ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Жоламанова А.К.

заведующая ГККП «д/с «Мирас»

Кызылжарский район, СКО


Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической),

Air Jordan 1 Retro High OG Wmns "Panda" CD0461-007 Women/Men Super Deals, Price: $98.03 - Air Jordan Shoes

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» отмечается: «основной задачей образования является развитие духовных и физических возможностей личности ребенка. Педагогическая модель личностно-ориентированного обучения становится одной из ведущих в современной системе образования, ориентированного на обучение и гармоничное развитие личности, в соответствии с его способностями, возрастными и психологическими возможностями» [1].

В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного образования отмечается, что в базовый минимум содержания основных дошкольных образовательных программ должны входить следующие направления развития ребенка:

- развитие речи, ознакомление с художественной литературой: игры и занятия по основам грамоты и письма, по формированию звуковой культуры речи, формированию словарного запаса и связной речи [2].

Хорошее владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Владение речью позволяет ребенку более полно отражать окружающую действительность, так как он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми манипулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых вообще не было в его личном опыте. Таким образом, слово удваивает мир и позволяет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это, в свою очередь, расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора [3].

Комплексному подходу к решению задач речевого развития дошкольников уделяли внимание психологи, педагоги, лингвисты: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Б.Н. Головин, Г.К. Трофимова, Н.И. Жинкин и др. Данная проблема рассматривается в трудах казахстанских исследователей прошлого и современности: Р.Г. Лемберг, И.Н. Нугуманова, А.А. Бейсенбаева, Р.К. Аббасова, Н. Оразахынова, Т. Шолпанкулова Л.А. Саитбатталовой, Е.Н. Туленковой, Д.И. Шаммасовой, Г.К. и др.

Развитие речи дошкольника, в связи с этим, является центральным звеном его обучения и воспитания, так как без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо найти эффективный способ для этого. С нашей точки зрения таковым является театрализованная деятельность в ДО.

Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки.

Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Тем более что в современных документах дошкольного образования, а именно в Типовом учебном плане дошкольного воспитания и обучения (2016 г.), начиная со средней группы (4-5 лет) в базовом содержании образовательной области «Коммуникация» впервые появляется такая организованная учебная деятельность (ОУД), как драма. Почти в каждой организованной учебной деятельности, которые были и в предыдущих программах сделан акцент на развитие коммуникативных умений и навыков в монологической и диалогической речи дошкольника через театрализованную деятельность. Так, например в I полугодии в средней группе в ОУД «Развитие речи» есть раздел «Творческая речевая деятельность», в содержание которого заложено развитие желания участвовать в театрализованной деятельности, играх-драматизациях или кукольных спектаклях, используя доступную детям «технику вождения» кукол, в речевых и пальчиковыхиграх.

В Типовом учебном плане предшкольной подготовки также большое значение отводится развитию навыков творческой деятельности.Так, например в Разделе 3. Музыкальное творчество говорится о «…формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок».

Учитывая то, что театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников, через занятия кружка: дети получают образцы правильного, красивого, эмоционально окрашенного связной речи, насыщенной меткими образными выражениями, фразеологизмами; дети употребляют разные типы речи и формы связных высказываний для решения конкретных игровых коммуникативных ситуаций (рассуждение, объяснение, воспроизведение сказочных диалогов; воспитанники упражняются в риторике, их речь становится более понятной, выразительной, грамматически оформленной; в процессе подготовки и показа спектакля у детей развивается связная речь, которая носит эмоционально окрашенный характер и предусматривает широкое употребление вербальных и невербальных средств выразительности (ведь во время воспроизведения художественно-речевых сюжетов дети усваивают нормы речи в ее высшем проявлении); в театрализованных играх, через игры-драматизации дети выражают свои чувства, переживания, впечатления, осваивают их в деятельности в непосредственном контакте друг с другом [4].

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, главная деятельность малыша. Для ребенка театр это – праздник: сказочные атрибуты, яркие огни, аплодисменты, улыбки; это развитие познавательных интересов детей, совершенствование их психических процессов (памяти, воображения, мышления), расширение кругозора и речевого общения; это осознание собственного «Я» и возможность самовыражения личности. Реализация театрализованной деятельности для развития речи дошкольников в моем педагогическом опыте происходит через следующие виды театра, как «Настольный театр игрушек», «Настольный театр картинок», «Пальчиковый театр», «Театр Бибабо», «Теневой театр».

Таким образом, в процессе театрализованной деятельности в детском саду и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения на кооперации труда, работы и внимания друг к другу.

    В театрализованной деятельности дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Именно в обыгрывании роли дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания, что благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика