наглядный метод мнемотехника применяется с помощью построения моделей, образуя из них определённые формы: дерево, ёлка, юрта, дом и т.д. Практического материала по наглядному методу мнемотехника для дошкольников очень мало, а практика показала, что в дошкольном возрасте мы можем использовать метод в организованной учебной деятельности.

Мнемотехника - это система приёмов и методов, использующаяся для запоминания информации, мысленной, в порядковом расположении, запоминаемой информации, которая связана между собой с помощью ассоциаций. Для расположения и связывания используется  мышление (образное, логическое),воображение, внимание. Мнемотехника может быть использована сразу после ознакомления с приёмом или методом. Эффективное использование мнемотехники будет после отработки её до навыка, а это возможно после  регулярных тренировок. Мнемотехника – система, сопутствующая улучшению процесса запоминания. Регулярное использование мнемотехники помогает концентрации внимания  на определённой работе, развивает сообразительность.

Приёмы мнемотехники:

 

1. «Цепочка». Образы связываются в ассоциации попарно.

Ребёнок   образы ассоциаций раскладывает горизонтально или вертикально, при нахождении 2 образа, 1 забывается, при нахождении 3 образа, 2 забывается. В научной литературе указывается, что приём может использоваться в начальных классах школы, в математике, разгадывании ребусов. Практика показала в дошкольном возрасте дети играют дидактические игры: «Деревья», «Профессии», «Что перепутал художник», «Космос» и т.д. Где прослеживается в каждой игре логическая цепь. Снег, лёд, пар – это  …Что? – Вода.

Пример: Дуб, листочек, жёлудь.

2. «Матрёшка»  образы соединяются парами. 1 образ всегда больше второго, выстраивается взаимосвязь, как в «цепочке». Образы вкладываются друг в друга.  Данный приём можно использовать в  дошкольной педагогике,  при изучении свойств воды: вода-снег; вода- лёд; вода- пар: вода – лёд, пар, снег.

В дошкольной педагогике воспитатели используют приём «Матрёшка» наглядного метода мнемотехника при заучивании стихотворения. Наглядно мы можем увидеть мнемокарты заучивания стихотворения «Ёлка»  Е. Трутневой. Каждая карта -  определяет строчку стихотворения, в итоге мы рассказываем о ёлке.

Вырастала ёлка в лесу на горе, у неё иголки зимой в серебре.

У неё на шишках льдинки стучат, зимнее пальтишко лежит на плечах.

Прилетала стайка чечёток с полей, жил под ёлкой зайка с зайчихой своей.

Приходили волки из леса  зимой, увезли мы ёлку к себе домой.

Нарядили ёлку красивый наряд, огоньки на ёлке искрятся, горят.

Началось веселье, песни и пляс. Хорошо ли ёлка тебе у нас?

В старшем дошкольном возрасте ёлка может выкладываться  мнемокартами или строчками в форме ёлки, чтобы дети сразу определяли о чём это произведение. При этом надо учитывать при экономии времени и сил,  перед заучивание стихотворения проводятся игры: «Мынау не?», «Кто знает, кто скажет?» для того, чтобы дети рассуждали и мысленно представляли строчки произведения, которые воспитатель декламирует в конце не продолжительной беседы.

3. «Символизация» для запоминания абстрактных понятий, не имеющих чёткого образного значения. Одно и тоже слово может использоваться для кодирования символы, хорошо закреплены в сознании людей. Например: образ- «трактор»- транспорт и давление (фактор и образ); Аляска- коляска; деверь- дверь.  Достаточно зафиксировать произношение и последовательность. В дошкольной педагогике  используются символы – геометрические фигуры: собака, мишка, ..т. е герои сказок, животные. Для отличия символы могут быть разного цвета или с определёнными атрибутами: хвост, борода, платок…В экспериментальной  деятельности мы  используем символы: «Огонь» - тепло, горячий, свет; «Молоток» - твёрдость, прочночть. При заучивании стихотворения  «Юрта» К. Баянбаева можно взять символ «Юрта» (предмет, модель). Юрта символ, а что произошло рассказывается при помощи мнемокарт, моделей, графического изображения, коллажа. Предметы: овечки, дедушка, ребёнок, речка, туча –проплывает,.

В области «Познание» очень удобно «записывать» и « читать» всевозможные правила. Например: Нельзя дразнить собаку!

В организованной учебной деятельности воспитатель использует план рассказывания или перессказывания рассказов и сказок. Например: Перессказ сказки «Три медведя» не требует большого труда. Занятие проходит динамично, эмоционально насыщенно, дети с удовольствием рассказывали о игрушках, не  ощущали не каких сложностей. Но при этом воспитатель должен иметь ввиду, после нескольких полных рассказов план убирается, дети сами без подсказок должны рассказывать сказку. Вызванные трудности у детей переносятся в индивидуальную работу в течении дня, на прогулке или в свободных играх.

Цель дидактических игр, которые проводятся перед заучиванием стихотворения, ознакомление с мнемокартами, использующихся на занятиях и в свободное время, где раскрываются творческие способности детей и воображение, активизируется речь. Дети в процессе игры не утомляются, деятельность активизируется, развивается связная и монологическая речь, заучиваются правила.

На прогулке дети могут заучивать пословицы и поговорки,  объяснять пословицу и поговорку необходимо с использованием слов из текста.

Необходимость работы по формированию навыков работы в организованной  учебной деятельности,  посредством наглядного метода мнемотехника, связной речи обусловлена и тем, что социально-речевая среда не всегда способствует усвоению детьми  опыта общения. В то же время результаты опытно-экспериментальной работы показали, что в  дошкольном возрасте формирование основ связной речи осуществляется успешно. В процессе специально организованной работы  реализуются все задачи в области «коммуникация», «познание», «социум».

Ход исследования подтвердил, что формирование связной речи  обеспечивается определенной последовательностью педагогической работы, в основе которой лежит использование наглядного материала, требующего мышления, умственного усилия,  в игровых и реальных ситуациях, тем самым у ребёнка развиваются основные психологические процессы: внимание, память, мышление, воображение, речь.

Условие формирования компетентности ребёнка- дошкольника – это высокая коммуникативная культура педагога, его речь является образцом, эталоном речевого взаимодействия с окружающими. Эмоционально-смысловой доминантой общения дошкольников выступают окружающие люди. Они формируют как социальную, так и языковую компетенцию.

Исследования доказывают, что формирование связной речи и логического мышления по средством наглядного метода мнемотехники у  дошкольников более эффективней. Наглядный метод мнемотехники быстро создавать текст. Логично связывать слова в предложении и предложения, моделировать «читать» фразы. Тем самым ребёнок разносторонне развивается. В дошкольном возрасте  связная речь детей стала более развитой. Без целенаправленной работы  речевое и мыслительное развитие значительно ограничивают возможности ребенка в усвоении  способов правильного построения связной речи, действий поведения и выполнения  различных заданий, что оказывает  влияние на поведение детей в окружающем  социуме.

Таким образом была установлена эффективность в работе  использования наглядного метода мнемотехники.

Теперь, познакомив вас с наглядным методом мнемотехника и некоторыми приёмами мнемотехники,  я предлагаю вам использовать их на практике. Для этого нужно разделиться на группы, взяв определённую фигуру. Взять свой конверт с заданием.

Всё что вам нужно на столе(фломастеры и бумага А4). 

А приёмы наглядного метода мнемотехника вы видите на экране, которые помогут в выполнении задания. Не забудьте рассказать о выполненном задании.

Литература:

1. Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников -М.: Просвещение, 1985. – 71 с.

2. Выготский Л.С. Развитие детской речи / Собрание соч. в 6 томах. Том - М.: Педагогика, 1982. – 448 с.

3. Ушакова О.С. Развитие связной речи. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском сад. - М.: Просвещение, 1987. – 320 с.

4. Сущность метода моделирования. Его значение в развитии дошкольников / под ред. Е.В. Гончаровой. - Пермь, 1994. – 240 с.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика