ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАКЕТНОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С ПРИРОДОЙ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ФАКТОР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Казиева Г.С., Нурканова А.К

ГККП ясли-сад «Мирас»,

Кызылжарский район а. Бесколь

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире; понимание взаимосвязи между составляющими мира и их взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Shop Sneakers in Footwear

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Знакомство с основами экологии не должно быть скучным, наукообразным. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм взаимодействия с окружающим миром.

Реализация задач экологического воспитания детей возможно только при условии экологической культуры педагога, его готовности осуществлять свою деятельность с использованием новых, интересных подходов и методов. Однако, многие природные явления невозможно воспринимать непосредственно, необходимо «выстроить» в голове ребенка некую абстрактную модель. В этом случае на помощь приходит вид творческой деятельности макетирование. С помощью демонстрационных макетов у детей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний о природе.

В чём же актуальность данного метода работы? Мы решили провести исследование эффективности использования макетной игровой технологии. И определили тему исследования: «Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников».

В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования, перед педагогами дошкольной организации определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно-тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны. Работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.

Цель работы: создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения экологической культуры дошкольника.

Объект исследования: - процесс экологического воспитания дошкольников посредством макетирования.

Предмет исследования: - условия для эффективного экологического воспитания дошкольников через процесс макетирования.

Гипотеза: - экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться более успешно, если создать развивающую предметно-пространственную среду, включающую региональный компонент.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи исследования: изучить психолого-педагогические аспекты развития экологического воспитания детей дошкольного возраста; рассмотреть способ макетирование как средство экологического воспитания, разработать и внедрить в работу с детьми комплекс мероприятий с изготовлением макетов, направленный на процесс ознакомления с природными объектами.

Новизна – применение макетной технологии обогащает предметно-развивающую среду и существенно повышает эффективность экологической культуры дошкольников, является универсальным средством обогащения субкультуры.

Исследование проходило в 3 этапа:

1. Поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определенны методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет задачи, методы и гипотеза исследования;

2. Опытно-экспериментальный. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал для решения поставленных задач. На этом этапе так же осуществлялась разработка технологии макетирования в аспекте экологического воспитания дошкольников.

3. Заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации и обобщению опытно-экспериментальной работы, уточнению выводов, оформлению результатов и разработке рекомендаций по использованию разработанной технологии.

Для достижений цели и задач, проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста; анализ вариативных программ для дошкольных образовательных учреждений по проблеме исследования; беседы с детьми; изучение продуктов творческой деятельности детей; анализ календарно – тематического планирования; наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью детей; беседы с родителями; анкетирование родителей, педагогический эксперимент, статистическая обработка фактического материала.

Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры. И важно на этапе дошкольного детства, когда складывается начальное ощущение окружающего мира, не упустить это время для формирования экологического воспитания. Источником формирования экологического воспитания может быть вид творческой деятельности – макетирование, так как он является наглядно – образным и наглядно – действенным способом развития, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоение знаний в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Поэтому необходимо было создать комплекс мероприятий с использованием макетированием, выявить актуальный уровень экологических знаний у детей, вовлечь родителей в процесс взаимодействия по созданию макетов. Объединив процессы создания макета и режиссерской игры направленной на развитие экологического воспитания, можно добиться, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию экологического воспитания. Результат контрольного эксперимента показал, что макетирование является эффективным средством экологического воспитания, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика