Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Концепция использования краеведческого компонента в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Ахметова Айгуль Сабырбаевна

воспитатель

ГККП ясли-сад «Ақ көгершін»

г. Петропавловск, СКО

 

Ты вспоминаешь не страну большую

Какую ты изъездил и узнал,-

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

 

Актуальность темы патриотического воспитания на современном этапе.

 

На современном этапе развития общества будущее Казахстана во многом определяется не только интеллектуальным потенциалом его граждан, а гражданско-патриотическим воспитанием подрастающего поколения Независимого Казахстана. Патриотизм является одним из факторов становления государства, его рациональной безопасности, как главного атрибута духовной консолидации общества. Поэтому тема патриотического воспитания была включена в государственный заказ на проведение государственной и информационной политики на республиканском уровне.

Казахстанский патриотизм провозглашен как один из основополагающих принципов деятельности РК. Президент Н. А. Назарбаев в разработанной им стратегии «Казахстан -2030» обозначил задачу формирования казахстанского патриотизма , как один из долгосрочных приоритетов нашего развития.

В своём Послании "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", была предложена программа "Туған жер" .   Нурсултан Абишевич подчеркивает значимость данного направления:   «…Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа "Туған жер"?

Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба».

Таким образом, объявив о начале Третьей модернизации Казахстана, президент четко определяет значимость патриотизма, как любви к своей Малой родине.   «Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине». Воспитание в детях чувства патриотизма , любви к своему краю , к Родине является одной из самых важных задач, которые должны реализовываться в дошкольном возрасте, поэтому актуальность концепции объясняется тем, что патриотическое воспитание является ключевым компонентом новой парадигмы дошкольного воспитания и образования , как один из долгосрочных приоритетов развития Республики Казахстан.

Цель концепции: формирование ценностного сознания ребёнка – дошкольника на историко-краеведческом материале.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс старших дошкольников в контексте краеведческой работы.

Предмет исследования : постижение и обогащение понятия «Малая Родина» на материале Северо-Казахстанской области и города Петропавловска.

Научная новизна выражена в использовании инновационных форм всех видов деятельности.

Гипотеза исследования – использование краеведческого компонента в учебной деятельности старших дошкольников способствует формированию ценностного сознания, где ключевым компонентом является патриотизм.

Патриотическое воспитание в контексте краеведческой работы будет эффективно, если будут обеспечены:

- методика и содержание учебно-воспитательной работы на принципе приоритетности освоения детьми старшего дошкольного возраста регионального и культурного наследия;

-системная организация патриотической работы, включая учебную, досуговую, трудовую, спортивную и другие сферы жизнедеятельности дошкольников;

- педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в деле воспитания любви к малой Родине;

- гармоничное сочетание краеведческого направления учреждения в воспитании патриотизма в учебно-воспитательном процессе.

Основные задачи:

  1. 1.На основе анализа работ по краеведению, психолого-педагогической литературы выявить основные направления работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию;
  2. 2.Организация работы с детьми под девизом : их знания и любовь к Петропавловску должны передаваться детям;
  3. 3.Формировать ценностные понятия «малая Родина», «большая Родина», патриотизм и гражданственность;
  4. 4.Моделировать инновационные формы работы в воспитательно –образовательном процессе.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве общего, особенного и единого: системный подход основанный на поиске и нахождении взаимосвязанных характеристик.

Теоритической основой выступают :

  1. 1.Педагогическое наследие отечественных и зарубежных педагогов:

- принцип народности в воспитании ( А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой , К.Д. Ушинский и другие).

- учение о целостном педагогическом процессе ( Ю.К. Бабанский, В.С.Ильин, В.В. Краевский, И.Ф Харламов и другие).

2. Работы по краеведению (С.М. Пресняков, И.С. Белетченко, В.Ф.Зайберт,   М. А. Морозов).

Принципы концепции.

  1. 1.Принцип историзма ( Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое ( давным –давно) и настоящее ( в наши дни) . Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания : они не могут представить историческую прямую времени , определить своё место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.)
    1. 2.Принцип гуманизации ( Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции видеть в ребёнке полноправного партнёра , а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия –любовь к семье, родному краю, Отечеству.)
    2. 3.Принцип дифференциации (Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и другое).
    3. 4.Принцип интегративности (Реализуется в сотрудничестве с семьёй , библиотекой , выставочным залом , музеем и т.п. В естественном включении краеведческого материала.)
    4. 5.Принцип культуросообразности (Формироваения духовного образа жизни ребёнка . Педагоги понимают под этим отношение ребёнка к природе мира , к стремлению задуматься над вопросами познания самого себя).

Методы исследования:

1.Изучение методических, научных и архивных источников по краеведению.

2.Опытно-исследовательская работа.

3.Анкетирование.

Формы работы:

1.Целевые экскурсии;

2. вернисажи(выставки работ);

3.Беседы;

4.Встречи с интересными людьми, знаменитыми земляками;

5.создание мини книг совместно с родителями;

6конструирование макетов городской архитектуры и многое другое.

         Основой реализации концепции является построение краеведческой работы по двум направлениям:

  1. 1.проектам
  2. 2.Перспективное планирование

1.Проекты

  1. 1.Проект « Петропавловск – это мой родной город!».

Цель: формирование у детей патриотических чувств через воспитание любви к малой Родине, к своему родному городу, желание узнать о нем как можно больше.

  1. 2.Проект «Праздники Казахстана».

Цель: Знакомить дошкольников с праздниками Казахстана, особенностями их проведения. Воспитывать любовь к традициям и обычаям казахского народа.

  1. 3.Проект « Знакомство с достопримечательностями города Петропавловска».                                                                                      

Цель: формировать желание и интерес детей к историческому прошлому своего города и к отдельным зданиям, домам, имеющим историческую ценность. Воспитывать гордость за свою малую Родину.

  1. 4.Проект «Наши знаменитые земляки (космонавты, писатели и т. д)»

Цель: Познакомить дошкольников со знаменитыми земляками, внесшими вклад в развитие нашего города и Казахстана. Воспитывать желание гордости быть похожими и брать пример.

  1. 5.Проект «Улицы нашего города».

Цель: закрепить знания детей о улицах нашего города, узнать историю возникновения названий улиц. Развивать память , мышление , речь.

 

  1. 2.Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (краеведение) .

Старшая группа

Месяц

Содержание

Сентябрь

Октябрь

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

Май

 

Диагностика

1..Городовичок приглашает в путешествие по нашему городу.

2. Знакомство с микрорайоном.

3. Улицы нашего города.

4. Какие улицы могут   привести в наш детский сад.( Совместная работа с родителями – рисование плана-схемы безопасной дороги до детского сада).

1.«Мой родной город» - виртуальное путешествие.

« Знакомство с гербом г. Петропавловска»

2 Экскурсия «По страницам славного города Петра и Павла».

3.Работа с картой «Знакомство с Республикой Казахстан».

4. Праздники Казахстана. «День Конституции»

1 «История возникновения герба».

2. «История возникновения флага»

3. Знакомство с символами Казахстана.

4. Праздники Казахстана. «День Республики»

1.« Знакомство с достопримечательностями нашего города» (здание Каз почты).

2. Виды транспорта

3. Национальная одежда казахов. Экскурсия в краеведческий музей.

4.Игра «Назови правильно » .

1.« Знакомство с достопримечательностями нашего города» («Дом невест»).

2. Животный мир Казахстана.

3. Виртуальное путешествие «Астана – столица нашей Родины».

4.Красная книга Казахстана.

1. Моя семья (знакомство с понятием   родина )

2.Виды   местности (степь, пустыня, лесостепи, горы). Работа с картой

3. « Знакомство с достопримечательностями нашего города» (« Музей искусств»).

4. Наурыз-праздник весны.

1. Наши знаменитые земляки (космонавты). Экскурсия в исторический музей.

2. « Знакомство с достопримечательностями нашего города» («Старое здание вокзала»).

3. Национальные музыкальные инструменты

4.Игра «Назови правильно » .

1.Праздники: день батыра и день Победы.

2. « Знакомство с достопримечательностями нашего города» («Историко-краеведческий музей»)

3. «Родной свой край люби и знай»- заключительное занятие

4. Диагностика.

 

Практическая значимость:

       Данная концепция в полной мере реализует системный подход и возрастные особенности для использования материала по краеведению в деле патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, на основе которой разработан перспективный план, а также работа по отдельным проектам. В процессе исследования наработан материал, который можно рекомендовать к использованию педагогами ДО и мини центров.

Диагностика:

Высокий уровень- Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнаёт ( по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города,3-4 улиц , площадей, проспектов; знает и узнаёт флаг, герб, гимн Казахстана; называет народные праздники , игрушки , предметы быта, животных ; заботиться об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей , умеет договариваться со сверстниками.

Средний уровень- знает название города, страны, свой адрес; флаг, герб, гимн Казахстана; затрудняется назвать достопримечательности ( делает это после пояснения взрослого); затрудняется назвать народные праздники , игрушки; заботиться о близких , проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей , не умеет договариваться сними , не оказывает помощь ; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-не знает название страны, города, своего адреса; но узнаёт флаг, герб, гимн отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может называть народные праздники, игрушки; не заботиться об окружающих, не проявляет дружелюбие, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними.

 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика