Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Петелина С.А.

ГККП «Ясли – сада «Айгөлек»,

 г. Петропавловск, СКО

«Что может даровать нам утешенье?
Работа наша, больше ничего.
Что на земле достойно уваженья?
Достойны мастера и мастерство»

Кайсын Кулиев

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров. Сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Педагог должен быть профессионалом своего дела, уметь модернизировать содержание своей деятельности, быть мыслящим, способным к анализу и к творческой переработке информации, профессионально компетентным.

Nike KD 11

В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, формы работы не могут гарантировать творческого подхода. Я лично считаю, что не должно быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, поскольку каждая из них отвечает определённому содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если она грамотно используется и реализует информационную, ориентирующую и развивающую функции. Н-р: анкетирование, казалось бы , что эта за активная форма работы. Да, если оно проводится формально, потому, что по плану стоит, или должно проводиться раз в месяц, как положено. Но если имеется четкость построения всей работы по принципу «диагностика - анализ», то анкетирование становится активной формой работы.

В каждом коллективе, как известно, работают разные педагоги: у одних опыт больше, у других — меньше; кто-то любит всякие новинки и эксперименты, кто-то, напротив, к новому относится настороженно, боясь навредить ребенку, и придерживается в работе «классических образцов».
Это означает, что формы профессионального общения и обеспечения роста профессионального мастерства для тех или иных педагогов будут разниться. Здесь я руководствуюсь принципом: «Разным педагогам — разные формы совершенствования мастерства».

Первая эффективная интерактивная форма, введенная в работу с педагогами нашего сада - тренинг (быстрое реагирование, быстрое обучение). Очень хорошо зарекомендовали себя игры-упражнения, являющиеся частью тренинга и проводимые во вводной части методического мероприятия. Они позволяют формировать чувство принадлежности к группе, формировать позитивное отношение к своему «Я», эмоционально настроить на мероприятие.

Н-р: Метод "Найди похожих"

Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности.

Материалы: участники, сидящие на стульях.

Проведение: "Я буду говорить некоторые фразы - утверждения, к кому из вас они подходят, те выходят в круг". Фразы:

Кто в семье старший?

Кто в своей работе использует современные педагогические технологии?

Кто пришел в брюках?

Кто вовремя сдает всю документацию?

Кто участвует в профессиональных конкурсах?

У кого есть часы?

Кто сегодня на завтрак пил кофе?

Игра «Приветствие»

Группе вышедших педагогов поздороваться с коллегами, не повторяясь. (Можно поздороваться мимикой, жестами.) (Невербальные способы: пожатие руки, хлопают по руке, кланяются, обнимаются, хлопают в ладоши, прикладывают ладонь ко лбу, губам, груди, машут друг другу рукой, шлют воздушный поцелуй и т.д., вербальные: здравствуйте, приветствую, приветствия на разных языках- казахском, английском, немецком, итальянском и т.д.)

 Широко в нашем учреждении используются игровые приемы как часть методического мероприятия.

Знатоки методики  - игровой прием, который может быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов.

 Древо мудрости – педагогам предлагается записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации определенной темы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему игры). Данный прием использовался на педсовете по народной культуре «Диво-дивное, чудо-чудное».

 Дотошный педагог  - каждому педагогу  предлагается составить список вопросов по выбранной теме, побеждает тот, чей список логичнее и длиннее. На педсовете «презентация форм и методов работы с детьми и родителями по охране прав детей» педагогам предлагалось представить себя в роли методиста отдела образования и составить список вопросов для проверки системы работы по правовому воспитанию в ДО.

«Педагогический салат» -  на столе находится салатница. Педагоги,  представляя идею по вопросам воспитания и образования детей, опускают в салатницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается  и выбирается оптимальное решение.

Поддерживать заинтересованность педагогов в работе, побуждая их к профессиональной активности в соответствии с их силами и способностями, помогает деловая игра. Деловая игра – одна из эффективных форм активного обучения взрослых. Нами проводились такие игры, как «Справочное бюро», «Судебное заседание», «Четыре портрета», «Займи позицию», «Родители как дети, дети как родители», и др.

Деловая игра эффективна в том случае, если педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Она предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

В последнее время в методической литературе описываются деловые игры, основанные на телевизионных передачах. Они не укладываются в традиционную классификацию деловых игр, но оказывают существенную помощь в совершенствовании педагогического мастерства, сплочении коллектива.

В нашем детском саду использовались игры: КВН, «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Большие гонки», «Лидер ХХІ века».  

Очень часто в жизни получается так, что одно слово понимается разными людьми по – своему. Именно поэтому часто происходят размолвки, недоумения, конфликты. Игра «Пойми меня» позволяет определить насколько педагогический коллектив является коллективом единомышленников.

В работе с педагогами широко используем мультимедийные презентации – это один из современных методов, который формирует не только информационную культуру педагогов, но и способствует повышению качества воспитательно – образовательного и управленческого процесса.

Кроме этого используем методы интерактивного обучения «Шесть шляп мышления», «интервизия», «аквариум», «броуновское движение»,   педагогические мастерские, микрогрупповая работа, консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками, экспресс-опрос, дискуссии, инсценировки, игровые приемы: древо мудрости,  знатоки методики, педагогический салат, «Медведь перед дровосеками», упражнение «Это знает только мисс Марпл!», «Красная Шапочка»  и др.

Таким образом, разнообразные формы методической работы в детском саду способствуют тому, что педагоги ценят индивидуальность каждого, не соревнуются между собой, а сотрудничают, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка.

В завершении любого методического мероприятия мы используем игры-упражнения для логического завершения, для повышения эмоционального состояния или наоборот, для расслабления, отдыха.

Н-р: Упражнение  «Ладонь». (Педагог обводит свою  ладонь. Затем по команде передаем листок соседу справа. Задача соседа написать несколько положительных качеств об этом человеке. Листки по команде передаются дальше, пока не вернутся к владельцу. Смотрят на записи и запоминают свои ощущения.)     

Н-р: Упражнение   «Сердце коллектива»

(Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Приду­майте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.)

Н-р: Упражнение «Я в лучах солнца». Ведь в каждом педагоге есть солнце, только дайте возможность ему светить. 

Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети – с кружком посередине и лучиками. В кружке напишите свое имя или нарисуйте автопортрет. Около каждого лучика напишите что-то хорошее о себе. Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучики. А если станет особенно плохо на душе, достаньте солнце, посмотрите на лучики, и вспомните, о чем думали, когда записывали что-то хорошее о себе.

И в заключении еще одна истина: «В разные эпохи всегда познается нечто разное потому, что в них действуют по-разному» (И. Ф. Гербард).

Перед каждым педагогом детского сада «Айгөлек» поставлена сложная, но разрешимая задача — «оказаться во времени». Задача нас, методистов, — создать условия для успешного решения этой задачи.

Хочу обратить ваше внимание на высказывания, в которых хранится мудрость веков:

  • Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
  • Не бойся! Трус обречен на поражение.
  • Трудись! Другого пути к успеху не дано.
  • Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
  • Не обманывай себя. Научись смотреть на себя и свои поступки как бы со стороны, глазами других и ты многое поймешь, избежишь много бед, добьешься уважения других людей.
  • Оставайся всегда во всем самим собой, иди своим путем. В этом случае ты состоишься как личность и достигнешь желаемой цели.

Если что – то не получилось или получилось с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика