«Сказкотерапия как инновационная технология в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Петрова Наталья Михайловна
учитель театрально – художественной деятельности
ГККП «ясли - сад «Гулливер» 
 Северо – Казахстанская область г. Петропавловск

 «Сказкотерапия – жанр волшебства!!!»

"Театр – искусство прекрасное, сказочное.Он облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по - настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты”. 
К.С.Станиславский

       Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств

Running Archives

      На рубеже 60-70-х годов ХХ века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный   М. Эриксоном.

      Сказка – это повествовательное, народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).

       Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.

       В научно – педагогической литературе, сказкотерапия - это забота, об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т.е. сказками).

      Цель метода сказкотерапии - активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания. Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие – та мощная сила, стимулирующая развитие личности.

      Говоря о сказкотерапии, как инновационной технологии в театрализованной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем: посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и пополнение активного словаря, формирование фонетической культуры речи.

     Актуальность применения сказкотерапии заключается в том, что сказки являются естественной составляющей повседневной жизни малышей. Сказкотерапия использует сказочные параметры для развития творческих способностей, интеграции личности, модернизации взаимоотношений с окружающим миром, расширения сознания. С помощью этого метода развивают творческую инициативу, преодолевают детские страхи, снижают тревожность и агрессивность, накапливают положительный опыт общения в коллективе однолеток.

       Театрализованная деятельность является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.

    Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях. Ребёнок красиво и чётко излагает свои мысли, грамотно и спокойно отстаивает свое мнение.

         Организация театрализованной деятельности в детском саду включает в себя неимоверное количество пунктов.  Малышей знакомят со сказкой, вместе с ними рассматривают картинки. В процессе чтения анализируют поступки героев вместе с ребятишками. Нельзя допускать, чтобы анализ поведения персонажей выглядел как поучения и требования. Педагог должен увлечь малышей, чтобы говорили они, а он лишь контролировал ход их мыслей.

        Необходимо отметить, что сказкотерапию именуют прекрасным увлекательным путём, который помогает решать нашим ребятишкам возрастные проблемы.

       Работа по театрализованной деятельности в детском саду предусматривает наблюдение за малышами в процессе игры, на прогулках, на занятиях, в свободной деятельности. Педагоги замечают, что там, где необходима мобилизация внимания и памяти на бессознательном уровне, дети раскрепощаются, с лёгкостью перевоплощаются в близких по духу и любимых героев сказок, с удовольствием фантазируют, живо и образно выражают свои мысли. Перевоплощаясь, малыши с лёгкостью решают сказочные вопросы, проявляя частное творчество.

      Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта.  Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате. Не в продукте творчества, а в самом процессе. Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный другим людям.

       Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.

     Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

         Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

         Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

      Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

        Вера в чудеса живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы с детьми, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает преодолевать то, что тормозит развитие. Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.

       После комплексной работы по методу сказкотерапии дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, умеют встать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети становятся более раскованными, они свободнее вступают в контакт, со взрослыми и со сверстниками.

         Сказкотерапия - как инновационная технология в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста - уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, что кроме психотерапевтического эффекта, составляет один  из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребёнка к обучению в школе!!!

 

Литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010.- 144 с.
  2. Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет.- СПб.: Паритет, 2007.-112с.
  3. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет / авт.- сост. И.П.Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009.- 222с.«От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. 
  4. Практика сказкотерапии / Под ред. Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.
  5. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. (Методическое пособие для воспитателей дошк.учреждений) /М. «Просвещение», 2004.
  6. Касаткина Е.И., Реуцкая Н.А. и др. Театрализованные игры в детском саду / Вологда,2000.
  7. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет (методическое пособие) /М., 2004.
  8. Ельцова О. М. Риторика для дошкольников. (Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений ) / С- Пб, «Детство- пресс», 2009.
  9. Царенко Л. И. От потешек к пушкинскому балу… / М.,1999.
  10. Пазухиа И.А. Давай познакомимся!   (пособие для практических работников детских садов) / С - Пб, «Детство - пресс», 2004.
  11. Сорокина Н. Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество – дети (программа развития творческих способностей средствами театрального искусства) / М.: МИПКРО, 1995

 

 

 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика