Формирование коммуникативно-языковых навыков детей среднего дошкольного возраста.

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Зейнуллина Гульнара Ермековна

воспитатель, мини-центр «Арман»

при КГУ «Соколовская СШ», Кызылжарский район

В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана отмечается, что на современном этапе развития нашей страны, нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. К 2020 году планируется обеспечить охват всех казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры.

Saldos - Entrega gratuita

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» отмечается: «основной задачей образования является развитие духовных и физических возможностей личности ребенка. Педагогическая модель личностно-ориентированного обучения становится одной из ведущих в современной системе образования, ориентированного на обучение и гармоничное развитие личности, в соответствии с его способностями, возрастными и психологическими возможностями» [2].

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Общеизвестно, что дети с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова. При стихийном языковом и речевом развитии лишь не многие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение языку, речи и речевому общению.

Актуальность этой проблемы выявляет противоречие между необходимостью формирования коммуникативно-языковых навыков дошкольника и недостаточным уровнем сформированности коммуникативно-языковых навыков дошкольника.

На сегодняшний день для развития коммуникативных навыков дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании методик, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребенка. А так как большую часть времени ребенок проводит в детском саду, то развитие коммуникативных навыков происходит именно в условиях детского сада. Перед воспитателями и методистами стоит большая задача – поиск эффективных форм, методов и технологий формирования коммуникативно-языковых навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Нами были подобраны упражнения, задания игрового содержания, направленные на формирование коммуникативно-языковых навыков у детей среднего дошкольного возраста и выстроенные в соответствие с отобранными формами и методами работы. Представим их.

Игровые обучающие ситуации – одна из форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, которые дети будут приобретать в игровых обучающих ситуациях, и свободно переносить в самостоятельную деятельность.

Использовались четыре вида игровых обучающих ситуаций:

1. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

2. Ситуации-упражнения. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций целесообразно с детьми среднего дошкольного возраста.

3. Ситуации-проблемы. Активно участвуя в ситуациях - проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. В ситуациях - проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.

4. Ситуации-оценки. Целесообразно начинать использовать ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Технология развития диалогического общения (А.Г. Арушанова).

Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Главным отличием сценариев активизирующего общения от некогда традиционных обучающих занятий является позиция взрослого – он партнер по общению – педагог стремится установить с ребенком равноправные, личностные взаимоотношения, поощряет инициативную речь ребенка [3].

Современная технология формирования навыков общения у детей дошкольного возраста «Азбука общения» (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова) [5].

Основным методом реализации технологии является один из ведущих методов развивающего обучения – метод сопереживания ситуации, который рассчитан на использование способности анализировать и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное – прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

Технология формирования умений общаться предусматривает цикл занятий этического характера, упражнений на закрепление умений в повседневной жизни. Каждое занятие направлено на достижение определенной цели:

- формирование умения общаться при помощи неречевых средств;

- формирование умения устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент и др.);

- формирование умения использовать вариативные формулы речевого этикета;

- формирование умения понимать и выражать свое настроение при помощи слов;

- формирование умения вести себя в общении в соответствии с нормами этикета;

- формирование умений четко и ясно высказывать в речи свое коммуникативное намерение;

- формирование умений внимательно выслушивать собеседника;

- формирование умений понимать эмоциональное настроение другого, сопереживать;

- формирование умения правильно вести себя в конфликтной ситуации [4].

Мы пересмотрели методику проведения организованной учебной деятельности и разработали программу формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста (таблица 1), включив в нее ряд специальных заданий творческого характера - музыкальных, речевых, театральных, практического моделирования. Основой всех речевых видов деятельности стал игровой сюжет. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания и действия. Деятельность с использованием творческих, игровых заданий и практического моделирования является эффективным средством воспитания и обучения.

 

Таблица 1 - Программа формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста

№ п/п

Тема занятия по образовательной области «Коммуникация»

Формы, методы, технологии, применяемые в процессе обучения

1.

Лисичка со скалочкой» (драматизация русской народной сказки)

Игровые обучающие ситуации: 1. Ситуации-иллюстрации.

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

2.

«Мой Ушастик самый красивый».

(составление рассказа о зайце по модели)»

Игровые обучающие ситуации: 2. Ситуации-упражнения.

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

3.

«Расскажи…» Составление описательного рассказа по двум одинаковым».

Игровые обучающие ситуации: 2. Ситуации-упражнения.

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

4.

«Угадай сказку» (пересказ по модели)»

Игровые обучающие ситуации: 3. Ситуации-проблемы.

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

5.

«Магазин игрушек»

Игровые обучающие ситуации: 3. Ситуации-проблемы

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

6.

«День рожденья куклы Айгерим»

(составление творческих рассказов)

Игровые обучающие ситуации: 4. Ситуации-оценки.

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

7.

«Два жадных медвежонка» (драматизация венгерской народной сказки)»

Технология развития диалогического общения (А.Г.Арушанова).

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

8.

«Мое любимое домашнее животное»

 

Игровые обучающие ситуации: 2. Ситуации-упражнения.

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

9.

Выразительное чтение: Т. Волгина, «Цыплята»

 

Игровые обучающие ситуации: 1. Ситуации-иллюстрации.

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

10.

«Устроим кукле комнату»

(дидактическая игра)

Технология формирования умений общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста (С.С.Бычкова).

Современная технология формирования навыков общения у детей дошкольного возраста «Азбука общения» (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова).

11.

«Угадай по описанию»

(дидактическая игра)

 

Игровые обучающие ситуации: 1. Ситуации-иллюстрации.

Современная технология формирования навыков общения у детей дошкольного возраста «Азбука общения» (Л.М.Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова).

12.

Заучивание стихотворения М.Алимбаева «Привычка кота»

Игровые обучающие ситуации: 2. Ситуации-упражнения.

Современная технология формирования навыков общения у детей дошкольного возраста «Азбука общения» (Л.М.Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова).

13

«Как мы гуляем на участке»

(составление рассказов из личного опыта).

Современная технология формирования навыков общения у детей дошкольного возраста «Азбука общения» (Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А.Нилова).

14

«Чтение: Н Калинина, «Летом»

Игровые обучающие ситуации: 3. Ситуации-проблемы.

Современная технология формирования навыков общения у детей дошкольного возраста «Азбука общения» (Л.М.Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова).

Реализации Программы формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста проводилась в естественных для детей условиях в повседневной игровой деятельности. Мы использовали те упражнения, которые вызывали у детей интерес, требовали немалых умственных усилий, отличались многоаспектностью, давали наибольший речеразвивающий эффект. Помимо речевой деятельности они позволяли совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка. С этой целью проводили различные наблюдения, экскурсии, прогулки, беседы, занятия. Неоценимую помощь в этом оказывала семья.

Ценно, то, что мы уделяли внимание развитию коммуникативно-языковой компетентности вне занятий. С особым вниманием мы относились к застенчивым детям, разнообразными путями старались проникнуть в душу ребенка, понять его переживания, поведение и найти ключ к разрешению задачи – заслужить доверие ребенка и сделать его активным участником игр и бесед.

Наша работа по развитию коммуникативно-языковых навыков направлена была на поиск оптимального сочетания индивидуальных, групповых и фронтальных форм обучения, на разработку таких форм и методов организации обучения, при которых ребенок может максимально развиться как всесторонняя гармоничная личность.

Таким образом, если в процессе развития речи детей среднего дошкольного возраста использовать специально подобранные формы и методы формирования коммуникативно-языковых навыков детей среднего дошкольного возраста, то процесс развития речи детей будет успешным, так как формы и методы формирования коммуникативно-языковых навыков детей среднего дошкольного возраста направлены на совершенствование звуковой культуры речи, на обогащение и активизацию словарного запаса, на формирование лексико – грамматических навыков у детей. Можно сделать вывод о том, что отобранные формы и методы оказывают положительное влияние на формирование коммуникативно-языковых навыков у детей среднего дошкольного возраста.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика