Взаимодействие ДО и семьи, как условие эмоционального развития ребенка – дошкольника

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Хлыстун А.Я.

 ГККП «Ясли – сада «Айгөлек»,

г. Петропавловск, СКО

За годы независимости Казахстан достиг впечатляющих успехов в экономическом развитии, повышении уровня жизни граждан, создании прочных основ демократии.

Казахстан занял свое уникальное место на политической карте мира.

Calzado Nike

Именно поэтому, говоря о первостепенных задачах, стоящих перед современным суверенным Казахстаном, переживающим период своего национального возрождения, Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подчеркнул необходимость обратить самое серьезное внимание на воспитание подрастающего поколения. «Основную роль здесь, конечно же, играет семья – отметил Н. А. Назарбаев. – Но и государство не должно стоять в стороне. Начиная с детского сада, в школе, в колледже или вузе, в армии, мы должны не только учить, но и воспитывать нашу молодежь…

Психологи считают, что эмоциональное полноценное и гармоничное развитие ребенка является залогом успешного будущего.

Эмоции (от латинского emovere – потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности  и самому себе.

Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи… С.Л. Рубинштейн отмечал, что один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Однако в зависимости от содержания процесса, возрастных или индивидуальных особенностей ведущей может стать или интеллектуальная составляющая, или эмоциональная, или волевая. Очевидно, что в отношении к дошкольному периоду в целом, и к раннему дошкольному детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей.

Проблема эмоциональной некомпетентности нарастает с катастрофической быстротой и проявляется в каждой социальной группе. Подтверждением этому служат ежегодные социометрические исследования и анализ уровня социально-эмоционального развития детей нашего детского сада, проводимые педагогом-психологом.

Приведу пример: в старшей группе из 37 человек у 19 детей были выявлены такие нарушения, как повышенная возбудимость, конфликтность, жестокость, агрессия, негативизм, эмоциональная холодность, отчуждение, тревожность, немотивированные страхи, мнительность и другое, наряду с этим два ребенка оказались в статусе отверженных.

Во все предыдущие годы эти данные были намного ниже. Меня как психолога это очень взволновало, и я начала интересоваться специальной литературой по этому вопросу. Вот основные выводы из изученного. Умение управлять своими эмоциями - главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной.

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью.

Поэтому педагогам и родителям наибольшим образом необходимо находить адекватные формы общения с детьми. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для эмоционального развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в эмоциональном развитии ребенка. Ребенок находится в детском саду восемь-десять часов. Исключая время дневного сна, это не менее шести часов активного взаимодействия с окружающим миром в лице детей и воспитателей. Авторитет последних неизмеримо выше авторитета любого ребенка в этом возрасте. Отношения дошкольника с конкретным воспитателем будут определять его психическое самочувствие в детском саду, поэтому эмоции от общения со взрослым выступают важным фактором его психического благополучия.

Роль семьи в воспитании и эмоциональном развитии ребенка также нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Бесспорно то, что "родители являются   первыми педагогами своих детей". В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный “эмоциональный тыл” (З.Матейчик).

В связи со спецификой своей работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми и родителями. И одно из главных умений – это умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе.

На первом же родительском собрании доводится до сведения родителей, что семья- это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребёнка быть принятым всерьёз и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Также идет ознакомление родителей с «плачевными» результатами диагностического обследования социометрического статуса детей и их уровня развития эмоционально-чувственной сферы представленными мною. В результате родители не сразу, но соглашаются на сотрудничество.

В последнее время многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния взрослых. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их. В связи с этим, была составлена программа   «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей», целью, которой стало расширение теоретических знаний педагогов и родителей по формированию эмоциональной сферы ребенка; повышение эмоциональной компетентности взрослых; введение в практическую деятельность методов и приемов, развивающих эмоциональную сферу ребенка.

Что же для этого нужно сделать взрослым?

Во-1-х – уметь создавать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе. Во-2-х учить детей управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Таким образом, если дети будут уметь контролировать свои эмоции и будут уметь общаться с окружающими, создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на психику ребенка. Основной задачей психолога, мы считаем, является обучение детей умению заряжаться положительными эмоциями. Здесь активная роль принадлежит взрослому. Можно предложить слушать с детьми пластинки, диски с разными музыкальными произведениями, рассматривать репродукции картин. Дать детям музыкальный фрагмент и предложить детям исполнить импровизированный танец, характер которого соответствовал бы эмоциональной атмосфере, навеянной музыкой. И когда дети начинают ощущать различия в эмоциях, они начинают обращаться к собственному опыту вспоминая, где и когда они испытывали подобные чувства.
 В занятиях можно использовать некоторые приёмы, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций от увиденного. Например:
     1. "Пиктограммы” - набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
     2. "Музыка и эмоции" - прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, добрая - усталая, теплая – холодная и т. д.. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

     3. "Способы повышения настроения"

Обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

     4."Волшебный мешочек".

Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Выбросить мешочек может и сам ребенок. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешочек свои отрицательные эмоции. Мы использовали еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
Расширение и упорядочение эмоционального опыта детей происходит, когда дети усвоят представления о "несловесных" средствах выражения эмоций, т.е. что различные настроения выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Например:

     1. "Через стекло"

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора можно предложить, например; "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно" или " принеси мне стакан воды, я хочу пить", или ребенок сам придумывает свое сообщение.

     2. "Иностранец"

Детям говорю, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором он говорит. Предлагаю ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно все это без слов.

     3. "Изобрази сказку"

Играют 2 команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. В этой игре важно предварительно договорится о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

   4. "Зоопарк"

Дети превращаются в животных, в тех в кого захотят сами. Сначала все сидят за стульями ("в клетках") каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, "клетки" открываются и "звери" выходят на свободу: прыгают, бегают, кричат, рычат. Развитие эмоционально опыта детей связано с формированием у них понимания различных форм поведения людей в разных ситуациях. Для этого представляю детям анализ реакций человека в стрессовой ситуации, таких реакций может быть три: агрессивная, неуверенная и уверенная. Помогала детям уяснить смысл каждой реакции в стрессовой ситуации с поведением волка, зайца и медведя - сказочных героев. Сначала детям предлагала типичный пример: "Вы играли на улице в мяч, попали мячом в песочницу, где играли другие дети, и все им поломали". Как вы поступите? А как надо поступить? Как поступят те дети, которые играли в песочнице?

Большое внимание уделяю обучению детей выражению дружеских чувств, симпатии, сочувствия к окружающим. Объясняю, что с доброжелательным, ласковым и добрым человеком больше хочется общаться, чем со злым и обидчивым. Работа по совершенствованию общения значительно облегчается в результате развития у детей навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Любому конфликту предшествует всплеск напряжения, злости, обида. Возникшие в группе конфликты становятся объектом обсуждения или осуществляю более простой способ – анализ: сама воздаю по заслугам участникам ссоры, а потом спрашиваю у детей в группе, как они считают, почему я так поступила?

Учу детей избавляться, самостоятельно, от сильных отрицательных эмоций и объясняю на понятном детям языке, что, пока эти эмоции будут владеть ими, дружбы, радости общения и совместной игры не может быть - все вокруг будут восприниматься как враги, и сами они будут оставаться для окружающих врагами.

В основе любого навыка саморегуляции лежит умение расслабляться, которому учу детей, используя оригинальные методики и известные в психологии тренинги расслабления.

1."Брыкание" - упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложиться на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.

2. Совместные настольные игры. В ходе их дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения. Здесь с успехом используются различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например: игра "Конструктор"- предложить детям вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру. По ходу игры взрослый помогает решить детям возникшие конфликты и избежать их.

В результате этих игр и занятий с детьми дошкольного возраста, у них происходит познание самих себя, накапливая определенные моменты переживания и фиксации на каком-либо чувстве, ребенок сможет осознать свой собственный “Эмоциональный фонд”, с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и чувствах людей, которые его окружают.

Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, от взаимодействия с семьей по развитию эмоциональной сферы мы ожидаем того, что взрослые окружающие детей – дошкольников будут знать о следующих особенностях эмоционального развития детей дошкольного возраста: осознание и регулирование собственных чувств, адекватное восприятие эмоционального состояния других, развитие эмпатии и др.; применять психогимнастические этюды и игры, на выражение и передачу эмоций; владеть навыками позитивного разрешения конфликтных ситуаций; формировать у ребенка позитивное восприятие окружающего мира; служить примером для подражания в построении оптимальных социальных отношений; обучать детей способам преодоления эмоционального дискомфорта.

Умение управлять своими эмоциями - главное достижение дошкольного возраста к моменту вхождения ребенка в кризис семи лет. Эмоциональная функция потому и называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной.

Как писал Л.С.Выготский, к моменту наступления школьной жизни, “эмоциональные реакции теряют свою непосредственную диктаторскую власть над поведением ребенка. Ребенок учится управлять своими эмоциями.” Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребенок к концу дошкольного периода обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет ''материала'' для того, чтобы научиться подобному управлению.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика