Концепция использования краеведческого компонента в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Ахметова Айгуль Сабырбаевна

воспитатель

ГККП ясли-сад «Ақ көгершін»

г. Петропавловск, СКО

 

Ты вспоминаешь не страну большую

Какую ты изъездил и узнал,-

Ты вспоминаешь Родину – такую,

Какой её ты в детстве увидал.

 

Актуальность темы патриотического воспитания на современном этапе.

 

На современном этапе развития общества будущее Казахстана во многом определяется не только интеллектуальным потенциалом его граждан, а гражданско-патриотическим воспитанием подрастающего поколения Независимого Казахстана. Патриотизм является одним из факторов становления государства, его рациональной безопасности, как главного атрибута духовной консолидации общества. Поэтому тема патриотического воспитания была включена в государственный заказ на проведение государственной и информационной политики на республиканском уровне.

Nike Air Force 1 Low Barely Volt/Black-White For Sale

Казахстанский патриотизм провозглашен как один из основополагающих принципов деятельности РК. Президент Н. А. Назарбаев в разработанной им стратегии «Казахстан -2030» обозначил задачу формирования казахстанского патриотизма , как один из долгосрочных приоритетов нашего развития.

В своём Послании "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", была предложена программа "Туған жер" .   Нурсултан Абишевич подчеркивает значимость данного направления:   «…Что означает на практике любовь к малой родине, что означает программа "Туған жер"?

Первое: необходимо организовать серьезную краеведческую работу в сфере образования, экологии и благоустройства, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба».

Таким образом, объявив о начале Третьей модернизации Казахстана, президент четко определяет значимость патриотизма, как любви к своей Малой родине.   «Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине». Воспитание в детях чувства патриотизма , любви к своему краю , к Родине является одной из самых важных задач, которые должны реализовываться в дошкольном возрасте, поэтому актуальность концепции объясняется тем, что патриотическое воспитание является ключевым компонентом новой парадигмы дошкольного воспитания и образования , как один из долгосрочных приоритетов развития Республики Казахстан.

Цель концепции: формирование ценностного сознания ребёнка – дошкольника на историко-краеведческом материале.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс старших дошкольников в контексте краеведческой работы.

Предмет исследования : постижение и обогащение понятия «Малая Родина» на материале Северо-Казахстанской области и города Петропавловска.

Научная новизна выражена в использовании инновационных форм всех видов деятельности.

Гипотеза исследования – использование краеведческого компонента в учебной деятельности старших дошкольников способствует формированию ценностного сознания, где ключевым компонентом является патриотизм.

Патриотическое воспитание в контексте краеведческой работы будет эффективно, если будут обеспечены:

- методика и содержание учебно-воспитательной работы на принципе приоритетности освоения детьми старшего дошкольного возраста регионального и культурного наследия;

-системная организация патриотической работы, включая учебную, досуговую, трудовую, спортивную и другие сферы жизнедеятельности дошкольников;

- педагогическое взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в деле воспитания любви к малой Родине;

- гармоничное сочетание краеведческого направления учреждения в воспитании патриотизма в учебно-воспитательном процессе.

Основные задачи:

  1. 1.На основе анализа работ по краеведению, психолого-педагогической литературы выявить основные направления работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию;
  2. 2.Организация работы с детьми под девизом : их знания и любовь к Петропавловску должны передаваться детям;
  3. 3.Формировать ценностные понятия «малая Родина», «большая Родина», патриотизм и гражданственность;
  4. 4.Моделировать инновационные формы работы в воспитательно –образовательном процессе.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве общего, особенного и единого: системный подход основанный на поиске и нахождении взаимосвязанных характеристик.

Теоритической основой выступают :

  1. 1.Педагогическое наследие отечественных и зарубежных педагогов:

- принцип народности в воспитании ( А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой , К.Д. Ушинский и другие).

- учение о целостном педагогическом процессе ( Ю.К. Бабанский, В.С.Ильин, В.В. Краевский, И.Ф Харламов и другие).

2. Работы по краеведению (С.М. Пресняков, И.С. Белетченко, В.Ф.Зайберт,   М. А. Морозов).

Принципы концепции.

  1. 1.Принцип историзма ( Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям : прошлое ( давным –давно) и настоящее ( в наши дни) . Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания : они не могут представить историческую прямую времени , определить своё место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.)
    1. 2.Принцип гуманизации ( Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции видеть в ребёнке полноправного партнёра , а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия –любовь к семье, родному краю, Отечеству.)
    2. 3.Принцип дифференциации (Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учетом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и другое).
    3. 4.Принцип интегративности (Реализуется в сотрудничестве с семьёй , библиотекой , выставочным залом , музеем и т.п. В естественном включении краеведческого материала.)
    4. 5.Принцип культуросообразности (Формироваения духовного образа жизни ребёнка . Педагоги понимают под этим отношение ребёнка к природе мира , к стремлению задуматься над вопросами познания самого себя).

Методы исследования:

1.Изучение методических, научных и архивных источников по краеведению.

2.Опытно-исследовательская работа.

3.Анкетирование.

Формы работы:

1.Целевые экскурсии;

2. вернисажи(выставки работ);

3.Беседы;

4.Встречи с интересными людьми, знаменитыми земляками;

5.создание мини книг совместно с родителями;

6конструирование макетов городской архитектуры и многое другое.

         Основой реализации концепции является построение краеведческой работы по двум направлениям:

  1. 1.проектам
  2. 2.Перспективное планирование

1.Проекты

  1. 1.Проект « Петропавловск – это мой родной город!».

Цель: формирование у детей патриотических чувств через воспитание любви к малой Родине, к своему родному городу, желание узнать о нем как можно больше.

  1. 2.Проект «Праздники Казахстана».

Цель: Знакомить дошкольников с праздниками Казахстана, особенностями их проведения. Воспитывать любовь к традициям и обычаям казахского народа.

  1. 3.Проект « Знакомство с достопримечательностями города Петропавловска».                                                                                      

Цель: формировать желание и интерес детей к историческому прошлому своего города и к отдельным зданиям, домам, имеющим историческую ценность. Воспитывать гордость за свою малую Родину.

  1. 4.Проект «Наши знаменитые земляки (космонавты, писатели и т. д)»

Цель: Познакомить дошкольников со знаменитыми земляками, внесшими вклад в развитие нашего города и Казахстана. Воспитывать желание гордости быть похожими и брать пример.

  1. 5.Проект «Улицы нашего города».

Цель: закрепить знания детей о улицах нашего города, узнать историю возникновения названий улиц. Развивать память , мышление , речь.

 

  1. 2.Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (краеведение) .

Старшая группа

Месяц

Содержание

Сентябрь

Октябрь

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

Декабрь

 

 

 

Январь

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

 

Март

 

 

 

 

Апрель

 

 

 

 

 

Май

 

Диагностика

1..Городовичок приглашает в путешествие по нашему городу.

2. Знакомство с микрорайоном.

3. Улицы нашего города.

4. Какие улицы могут   привести в наш детский сад.( Совместная работа с родителями – рисование плана-схемы безопасной дороги до детского сада).

1.«Мой родной город» - виртуальное путешествие.

« Знакомство с гербом г. Петропавловска»

2 Экскурсия «По страницам славного города Петра и Павла».

3.Работа с картой «Знакомство с Республикой Казахстан».

4. Праздники Казахстана. «День Конституции»

1 «История возникновения герба».

2. «История возникновения флага»

3. Знакомство с символами Казахстана.

4. Праздники Казахстана. «День Республики»

1.« Знакомство с достопримечательностями нашего города» (здание Каз почты).

2. Виды транспорта

3. Национальная одежда казахов. Экскурсия в краеведческий музей.

4.Игра «Назови правильно » .

1.« Знакомство с достопримечательностями нашего города» («Дом невест»).

2. Животный мир Казахстана.

3. Виртуальное путешествие «Астана – столица нашей Родины».

4.Красная книга Казахстана.

1. Моя семья (знакомство с понятием   родина )

2.Виды   местности (степь, пустыня, лесостепи, горы). Работа с картой

3. « Знакомство с достопримечательностями нашего города» (« Музей искусств»).

4. Наурыз-праздник весны.

1. Наши знаменитые земляки (космонавты). Экскурсия в исторический музей.

2. « Знакомство с достопримечательностями нашего города» («Старое здание вокзала»).

3. Национальные музыкальные инструменты

4.Игра «Назови правильно » .

1.Праздники: день батыра и день Победы.

2. « Знакомство с достопримечательностями нашего города» («Историко-краеведческий музей»)

3. «Родной свой край люби и знай»- заключительное занятие

4. Диагностика.

 

Практическая значимость:

       Данная концепция в полной мере реализует системный подход и возрастные особенности для использования материала по краеведению в деле патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, на основе которой разработан перспективный план, а также работа по отдельным проектам. В процессе исследования наработан материал, который можно рекомендовать к использованию педагогами ДО и мини центров.

Диагностика:

Высокий уровень- Знает название города, страны, свой адрес; называет и узнаёт ( по иллюстрации) достопримечательности, зелёные зоны родного города,3-4 улиц , площадей, проспектов; знает и узнаёт флаг, герб, гимн Казахстана; называет народные праздники , игрушки , предметы быта, животных ; заботиться об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей , умеет договариваться со сверстниками.

Средний уровень- знает название города, страны, свой адрес; флаг, герб, гимн Казахстана; затрудняется назвать достопримечательности ( делает это после пояснения взрослого); затрудняется назвать народные праздники , игрушки; заботиться о близких , проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей , не умеет договариваться сними , не оказывает помощь ; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень-не знает название страны, города, своего адреса; но узнаёт флаг, герб, гимн отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может называть народные праздники, игрушки; не заботиться об окружающих, не проявляет дружелюбие, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними.

 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика