Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Практические рекомендации по внедрению инновационного метода CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение) в учебно-образовательный процесс в дошкольной организации

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Холкина Екатерина Александровна

учитель английского языка

ГККП я/с «Нұр бөбек»

г. Петропавловск, СКО

В современном обществе идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство.

Основные коммуникационные компетенции включают возможность использования и общения, по крайней мере, на одном из языков, используемых на международном уровне; поэтому преподавание хотя бы одного иностранного языка

Сегодня иноязычное образование направлено на формирование не только коммуникативной, информационной и социокультурной компетенций, но и на подготовку кадров, способных к взаимодействию и пониманию глобальных проблем современного поликультурного мира, где язык рассматривается как важнейшее средство общения.

В настоящее время интерес к вопросу изучения иностранных языков проявляют не только государственные власти, педагоги, но и родители, стремящиеся как можно раньше обучать своих детей иностранным языкам. Проблема изучения иностранного языка, начиная с детского сада, является очень актуальной на сегоднешний день. В связи с этим, у нас, педагогов дошкольного образования, возникает необходимость использования в своей работе наиболее эффективных и результативных форм и методов усвоения иностранного языка, в частности английского.

Необходимость подготовки специалистов разных профилей, владеющих иностранным языком на качественно новом уровне, предполагает освоение новых методов преподавания. В последние годы всё большую популярность в преподавании английского языка набирает метод CLIL (Content and Language Integrated Learning) или предметно – языковое интегрированное обучение.

Как активно развивающийся метод CLIL получил широкое внимание в зарубежной теории и практике обучения языкам. Ряд исследований посвящен проблемам и трудностям, связанным с внедрением CLIL, таким как: нехватка квалифицированных преподавательских кадров, недостаточная подготовка преподавателей для работы с CLIL, нехватка учебно-методических материалов, а зачастую - просто нежелание педагогов участвовать в работе по внедрению CLIL, так как это очень трудоёмкий процесс, требующий больших затрат времени и глубоких теоретических и практических знаний.

Важно отметить, что даже тщательно отобранное предметное содержание не гарантирует успеха CLIL до тех пор, пока не будет качественно проанализирована и усвоена педагогическая и методическая составляющие CLIL.

Однако у данного подхода есть ряд важных характеристик, которые позволяют достичь значительных положительных результатов, несмотря на всю сложность внедрения данного инновационного метода.

В первую очередь, метод CLIL обладает двумя важными качествами, такими как переносимость и гибкость, он применим практически на любых занятиях.

Во-вторых, CLIL отвечает всем требованиям современного общества по части предоставления возможности молодому поколению эффективно изучать языки и развивать критическое и гибкое мышление, что даёт возможность активно участвовать в глобальном диалоге.

Условием достижения этой цели в образовании является необходимость внедрения интегрированных подходов в процессе изучения и обучения языку. Метод CLIL является подходящим методом, потому что содержание неязыкового субъекта представляется целевым иностранным языком.

Принципы CLIL метода:

  • CLIL – это в первую очередь обучение общим знаниям, а не многоязычию, поэтому последнее является только дополнительной функцией;
  • обучение проходит, базируясь на основных 4 «С» (далее я подробнее напишу о них);
  • требует построения безопасного психологического климата на занятиях;
  • подразумевает использование исключительно одного (иностранного) языка, одного и того же педагога и группы;
  • для лучшего понимания материала педагог может подключать мимику, жесты, картинки, звук, презентации и т.д.

Основы метода CLIL.

Все труднее игнорировать тот факт, что интегрированное обучение предметного содержания и языка стало модным подходом к двуязычному образованию. CLIL, как и любой другой подход, является специфическим для образовательных и конкретных методологических принципов. Это инструмент в продвижении понимания иностранцем иностранного языка. Это одно из важнейших предложений двуязычного образования: вместо упрощенного подхода к преподаванию на иностранном языке, акцент делается на интеграции изучения предмета и языка. Лингвисты выделяют пять важных функций применения данного метода:

  • множественный фокус;
  • безопасная и обогащающая среда обучения;
  • аутентичность;
  • активное обучение.

Опираясь на свой опыт внедрения данного метода, необходимо отметить, что планируя учебный материал на основе метода CLIL, педагогу важно учитывать возраст воспитанников, их степень владения иностранным языком, готовность к восприятию учебного материала на иностранном языке.   Методика межпредметного языкового интегрирования базируется на пяти основных принципах, которые нужно учитывать при ее применении. Это такие аспекты, как:

  • Культурный
  • Социальный
  • Языковой
  • Предметный
  • Обучающий

При подготовке занятий в формате описанной методики необходимо помнить, что к учебному материалу и заданиям предъявляются особые требования, отличные от тех, которыми воспитатель или педагог руководствуется при планировании традиционной учебной деятельности.

Перед ним встает ряд задач:

  • материал по учебному предмету по уровню сложности должен чуть уступать уровню знаний детей по этому предмету на родном языке;
  • задания должны отражать особенности изучаемого языка, отрабатывать умение употреблять те или иные лингвистические формы;
  • тексты должны быть тщательно подобраны в соответствии с темой и фактическим уровнем знаний воспитанников;
  • задания должны соответствовать тематике и содержать достаточное для понимания и усвоения количество информации.

Прежде всего, необходимо учитывать знания предмета и уровень владения иностранным языком в разновозрастных группах. Здесь педагог должен быть обнадеживающим элементом и оказывать поддержку в размышлении о прогрессе в обучении. Если воспитанники могут преуспеть, они должны быть уверены в использовании языка, а также в предметных знаниях. Доверие можно увидеть только в безопасной и обогащающей среде. В итоге, общение на иностранном языке и повторяющиеся действия и задачи помогают достичь цели доверия и, помимо этого, способствуют созданию соответствующей учебной среды.

Подход, ориентированный на воспитанника, поскольку CLIL относится к активным методам обучения, предполагает, что педагоги и воспитатели выступают в качестве посредника, а процесс работы на занятиях и осмысление полученных знаний проходят самостоятельно. Работа в парах и группах снижает уровень неудачи каждого ребёнка и, с другой стороны, развивает мотивацию, а совместная работа помогает достичь знания языка, содержания и результатов обучения. Изучение предмета на иностранном языке - является сложной задачей, но способствующей развитию творческого и критического мышления.

Использование метода CLIL повышает систематическое построение прежних знаний детей, что возможно при применении «строительных лесов». Первоначально термин «строительные леса» использовался для обозначения бесед с воспитателем или педагогом, которые помогают воспитанникам выполнять деятельность и помогают им решать проблемы. Примеры включают упрощение решения задач, путём разбивки их на более мелкие шаги, тем самым мотивируя ребенка сосредоточиться на выполнении задачи, с напоминанием о том, какова цель, показывая другие способы выполнения задания. «Леса» - временная поддержка, которая постепенно убирается, чтобы дети могли, в конечном итоге, работать без нее.

Планирование деятельности с использованием метода CLIL.

Занятие с использованием метода CLIL требует точной и тщательной подготовки. Во-первых, воспитатель (педагог) должен детально определить, какой предмет будет преподаваться, а также определить ту часть деятельности, в которую будет включён иностранный язык. Стоит выделить ряд критериев, разработанных для создания учебного материала. Не секрет, что всё интересное и содержательное имеет тенденцию легко запоминаться, особенно в том случае, если эта информация полезна для будущего развития и применения в жизни. Следовательно, личные интересы воспитанников, жизнь общества, их окружающего, должны быть отражены в материалах CLIL. Функции, связанные с деятельностью, включая создание плакатов, проекты или эксперименты, сопровождаемые содержательной коммуникацией, иллюстрируют взаимодействие между содержанием, необходимым для овладения языком, и языком, необходимым для предметной разработки.

Хотелось бы разделить процесс, необходимый для эффективного планирования CLIL, в несколько этапов:

  1. I.Концепция CLIL.

При решении использования метода CLIL в дошкольном учреждении возникает необходимость создания группы: преподавателя иностранного языка, воспитателей, методистов и руководства для обобщения идей и видения внедрения инновационного метода и совместного согласования общих целей.

Основываясь на концепции планирования, стоит выделить, что приоритетом является достижение целей путем обсуждения и мозгового штурма; эти цели могут «увеличить вовлеченность воспитанников».

  1. II.CLIL в контексте.

Вторым шагом фокус должен переключиться на практическое воплощение. В данном случае необходимо учитывать особые потребности в определенной организации образования, не исключая её местонахождение, региональную и национальную политику. Вышеупомянутые проблемы играют важную роль в определении типа CLIL, подходящего для разных контекстов.

Мы начали работу по внедрению метода с области «Творчество». Как пример, в процессе экспериментальной деятельности детям было предложено с помощью цветного песка создать открытки с национальным орнаментом. Все действия детей комментировались воспитателем на английском языке, инструктивно, тем самым дети, погружаясь в языковую среду, получали новые знания..

Помимо этого, на ИЗО деятельности были проведены эксперименты со смешиванием красок. Дети путем смешения двух или даже трех цветов получали новый цвет. Таких тем, где можно успешно использовать метод CLIL много: еда и напитки, животные, природа, времена года и многие другие. Постепенно мы планируем расширять область внедрения инновационного метода в учебно-воспительный процесс. Главная цель заключается в приобретении детьми положительного отношения к иностранному языку, в понятии всей полезности языка и в желании самостоятельного изучения. Если дети учатся естественно и что-то новое преподносится им в игровой форме, их отношение к открытию и изучению новых вещей позитивно.

  1. III.Планирование.

Данный этап описывает концепцию 4C, являющуюся ядром любого вида деятельности (организованная учебная деятельности; экспериментальная деятельность или игровая) для планирования занятий с применением CLIL:

  • CULTURE (Культура) - представление себя как части культуры, а так же осознание существования альтернативных культур.
  • CONTENT(Содержание) - развитие знаний, умений, навыков предметной области.
  • СOGNITION (Познание) - развитие познавательных и мыслительных способностей, которые формируют общее представление.
  • COMMUNICATION (Общение) - использование иностранного языка при обучении, при этом изучая как им пользоваться.

Практика применения CLIL намного эффективнее, когда между преподавателем иностранного языка и воспитателями происходит координация. При этом планирование занятий будет намного эффективнее, так как преподаватель иностранного языка может предоставить основной словарь и необходимые языковые структуры. CLIL стоит на двух основных столпах: содержании и языке. Язык играет ключевую роль в этом подходе, однако он функционирует только как среда или инструмент, с помощью которого представлено содержание.

Основными принципами, которые педагоги и воспитатели должны признать для эффективного и успешного внедрения метода являются:

1. нет причины не использовать английский язык при обучении дошкольников;

2. 5-7 минут английского языка три раза в день намного эффективнее одного часа два или три раза в неделю;

3. английский язык можно легко внедрять при использовании учебного плана, разработанного на родном языке интересным инновационным способом.

Включение иностранного языка в образовательный процесс должно идти поэтапно, нами в процессе работы был подготовлен полилингвальный словарный минимум на трёх языках (казахский, русский, английский) для воспитателей каждой группы в зависимости от возраста воспитанников: 

  • Организационные моменты во время занятий в группе (Prepare to the lesson. / The lesson began. / Sit down, please. / Listen (to) / Look (at the board). / I’m listening).
  • Режимные моменты (Hello! / Good morning! / Good afternoon! / I’m glad to see you!).
  • Вопросы и ответы воспитанников (Tell me, please. / What is it? / It is a … / What are you doing?/ I am playing. / What is the season? / What season is it? / It is winter.).
  • Взаимодействие между воспитанниками (Pass, please. / Play with me. / Who is a leader?).
  • Естественные восклицания, похвала детей (Good. / Very good. / Well done! / It’s right. / Clever child. / Brain!).

Чтобы получить наилучшие результаты, воспитателям необходимо содержать обновленный список лексики / выражений, используемых в группе, делиться ими со всеми педагогами, работающими с детьми (учитель казахского языка, музыкальный руководитель, хореограф, педагоги дополнительных образовательных кружков), для облегчения внедрения иностранного языка.

Одним из полезных инструментов является создание предметно-развивающей среды с интерактивными плакатами, содержащими на трех языках (казахский, русский, английский):

- выражения времени (календарь: дата, день недели, месяцы, времена года, время суток);

- погода;

- количественные и порядковые числа;

- наиболее распространенные прилагательные (например, смайлики);

- правила поведения на занятиях.

Метод CLIL приобретает все большую популярность в преподавании иностранного языка практически во всем мире. И обусловлено это, прежде всего тем, что современная система образования направлена на выполнение социального заказа общества, то есть подготовку в будущем специалистов, владеющих не только специальностью, но и профессиональным иностранным языком.

Преимущества CLIL:

  • позволяет воспитанникам более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык;
  • расширяет межкультурные знания детей;
  • развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях;
  • развивает мышление и открывает творческий потенциал каждого ребёнка;
  • повышает мотивацию детей и их уверенность в себе;
  • тренирует все языковые навыки;
  • улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи;
  • развивает интерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах жизни;
  • не требует дополнительных часов обучения.

Помимо этого, дополнительными преимуществами предметно-языкового интегрированного обучения является целостное синтезированное восприятие изучаемых предметов, экономия учебного времени, более глубокое проникновение в суть проблем, повышение мотивации обучаемых.

Как результат внедрения метода Content and language integrated learning, или предметно-языковое интегрированное обучение, воспитателями был проведен сравнительный анализ уровня компетентности детей в образовательной области «Творчество» (рис. 1).

В заключение стоит отметить, что внедрение CLIL, безусловно, требует новых научно-педагогических исследований. И, хотя схема адаптации CLIL до конца не изучена, опираясь на опыт работы в нашем детском саду, считаю целесообразным использование данного подхода в рамках реализации программы языкового образования в системе дошкольного образования. В результате этого повысится уровень готовности выпускников к активной профессиональной коммуникативной деятельности, а также станет возможным неограниченный доступ к мировым научным трудам, представленным на иностранном языке.

Анализ состояния исследуемой проблемы показывает, что предметно - языковое интегрированное обучение, как один из полилингвальных подходов, является одним из эффективных механизмов формирования профессиональной компетенции будущего специалиста.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика