Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Описание педагогического опыта по теме «развитие речи детей дошкольного возраста через применение интерактивных педагогических технологий»

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Осипова Татьяна Леонидовна

воспитатель

ГККП «Ясли-сад «Петушок»

г. Петропавловск, СКО

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять. Формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Процесс обучения речи и развитие мыслительной деятельности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремиться описать его, рассказать о каком- то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемого предмета, развертываются в определенной последовательности, усвоить которые он может не просто созерцая предмет, а действуя с ним, используя его в своих играх со сверстниками, обсуждая его признаки с детьми и взрослыми. Только в этом случае речь ребенка будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем- то нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно-следственные и другие отношения между предметами, явлениями. Для этого необходимо научить ребенка планировать речь, как любой другой вид деятельности т.е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ, а чтобы у ребенка появилось желание высказываться следует создавать речеактивирующую ситуацию.

Новизна опыта

Чем больше информации - тем больше следов в мозге, чем больше мы будем знакомить детей с окружающей действительностью, тем больше будет поле для речевой деятельности ребёнка. Мозг взрослого человека способен творчески перерабатывать увиденное, может фантазировать будущее, но дети – нет: у них недостаточно это развито, им нужно подготавливать базу. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Традиционными дидактическими средствами данную проблему преодолеть сложно, тем более что традиционные методы и приемы опираются на стандарты в речи, не учитывают динамику развития языка, а также современных способов подачи учебного материала, возникших в ходе развития   информационных средств.

Использование интерактивных методов и приемов в работе с детьми помогает дошкольникам увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, а также умение- выразить увиденное и познанное в речи.

 

 

Сущность опыта

Самыми эффективными в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышения коммуникативных компетенции детей являются интерактивные методики обучения, адаптированные к дошкольному возрасту.

Согласно «Пирамиде обучения», составленной Национальным тренинговым центром США средний процент усвоения знаний через интерактивные методики обучения составляет 75-90%.

Именно поэтому в работе с дошкольниками по развитию речи я практикую использование методов и приемов педагогических технологий, опирающихся на интерактивное взаимодействие взрослого и детей: это методы и приемы ТРИЗ (мозговой штурм, морфологический анализ и др); интерактивный рассказ, интер игра «Аквариум»;а также методов и приемов ИКТ.

Использование интерактивных методов и приёмов для развития речи детей в дошкольном возрасте является чрезвычайно актуальной современной проблемой. Ряд последователей Г. С. Альтшуллера: Бертон Уайт, Н. Петрович и В. Цуриков (книга «Путь к изобретению»), Шустерман З.Г.,Вёрткин И.М. (Как стать гением.Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 303.),Эндшпиль в ходе своих исследований пришли к выводу, что положительное влияние интерактивных методов и приёмов   на развитие речи детей дошкольного возрастаопирается на такое качество педагогической технологии как многофункциональность, включающую в себя подачу знаний, развитие памяти, внимания, речи, воспитание положительных эмоций, создание положительного психотерапевтического   эффекта.

Отличительная особенность данных педагогических технологий заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной  речевой деятельности. 

Речь ребёнка как важнейший инструмент общения и познания окружающего мира должна быть живой, эмоциональной, выразительной, связной, обогащённой различными эпитетами, сравнениями.

Считается, что 70% интеллекта закладывается до 6-7лет, а характер ещё раньше. Если в детстве человек не научится создавать что-то своё, новое, он всю жизнь будет копировать и повторять других, даже не замечая этого.

Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению, умение выражать всё это в своей речи. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Интерактивные методы и приемы позволяют снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.

Считаю, что интерактивные педагогические технологии актуальны при решении следующих задач:

-всемерное поддержание стремления детей и развитие их навыков связнойречи;

- формирование интереса к активной игре со словами, дифференциации звуков, использованию различных способов интонационной выразительности;

- развитие пониманияи использование в речи антонимов, синонимов, многозначных слов;

-   формирование монолога, употребление разных частей речи, эпитетов, сравнений;

- обучение способам сочинения историй, понимание и использование слов в переносном и иносказательном смысле;

- формирование интереса к книгам, выразительностичтения стихов наизусть;

- развитие уменияпросить о помощи, уважая желания других людей;

-освоение взаимосвязей (коммуникативных) в социальном мире, развитие интереса к презентации коммуникативных умений;

-  развитиеу детей способности грамотно применять коммуникативные компетенции во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;

- развитие умения передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки;

- развитие умениярассказать о своём поведении и переживаниях и объяснить их;

- развитие уменияорганизовать действия другого человека с помощью речи.

Прогнозируемый результат

Применение интерактивных методов и приёмов приведет к динамике развития речи детей дошкольного возраста.Благодаря интерактивным педагогическим технологиям мы сможем вырастить из ребёнка оптимиста, интеллектуально развитую личность, с хорошо развитой речью, человека, умеющего найти выход из любой ситуации.

Характеристика

Я начала работу по интерактивным технологиям   с группой детей 4-5 лет (младший дошкольный возраст по возрастной периодизации ГОСО       РК от 23.08.2012 года) детского сада «Петушок» в количестве 27 детей. детей моей группы отличает: большая физическая активность ( причем 18,5% детей имеют диагноз:гиперактивность); желание заниматься продуктивными видами деятельности(рисование. лепка. аппликация); из разных видов игровой деятельности предпочитают строительные и конструктивные игры.

В совместной деятельности с   детьми 18,5% детей часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми. По итогам диагностики психических познавательных процессов ….

Речевая характеристика группы:

  • 55,5% детей самостоятельно используют простые и сложные предложения в разных видах рассказывания;
  • 37,4% грамматически правильно изменяют все слова, согласовывает их с другими словами, входящими в активный словарь;
  • 73,8% оперируют словарем, не опираясь на наглядно представленную ситуацию или объект;
  • 96,3 достаточно легко вступают в речевое общение со сверстниками и взрослыми;
  • 3,7 % не осваивает диалогическую форму общения;
  • 11,1 % имеют общее недоразвитие речи;
  • 25,9 % имеют недостатки звукопроизношения (1-3 звуков);
  • 2 ребенка используют в речи ненормативную лексику

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Согласно учебного плана, на работу по развитию речи отводиться один час в неделю, но чтобы научить детей дошкольного возраста грамотно говорить, излагать свои мысли,формировать монолог, употреблять разные части речи, эпитеты, сравнения и т.д. – этого времени недостаточно и с помощью традиционных методов и приёмов этого достичь невозможно. Работая с детьми, я поставила перед собой цель сделать эти занятия содержательными и интересными для детей. Поэтому каждое занятие я стараюсь построить на основе интеграции инновационных методов и приёмов.

Очень важно ставить перед детьми проблемы и помогать им   их решать, связывая их с детскими переживаниями, сочувствием и познавательным азартом. Для этого наиболее эффективно использовать метод «Интерактивный рассказ», который составляет канву всего занятия. Внутри него строится вся структура интерактивного метода преподавания.

Текст рассказа (сказки) передается иллюстративно. Затем воспитатель страница за страницей «листает» рассказ, дети слушают текст и рассматривают картинки. В какой-то момент в рассказе возникает проблемная ситуация, воспитатель останавливает показ и начинает задавать вопросы по содержанию рассказа. Отвечая, дети, естественно, идентифицируют себя с героями рассказа, и тогда дети начинают динамически переживать ситуацию и на практике приобретать опыт решения проблем.

Воздействие рассказа усиливается тем, что в перерывах между чтениями, помимо вопросов , могут быть дидактические игры и упражнения, устроены танцы, драматические сценки, иллюстрирующие содержание истории. В паузах можно поводить ролевые игры, сеансы управляемого воображения и другие виды групповой деятельности.

Я проводила занятие по развитию речи в старшей возрастной группе по теме: «Кто больше всех радуется весне».Внутри своего рассказа я использовала метод моделирование при составлении описательного рассказа о подснежнике. Поскольку каждый вопрос плана рассказа зарисован, то его наличие позволяет заменить традиционный вопрос «Что еще можно сказать о подснежнике?» Модель рассказа позволяет сохранить в сознании детей речевую цель, способствует правильному выполнению задания.

«Воспитатель: Давайте мы полубуемся первыми весенними цветами. (Показывает на иллюстрацию, дает установку. Пауза)

Они такие красивые, что мне захотелось о них рассказать.

Это подснежники, первые весенние цветы. (Выставляет первую модель.) Подснежники появляются на первых проталинах на лесной полянке. (Выставляет вторую модель). Лепестки подснежников нежно голубые, как небо! (Выставляет третью модель). Стебелек и листочки у подснежников мягкие, как первая травка. (4 модель). На весенних полянах так много подснежников, что, кажется, небо опустилось на землю. (5 модель).

Используя эти модели, попробуйте и вы рассказать о подснежниках. (2 – 3 рассказа детей).

Вспомогательные вопросы к детям:

  1. 1.Как называются первые весенние цветы?
  2. 2.Где можно увидеть подснежники?
  3. 3.Какого цвета лепестки у подснежников?
  4. 4.С чем можно сравнить стебелек и листочки?
  5. 5.А что можно сказать, когда увидишь много подснежников?»

Ретрансляция знаний детей о перелетных птицах была проведена с помощью дидактического упражнения, что способствовало активизации словаря детей.

Правильная организация работы с текстом рассказа и динамической паузы помогла мне раскрыть перед детьми понятие «переносный смысл слов»

«Девочка постояла, полюбовалась красотой весенних цветов и отправилась дальше. Шла она, шла, и вдруг услышала журчание ручейка (выставляет иллюстрацию): «Я бегу, бегу, бегу! Остановиться не могу» - услышала девочка его голос» (Пауза)

Воспитатель: Интересно, ребята, ручеек говорит, что он бежит?! Но он ведь не мальчик и не девочка. Ведь бегать могут те, у кого есть ноги и лапы, почемуже речеек говорит, что он бежит? (Ответы детей)

Верно, вода быстро движется, течет. В этом случае говорят «бежит». В этом случае   глагол «бежит» применяется в переносном и значении с ним фраза звучит выразительно, образно. Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и поиграть. В нашей физминутке тоже используются глаголы в переносном значении:

Весенний дождик зашумел     руки вверх, вниз, перебирая пальчиками

Барабанят капли в стекло         «молоточки», брызги   пальчиками

Шум дождя мы все слышим   наклоны вправо, влево, руки

прикладывают     к уху

А на небе уж снова светло       руки вверх, потянуться к небу.

Воспитатель: Из каких звуков состоит шум дождя? (Ответы детей)

Объясните выражение «Барабанят капли в стекло»? (Ответы детей)»

В каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и речевых способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Я начала такую работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А.Венгер «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки»  с младшего возраста. Большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Поэтому, словесный «Портрет» понравившейся ребенку птицы им было «рисовать» легко и интересно.Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума и речи.

На занятии по дидактической игре «Мир вокруг нас» (Приложение 2) дети учились создавать образные характеристики – сравнения на основе тризовского приема аналогии «Мячик по форме круглый как что?». В средней группе признак не произносится, а только его значение: « Солнце жёлтое, как цыплёнок». В старшей группе, указывается объект, а дети самостоятельно сравнивают его с другим объектом.

Для формирования умения задавать вопросы, а также систематизации знаний об объектах окружающего мира, внутри интерактивного рассказа исользую игру «Данетка»

« Ребенок: Это рукотворный мир?

Воспитатель: Нет

Ребенок:Это природный мир?

Воспитатель: Да

Ребенок: Это птица ?

Воспитатель: Нет

Ребенок:Это животное?

Воспитатель: Да. На какие группы делятся животные?

Ребенок:Дикие, домашние

Воспитатель: Задайте вопрос

Ребенок:Это дикое животное?

Воспитатель: Нет

Ребенок: Это домашнее животное?

Воспитатель: Да

Ребенок:Это животное ловит мышей?

Воспитатель: Да

Ребенок:Это кошка?

Воспитатель: Вы правы, это кошка!»

Рассказывая сказку «Заботливая осень», я использовала метод «Системный анализ». Этот метод позволяет детям изучить подсистему (часть системы) и надсистемы (того куда входит сама система. Представление объекта в девяти экранной (шести экранной) схеме называется системным оператором, в нём используются модели и натуральные предметы. Системный оператор позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект, знакомит с функциональными особенностями отдельных частей и системы в целом.

Воспитатель (привлекает внимание детей к системному оператору).

Выставляет картинку берёзы в окно№1. На участке растёт берёза.

Что есть у берёзы? (Листья, ветки, ствол, в земле корни).    

Чем берёза отличается от других деревьев? (Ствол берёзы белый с чёрными прожилинами)

Посмотрите внимательно и скажите, в какое время года на берёзе зелёные листочки? (Летом)

Мы наблюдали за деревьями в разное время года. Выбери, Маша, из предложенных картинок ту на которой изображена весенняя берёза. Почему ты так думаешь? На ветках ещё нет листочков, а набухли почки, появились серёжки.

Из чего появляются листочки?

(воспитатель выставляет иллюстрацию с почками в окно №4)

Листочки появляются из почек.

Что удивительного происходит с берёзой осенью?

Листья желтеют и опадают.

Какого цвета листья у берёзы осенью?

( выставляю картинку в окно№6)

Жёлтого цвета.

Жёлтые как что?

Как лимон, как солнышко и т. д.

Как называется явление природы когда падают листья?

(листопад)

- Опадёт последний листок с берёзки, полетят снежинки и уснут деревья до весны крепким сном.

Посмотрите, какая красавица зимняя берёза!»

В данном занятии также использовала метод «эмпатии», который основан в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то: например, мы рассматривали зайчишку, я спрашиваю детей,  о чём сейчас думает зайчик, готовясь к зиме, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что не успеет поменять шубку до морозов, радуется тому, что  белая шубка поможет ему спрятаться от хищников и т.д./ На других занятиях предлагаю  взять образ цветочка на клумбе, образ муравья ползущего по асфальту и т.д./ Дети быстро поняли смысл игры и  представляли очень интересные варианты ответов.

В экологической сказке «Кто больше всех радуется весне» мною был выбран метод фокальных объектов. Этот метод заключается в том, что обычные предметы наделяются совершенно необыкновенными свойствами. Он прекрасно развивает воображение, ассоциативное мышление и способность к изобретательству. Сначала выбирается объект, который необходимо усовершенствовать. Далее подбирается несколько случайных объектов- и составляется перечень их свойств. Потом эти свойства переносятся на фокальный объект.

Воспитатель:

(достает три картинки подряд: зонт, слон, чайник)

Посмотрите внимательно, что на них изображено?

Воспитатель: (выставляет   на интерактивную доску)  

- С этими картинками я предлагаю поиграть и пофантазировать. Назовите определения к слову зонт. Зонт, какой?(мокрый, разноцветный, сухой, маленький, квадратный…)

Воспитатель записывает все ответы детей на интерактивной доске.

-Когда зонт может быть мокрым? Может быть ли зонт ушастым?

Опишите чайник. Какой он ? (кипящий, заварочный, говорливый. Электрический…)

Когда бывает звонкий чай?

-Для него нужен заварочный чайник? Чайник говорливый, когда можно   так сказать про чайник? вот теперь можно и пофантазировать.

Мы свойства одного предмета будем переносить на другой предмет, например на слона. Слон кипящий, как ты себе представляешь? Где можно встретить полосатого слона? Вот какой чудесный слон у нас получился.!»

Метод фокальных объектов позволяет расширять словарный запас детей, пополнять речь детей прилагательными, отвечать на поставленный вопрос полным, развёрнутым ответом.

Дети очень любят игру «Чудесные вещи», она даёт им возможность и посмеяться, и придумать что-то своё, чем можно гордиться. В игре четыре серии карточек с изображением предметов: «движение», «материал», «звук», «запах». Например, изобретём стул, который будет летать, как самолёт. Сделан он будет из бумаги. Звучать будет как гармонь, а пахнуть луком.дети рассказывают, чем такой стул будет хорош, а чем плох, как сделать его удобным. Дети придумывают необыкновенные, волшебные предметы, сочиняют про них истории, сказки. У каждого ребёнка свой полёт фантазии.порой нельзя предугадать куда он выведет, но идти за ним необходимо.

В старшем возрасте, в рамках интерактивного рассказа, на занятии по развитию речи «Волшебная зима» я использовала игры на развитие творческого воображения  «Грамматика фантазии» в обработке А.М. Страунинг.: «Цепочка слов» - зима: зима-какая? Снежная холодная. А что ещё бывает холодным? Мороженое, лёд, снег, ветер. А ветер, какой? Северный, сильный, А кто может быть ещё  сильным?»И т.д. пока детям не надоест. Моим детям не надоедало, потому что было очень интересно, тем более что цепочки существительных, прилагательных и других частей речи привели нас от зимы в «жаркую» Африку»

Очень интересный метод – мозговой штурм, я начала использовать с детьми в старшей группе. Как мне кажется, именно в этом возрасте их рассуждения наиболее интересные. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются  самые неожиданные необычные предложения. Последующим  этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

Этот метод я использовала так же в сказке «Заботливая осень», обучающий детей выдвижению разных способов решения одной проблемы. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд нет реального выхода. Благодаря мозговому штурму дети понимают, что из любой казалось бы безвыходной ситуации можно найти выход. Таким образом у них формируется основы рационального мышления.

ТРИЗ учит детей находить позитивные решения проблем, что очень пригодится в школе, и во взрослой жизни.

Дети учились выделять в сказочных текстах мораль, жизненные правила. Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». (Герда с помощью друзей нашла Кая, а деньги и золотая карета принцессы ей совсем не помогли).

После использования элементов ТРИЗ внутри «интерактивного рассказа» и в разных видах детской деятельности, я решила попробовать применить ТРИЗ и в придумывании сказок, посвятив этому целое занятие.

Сказки - это древний и вечный источник мудрости, передаваемый из поколения в поколение. В них перед ребёнком ставятся мировоззренческие и эстетические проблемы и вопросы, показываются пути их решения, описываются персонажи с определёнными характерами, поведением. В сказке нагляднее, чем в реальной жизни показано, что зло всегда наказывается.

Во время слушания сказки у ребёнка формируется потребность в мыслительной деятельности, любознательности, способность испытывать удовлетворение от услышанного. Дети чаще всего не задумываются над идеей сказки, уроками, которые они преподносят. Они увлечены сюжетом. Старший дошкольник, в 5-6 лет,-уже может улавливать и предсказывать реакцию персонажей, ставить себя на их место. Это ценные приобретения, которые послужат опорой социального развития ребёнка, становления речи, самосознания, умение видеть и понимать другого человека, сопереживать, сочувствовать.

Я  познакомила детей с игрой «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Поменять характеры героев: для детей это сложно, но в то же время очень интересно. Детям нравится игра  «Что было потом» здесь дети как бы продолжают сказку, придумывая дальнейшие действия героев.

Мы часто разыгрываем с детьми разные сценки, монологи, диалоги, так же придумываем свои сказки, или предлагаю продолжить сказку:

«Однажды в лесу…», «Шла лисичка по лесу и видит…», «Позвонил бельчонок…».

Продолжить сказку это трудный способ: ребёнок должен придумать новый сюжет, героев и конец истории.

Сказки, придуманные детьми, развивают воображение, мышление, умение связно излагать свои мысли, фантазию и смекалку. Основной принцип - максимальная самостоятельность дошкольников.

Интерактивные методы обучения, к которым я отношу и методы и приемы ТРИЗ», становятся способом пробуждения познавательного интереса и активности дошкольников, учат детей обосновывать свой ответ, говорить грамотно формулируя свои мысли, логически выстраивать высказывания, используя разные части речи, быть способными к сопереживанию, проявлению гуманного отношения к окружающему миру.

Интерактивные педагогические технологии для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Это доказывает проведенная мной диагностика уровней компетентностного развития детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Коммуникация».

Подводя итоги работы по данной проблеме  можно отметить:

Диагностика проводилась на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми  в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.

Если в начале года низкий уровень составлял  9%, то в старшей он составил 24%, а в подготовительной к школе группе 49%. Низкий уровень с 62%, понизился до 11%.

Полученные результаты   подтверждают  важность использования  технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи развития речи дошкольников.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика