Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в организованной учебной деятельности «Формирование элементарных математических представлений»

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 
Дывак Наталья Владимировна
воспитатель
Дошкольный мини-центр
при КГУ «Средняя школа №7»

«Необходимо кардинально повысить качество дошкольного образования. Основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве» так говорит в своем посланиии Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев к народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни».

Air Jordan 1 Retro High OG "First Class Flight" White/Dynamic Yellow-Black

Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования создает условия для формирования и развития личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном постоянном меняющемся мире. Многочисленные психолого-педагогические исследования проведенные ведущими учеными и практиками, доказали, что именно дошкольный возраст является определяющим условием интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития человека.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Математическое развитие дошкольников – это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Следовательно, совершенно необходимо развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Логика помогает объяснять многие явления и ситуации, здраво оценивать происходящие события, грамотно выстраивать свои суждения о любых вопросах.

 Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Теоретические и экспериментальные работы А.С. Выготского, Ф.Н. Леонтьева, С.Л. Рубенштейна свидетельствуют о том, что ни одно из специфических качеств - логического мышления, творческое воображение, осмысленная память - не может развиваться у ребёнка независимо от воспитания, в результате спонтанного созревания врожденных задатков. Они формируются на протяжении детства, в процессе воспитания и обучения.

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития в образовательной учебной деятельности «Формирование элементарных математических представлений»

Целью «Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения детей» в образовательной области «Познание» является: формирование коммуникативно-познавательных способностей, математического и логического мышления. Так же определены следующие задачи: развивать познавательные процессы: внимание, память, восприятие, творческие способности, вариативность мышления; обучать приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструирование, установление причинно-следственных связей), формировать элементарные математические представления.

Организуя работу в данном направлении, при выполнении сравнения обращаю внимание детей на выделение одних признаков объекта (или группы объектов) и абстрагирование от других. Для выделения различных признаков объекта использую игры "Найди это по указанным признакам": "Найди отличия?

При анализе дети выделяют свойства объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Например, задан признак: "Найти все треугольники". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов.

Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.

Для дошкольников возможны эмпирические виды обобщения, то есть обобщения результатов своей деятельности. Для подведения детей к такого рода обобщениям мы соответствующим образом организуем работу над заданием: подбираем объекты деятельности, задаем вопросы в специально разработанной последовательности, чтобы подвести ребенка к нужному обобщению.

Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.

В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач образовательного процесса дошкольников.

Вследствие того, что логические упражнения представляют собой упражнения в мыслительной деятельности, а мышление дошкольников в основном конкретное, образное, то на организованной учебной деятельности применяем наглядность.

В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяем рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Примерный перечень логических упражнений для детей старшего дошкольного возраста, используемых на развитие элементарных математических представлений:

ü «Сколько было? Сколько стало? Сколько всего?»

ü «У кого столько же?»

ü «Которая игрушка спрятана?»

ü «Узнай цифру»

ü «Угадай что это?» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, цилиндр).

ü "На что это похоже"? Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

ü "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек". Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

ü "Светофор". "Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков".

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Например, логические задачки могут быть следующими:

ü «На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?» (Две)

ü У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер? (Одна)

ü Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое: бабушка, мать и дочь.)

ü В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно вместе с корзиной)

ü Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)

ü  Что вниз вершиной растет. (Сосулька)

ü Кого с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток)

ü Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов? (Два)

ü Когда об воду можно порезать руку? (Если превратить ее в лед)

ü Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Да, бросить его вверх)

ü Как перевезти с одного берега на другой волка, козу и капусту, если в лодке может поместиться один человек (перевозчик), а с ним или коза, или волк, или капуста? (Сначала перевезти козу, затем капусту, а в обратный рейс взять козу, козу оставить на противоположном берегу, перевезти волка, вернуться за козой)

ü Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма железа. (1 кг ваты) 

ü  По улице шли два отца и два сына, да дедушка с внуком. Сколько всего человек шло по улице? (Трое) 

ü На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штуке. Сколько конфет лежало на столе? (Три) 

ü Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги? (7 кг) 

Примерные логические игры для детей старшего дошкольного возраста:

ü     «Подбери ключ». На столах лежат силуэты изображения замков со скважинами в форме геометрических фигур и ключи, соответствующих по форме и цвету замочным скважинам. Дети подбирают ключи, называют соответствующие геометрические фигуры и их цвет.

ü     «Из каких фигур состоит предмет?» Дети из геометрических фигур строят предметы. Затем рассматривают свои сооружения и называют кто, что построил, какие геометрические фигуры использовал.

ü     «Положи куда скажу» Воспитатель показывает карточку, где в круги – 2 желтых кружочка, а в прямоугольнике – 2 красных. Затем карточки убираются, дети по памяти должны выполнить задание, на столах. Количество заданий можно увеличить до 5.

ü     «Когда это бывает?» Воспитатель показывает карточку, дети называет в какое время суток это бывает.

ü     «Скажи наоборот» (правая – левая, впереди – сзади, сверху – вниз, далеко – близко, высоко – низко).

ü     «Какое что бывает?» Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.

Примеры:

ü     Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.

ü     Что бывает длинным? (коротким)

ü     Что бывает широким (узким)?

ü     Что бывает круглым (квадратным)?

При выполнении всех приведенных выше примеров заданий и систем заданий ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат умственные действия: анализ, синтез, обобщение и др. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Таким образом, можно оказать значимое влияние на развитие логического мышления дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

 

Список литературы

 

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаев к народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5.10.2018г.

2. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, приказ МОН РК от 12 августа 2016 года № 499 – 178с.

3. Белошистая А.В. Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет. - М.: Ювента, Волчкова В.Н., Степанова Н.В..

4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Ювента, 2006.

5. Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. - М.: Учитель, 2007.

6. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006.

7. Развитие внимания и памяти. Старшая и подготовительная группы. \Автор-сост. Т.М. Бабушкина. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010г.- 96с.

8. Игры и задания на готовность к школе ребёнка 6-7 лет / Ю.Соколова. – М.: Эскимо, 2009. – 64с.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика