Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами элементарного музицирования

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сургутанова Людмила Владимировна

музыкальный руководитель

Частное Учреждение Образования

Детский сад «Чайка»

г. Петропавловск, СКО

      Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Одна из задач музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности (чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы).

Одной из форм, которая помогает реализовать поставленные задачи, но которой уделяется, на мой взгляд, недостаточное внимание, является элементарное детское музицирование и игра на детских музыкальных  инструментах.

Здесь ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом и создателем музыки.

Элементарное музицирование становится инструментом не преподавания, а образования, деятельностью самого воспитанника.

Элементарное музицирование – это уникальная возможность:

- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;

- воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

- проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;

- воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

- тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.

Дети являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они – внутри музыки, а не снаружи ее.

           Внимание педагога направляется не столько на то, как учить ребёнка, сколько на то, как ребёнок учится.

           Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению скованности, застенчивости, расширяет музыкальное воспитание. У детей во время игры проявляются индивидуальные черты исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

               Я на протяжении многих лет своей деятельности занимаюсь поиском интересных и нетрадиционных путей в развитии творческой активности детей. Меня волнуют вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать.

Игре на детских музыкальных инструментах в нашей дошкольной образовательной организации уделяется особое внимание. Приобщаясь к ней, наши дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов.

Я заметила, что у детей улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально -ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Многим детям игра на ДМИ помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Дети слышат звучание детских музыкальных инструментов и играют сами (в зависимости от возраста) во время различных видов деятельности: пения, музыкально - ритмических движений, развлекательных игр.

Ознакомление и первоначальное обучение игре на инструментах осуществляется   в непосредственной образовательной деятельности и во время индивидуальной работы с детьми, в режимных моментах.

Принцип обучения «от простого – к сложному» я сохраняю на всех этапах и во всех видах работы.

     Обучение игре на музыкальных инструментах провожу непосредственно я, музыкальный руководитель, но так как этого недостаточно, то в работе с воспитателями обращаю их внимание на то, чтобы все попевки и упражнения, которые разучивались, были закреплены в группе под их руководством.

Работа по обучению детей игре на ДМИ проводится планомерно и целенаправленно, с применением разнообразных методов и приемов: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр.

Их систематическое применение на музыкальных занятиях вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления и способствует проявлению творческой активности.

Знакомство с музыкальными инструментами мы начинаем в младших группах, где учим детей различать звуки по высоте, узнавать и различать звуки разных инструментов, общаться с ними, извлекать звук. К среднему дошкольному возрасту работа усложняется тем, что детям предлагается работа с ритмическими карточками.

При работе с карточками я использую такой эффективный прием, как подтекстовка длительностей, где длинный звук обозначается слогом «та», короткий звук –слогом «ти». В игровой форме мы   моделируем ритмические фразы из попевок. Так же я предлагаю детям самостоятельно смоделировать несложную музыкальную фразу или короткую попевку:

Пример

МУЗЫКАНТЫ

ТА, ТА – наши бубны

Звонко заиграли,

С ними все мальчишки

Бодро зашагали.

Ти-ти-ти-ти – побыстрее,

Ровненько и весело.

Мы побегаем немножко

Вместе с этой песенкой.

 

ТА, ТА – погремушки

Звонко заиграли,

С ними все девчонки

Бодро зашагали.

Ти-ти-ти-ти – побыстрее,

Мы побегаем немножко

Вместе с этой песенкой.

Упражнения с карточками позволили сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной. Ведь именно ритм и музыкально-ритмическое воспитание занимает ведущую роль в элементарном музицировании. (приложение № 1)

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности - игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Я слежу за правильной посадкой детей во время игры, положением корпуса и рук. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображали большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и удары дятла.

         Для того, чтобы дети точно воспроизводили ритм, предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты (кубики, бубны, ложки, орешки и т. д). При этом учим согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли, не опережали, и не отставали друг от друга.

         Развивающая среда также обеспечивает музыкально - эстетическое развитие детей. Кроме озвученных музыкальных инструментов мы вносим в музыкальный уголок неозвученные инструменты: балалайки, скрипки, гитары, фортепиано. Играя с ними, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности.

Дети в самостоятельной музыкальной деятельности часто применяют игру на детских инструментах, как озвученных, так и неозвученных. А если инструмент изготовлен своими руками, то играть на нем еще интереснее и приятнее. Сколько выдумки и фантазии в «шумелках», изготовленных моими руками, руками педагогов – воспитателей нашего детского сада, родителями   из разных баночек, пластмассовых бутылок, крышечек, палочек, трубочек, стаканчиков, коробочек, кухонных мисок, дощечек, пузырьков, ключиков, гвоздиков и т.п..Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании. (приложение № 2)

Для более эффективного процесса обучения игре на музыкальном инструменте используются различные пособия. Например: музыкальные лесенки, фланелеграф, немая клавиатура, которые помогают закреплять знания детей о движении мелодии и ритма.

А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно рождает радость, удовольствие от общения со сверстниками, проявление индивидуальности ребенка.

          В старшей группе продолжаю обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы. Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками.

   Разученные произведения исполняем на детских праздниках, используя выступления для совершенствования навыков коллективной игры.

Таким образом, проводя планомерную работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах в течение всего времени пребывания в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу работы – созданию оркестра и сознательному разучиванию в нём мелодий на музыкальных инструментах.

Инструментальный состав детского оркестра.    

Большое значение для качественного звучания имеет тембровое разнообразие оркестра. В составе нашего оркестра используются различные группы музыкальных инструментов:

  1. 1.- Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, маракасы, треугольники, колокольчики, тарелки);

     2. -Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);

     3. - Наборы народных инструментов.

При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. С первых занятий я приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Формы проведения занятий с детским оркестром    

В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).

Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организовано и звучание чередуется с разъяснениями педагога.

В своей работе активно использую музыкальные игры и упражнения:

         - «Ритмический оркестр».

Цель: Формировать способность к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах).

- «Путешествие».

Цель: развивать способность передавать характер движения с помощью музыкальных инструментов.

        - «Музыкальные этюды».

Цель: развивать умение передавать в движении музыкальный образ.

- «Мелодическое эхо». Цель: упражнять в пении по фразам с аккомпанементом музыкальных и шумовых инструментов.

- «Узнай песню».

Цель: развивать умение узнавать знакомую попевку, песню по ритмическому рисунку (на слух, по карточке).

- «Музыкальные импровизации» (вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные)

- «Спой стихотворение» (на любую мелодию);

- «Волшебные танцы» (танцевальная импровизация под музыку);

- «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).

- «Дирижер» (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

- «Музыкальная сказка» (дети подбирают инструменты, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль»).

- «Поговори со своим соседом» (диалоги инструментов, например, бубна и маракаса).

В процессе работы мы убедились, что элементарное музицирование неотделимо от ритмического движения, музыки, речи, жеста. Оно связано с движениями тела и каждый способен его пережить, изучить. Ритм - первоначальная организующая сила, которая выражается в хлопках, притопах, шагах, шлепках. Танцы, музыкальные игры и ритмические упражнения с музыкальными инструментами приносят детям радость, учат добру и любви. (приложение № 3, 4)

Чтобы разнообразить и украсить наши праздники и развлечения, я пришла к мысли о соединении театрализованной деятельности и игры на детских музыкальных инструментах. Широко использую наглядные карточки – «ритмяшки»:

Я включаю исполнительство во все виды музыкальной деятельности детей: мы слушали игру на инструментах в живом исполнении и в аудиозаписи, играли на инструментах в проигрышах в песнях, в музыкальных играх, ставили танцы с использованием музыкальных инструментов, играли как оркестровые произведения, так и сопровождали игрой на инструментах песни и пьесы в аудиозаписях. Это позволило соединить два таких крупных направления в детской музыкальной деятельности, как театрализация и исполнительство и взаимо дополнить друг друга.

Теперь мы знакомимся с инструментами при исполнении небольших сценок или сказок, разыгрываемых непосредственно детьми. Они очень любят показывать «Сказочки - шумелки» Т. Железновой. Такое исполнение откладывается в памяти намного глубже, чем просто я бы показала картинку с инструментом и мы послушали его звучание.

Мною был составлен перспективный план по развитию музыкально - ритмических способностей детей, который базируется на принципе интеграции музыкальной игры с другими видами деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения), обеспечивая в конечном результате включение в импровизационно - творческую деятельность. В работе с детьми использовала компьютерные технологии: игры, видеопартитуры и презентации (приложение № 5 )

 

Результаты работы.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.      Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с различными музыкальными жанрами. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления: будь то праздник, развлечение, маленький концерт, большой конкурс, только обязательно, чтобы присутствовали зрители, слушатели (дети соседних

групп, родители, педагоги.    (Приложение № 6 и 7)

С родителями проводила такие формы работы как:

     - Консультации

       - Семинар-практикум

       - Вовлечение в работу по созданию развивающей музыкальной предметно-пространственной среды группы (изготовление нетрадиционных шумовых инструментов, элементов костюмов, атрибутов),

       - Участие родителей в образовательном процессе (утренники, развлечения, концертные программы, конкурсы).

В результате работы у воспитанников сформировались:

         - музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков; дифференцированное восприятие музыки и движений;

         - умение воспроизводить ритмические отношения музыкальных звуков;

         - умение соотносить ритм движений с ритмом музыки; умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;

         - способность к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям, интерес к музыкально ритмическим упражнениям и играм.

         Познание Мира через звук, когда вокруг тебя Музыка и когда ты сам творишь Музыку, - что может быть увлекательнее и прекраснее!

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения, а, следовательно, происходит позитивная социализация ребенка. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Хочется надеяться на то, что усилия не пропадут даром и мои дети, став взрослыми, навсегда останутся друзьями музыки.

В заключение, хотелось бы продемонстрировать вам небольшие фрагменты выступлений наших оркестрантов. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в следующем оркестре совмещены такие виды деятельности, как пение и игра на музыкальных инструментах.        (приложение № 8 «Ритмический танец с кубиками» )

Дети с трудом, порой, сочетают пение и движение, а здесь, помимо того, что звучит фонограмма, которая не оставляет детям право на ошибку (в моем сопровождении я могу им помочь и подстроиться под их темп), здесь еще нужно вовремя попасть в темп, в нужную ноту и следить за правильностью исполнения звуков. (приложение № 9 «Танец с ложками»)

Опыт внедрения показал, что использовать элементы технологии можно в различных видах музыкальной деятельности – на занятиях разных типов, досугах и развлечениях, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности дошкольников.

 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика