Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через применение технологии пластилинография

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Пастухова М.В.
воспитатель
дошкольный мини-центр
при КГУ «Средняя школа №7»
г. Петропавловск

В современный период развития нашей страны происходят социально-экономические перемены, которые требуют внесения соответствующих изменений в систему образования, в том числе дошкольного воспитания и обучения. Это подчеркивает и глава государства Н.А. Назарбаев  в очередном Послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»: «Необходимо кардинально повысить качество дошкольного образования. Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде».[1]

Air Jordan 1 Retro High OG Wmns "Panda" CD0461-007 Women/Men Super Deals, Price: $98.03 - Air Jordan Shoes

Стремление постоянно оптимизировать образовательный процесс  обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий применяемых в дошкольных организациях.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности образования дошкольников: экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

В данной статье представим опыт работы с  инновационной технологией пластилинография в образовательном процессе дошкольного мини-центра при КГУ «Средняя школа №7».

Пластилинография — это техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.  Пластилинография развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге),  помогает ребенку развить цветоощущение и  получать положительные эмоции. Поэтому в своей работе по развитию мелкой моторики рук детей мы стали уделять большое внимание технологии  пластилинография.[2]

В начале учебного года, наблюдая за детьми второй младшей группы, мы заметили,  что некоторые дети плохо держат ложку, у многих  возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию, плохо сформированы навыки самообслуживаниям. В связи с этим, проводя  стартовый мониторинг усвоения детьми содержания  Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения, решили дополнительно провести диагностику уровня развития мелкой моторики рук у  детей второй младшей группы. Для составления диагностики взяли за основу книгу авторов Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.  «Большая книга тестов».[3]

Упражнения на координацию движений: ребенку предлагается положить перед собой руки - одна сжата в кулак, а другая - распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно): упражнение «загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца); упражнение «щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку); упражнение «ладонь, кулак, ребро» - проделать движение - чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно; упражнение «шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук).

Упражнения на повторение фигур из пальцев: упражнение «коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони); упражнение «заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони); упражнение «вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец).

Результат диагностики показал: у 60% детей выявлены различные ошибки при выполнении упражнений на координацию движений: при выполнении упражнения ребенок затрудняется  плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.В ходе выполнения упражнения «загибание пальчиков» выяснилось, что некоторым детям (50%) трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В ходе выполнения упражнения «щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть», у 60% детей затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения «кулак-ладонь-ребро» (85%). При выполнении упражнения «шагать» пальцами, некоторые дети шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами. Также ошибки наблюдались, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

006

Со следующими упражнениями, на повторение фигур, удовлетворительно справились 60% детей, которым понадобилась незначительная помощь педагога, у остальных детей упражнение вызвало очень большие трудности. Результат диагностики представлен в виде диаграммы (Рис.1).

         Получив неутешительный результат мониторинга,  и, учитывая важность развития мелкой моторики рук в младшем дошкольном возрасте, решили провести с детьми углубленную работу в этом направлении, используя технологию пластилинография. 

     На начальном этапе учили детей разминать пластилин, пока он не станет податливым. Дети осваивали приемы пластилинографии надавливание,придавливание, размазывание пластилина подушечкой пальца, выработка правильной постановки пальца. При необходимости брали указательный пальчик ребенка и помогали нарисовать «пластилиновую» линию, поворачивая пальчик в нужном направлении. Также обучали приемам отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальцами.На следующем этапе работы с технологией пластилинография детям младшего дошкольного возраста предлагали незатейливый рисунок без мелких деталей, с готовой основой. Дети размазывали пластилин по поверхности основы от центра к краям контура, будто закрашивая рисунок, заполняли рисунок маленькими пластилиновыми шариками. Например, делали с детьми разноцветную радугу (Рис.2), осенний листок (Рис.3), разноцветный мяч,  вылепливали геометрические фигуры.

На следующем этапе работы с технологией пластилинография детям младшего дошкольного возраста предлагали 008незатейливый рисунок без мелких деталей, с готовой основой. Дети размазывали пластилин по поверхности основы от центра к краям контура, будто закрашивая рисунок, заполняли рисунок маленькими пластилиновыми шариками. Например, делали с детьми разноцветную радугу (Рис.2), осенний листок (Рис.3), разноцветный мяч,  вылепливали 

      Хотим отметить,  что одним из достоинств работы с пластилинографией является интеграция образовательных областей. Например: на организованной учебной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для закрепления нового материала, размазывали пластилин по контуру цифры на картоне, с помощью печаток «рисовали» геометрические фигуры. На ОУД «Ознакомление с окружающим миром», для закрепления сезонных изменений в природе, с помощью приема размазывания «рисовали» осенние листья, используя приемы  отщипывания маленького кусочка пластилина, скатывания шарика между двумя пальцами и сплющивания шарика, «рисовали» осеннее дерево (Рис.4) и т.д009.

    Также во второй младшей группе организован кружок «Умелые пальчики», это дало нам возможность воспользоваться  дополнительным  временем для работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у  детей через применение технологии пластилинография. По завершению кружкового занятия, организовывали выставки детских работ. Дети с удовольствием показывали свои работы родителям.

        С целью достижения лучшего результата, провели консультации для родителей «Для чего необходимо развивать мелкую моторикурук у детей», «Как развивать мелкую моторику через технологию - пластилинография», а так же даны рекомендации «Правила работы с технологией пластилинография». Хотим отметить, что большинство родителей поняли, как важно развивать мелкую моторику рук в младшем дошкольном возрасте. Мы готовили задания по технологии пластилинография и давали домой. Родители с большим энтузиазмом включались в работу и помогали своим детям выполнять задания. Многие родители пробовали дополнительно заниматься с детьми по пластилинографии и с гордостью делились успехами своих детей

На втором этапе работы с технологией пластилинография, решили провести мониторинг уровня развития мелкой моторики у  детей второй младшей группы, используя те же упражнения, что и на начальном этапе. Результат диагностики показал хорошие успехи у детей: низкого уровня в группе не выявлено, 70% детей имеют средний уровень развития мелкой моторики, и 30% детей показали высокий уровень.

Таким образом, система проведенных нами методических мероприятий, по развитию мелкой моторики рук у детей младшего  дошкольного возраста через применение технологии пластилинография показал эффективность, так как кисти рук детей  приобрели  хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, улучшились навыки самообслуживания. 

Результаты данного опыта показали, что технология пластилинография эффективна в развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, поэтому рекомендуем воспитателям и педагогам дошкольных организаций в своей практике использовать данную технологию.

 

Список литературы:

1. akorda.kz: официальный сайт Президента республики Казахстан [Электронный ресурс]. –Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 5 октября 2018 г. «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» -  Режим доступа: http://www.akorda.kz. – Загл. с экрана.(9.10.2017).

2.   Давыдова Г.Н. Детский дизайн: Пластилинография. – М.: Скрипторий, 2015. – 88 с.

3.   Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Большая книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008 – 112 с.

4.   Орен Р. Лепка из пластилина: развиваем моторику рук.- М.: Махаон. 2010.– 96с.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика