Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованные игры

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

Акмагамбетова Р. М.
воспитатель
дошкольный мини-центр
при КГУ «Средняя школа №7»
г. Петропавловск

В настоящее время мы живем в таком мире, в котором человеку предъявляются очень высокие требования. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях.

Как мы уже знаем личность формируется с раннего детства. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. 

Footwear

Н. А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества» сказал: «Необходимо кардинально повысить качество дошкольного образования. Основы мышления, умственные и творческие способности, новые навыки формируются в самом раннем детстве. Акценты в образовании смещаются в сторону модели 4К: развития креативности, критического мышления, коммуникабельности и умения работать в команде».

В становлении личности дошкольника немаловажную роль играют коммуникативные способности, которые дают возможность ребенку решать разного рода задачи, возникающие в процессе общения. Но в настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. В современном мире телевизор и компьютер стали заменять детям игровую деятельность и общение со сверстниками и взрослыми.

            На начальном этапе, занимаясь с детьми, мы столкнулись с проблемой нарушения у детей коммуникативной функции речи. Наблюдалось неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности.  Дети  не всегда могли правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, правильно задать вопрос, затруднялись в установлении контакта со сверстниками.

Первичная диагностика показала у детей отсутствие высокого уровня коммуникативных способностей. Средний уровень составил 56%, а низкий уровень составил 44%.


Для диагностики использовались критерии образовательной области «Коммуникация»:

4-5-К.2  вступает в контакт со сверстниками и взрослыми и выполняет их просьбы;

4-5-К.3  использует в речи разные типы предложений, предлоги;

4-5-К.22  умеет создавать образ невербальными средствами;

4-5-К.25  последовательно излагает и выполняет события сказки;

4-5-К.26  владеет приемами работы с различными видами театрализованной деятельности;

4-5-К.27  координирует свои действия с действиями партнера; ориентируется на сцене;

Развитие коммуникативных способностей детей - важная задача дошкольного образования. Этой проблеме посвящено большое количество исследований.  Особо подчеркивается роль игры в развитии общения. В ней развиваются разные качества ребенка: его речь, внимание, память, воображение, дисциплинирован­ность.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуется успехом  «театрализованная деятельность», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его. Театрализованные игры – это игры-представления, где в лицах разыгрываются литературные  произведения, сказки, рассказы, специально написанные инсценировки с помощью выразительных средств: мимики, жестов, походки, позы, интонации.

Элементы театрализации мы стараемся включать в организованную учебную деятельность: художественная литература, развитие речи, драма, кружки. Образовательный процесс, включающий в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Театрализованная игра проводится по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Также в группе создаются условия для организации театрализованной деятельности: пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.

 

В своей работе  используем следующие виды театральной деятельности:

  1. музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
  2. художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
  3. театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр,  творческие игры).

Примерные игры,  используемые для развития коммуникативных способностей детей:

  • Настольный театр.
  • Театр Игра «Лиса, заяц и петух». У детей развиваются коммуникативные навыки и самостоятельность. Инсценировка сказки «Теремок».
  • Инсценировка сказки «Репка» (тряпичные куклы). Дети учатся обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
  • Так же разучиваются инсценировки для праздников. У детей развивается речь, дети учатся взаимодействовать друг с другом, становятся более раскрепощенными.

 

 В результате повторной диагностики, основанной на тех же критериях, было выявлено  что, коммуникативные способности детей улучшились.  Высокий уровень составил 31%. Средний уровень повысился на 13% и составил 69%. Низкого уровня в группе не выявлено. Дети стали более раскрепощенными, активизировался словарь, дети научились взаимодействовать друг с другом, научились  имитировать движения персонажей, с помощью мимики выражать эмоциональное состояние персонажей (радость, гнев, испуг, огорчения и т.п.). Театрализованная игра помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Так же дети стали самостоятельно играть в игры, используя  различные атрибуты для театрализованных игр.

Таким образом: мы считаем, что систематическая работа по развитию коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений в социуме. Выбранное  направление работы поможет детям улучшить степень речевого развития.

Список литературы:

  1. akorda.kz: официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный адрес]. - Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 5 октября 2018 г. «Рост благосостояния казахстанцев: повыщение доходов и качества жизни» - Режим доступаhttp://www.akorda.kz. – Загл. с экрана. (7.10.2017).
  2. Жуматаева Ж.К. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. //Дошкольное образование и воспитание, 2017.-№ 4 (35).
  3. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности //Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.
  5. Фурмина Л. С. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009г.

 

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика