Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Ранний возраст: значение картинок в речевом и познавательном развитии

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Садыкова Елена Маратовна

воспитатель второй категории

КГУ «Дом ребенка»,г.Петропавловск

Черник Лилия Жумагалиевна

воспитатель второй категории

КГУ «Дом ребенка»,г.Петропавловск

 

Познание трех ребенком чаще окружающего году мира начинается двух с ощущений двух и восприятий двух предметов этом в процессе чаще активного ходе взаимодействия году с действительностью, с так называемых игры практических года проб. Только двух так у малышей двух может этап возникнуть ходе образ чаще самого этом предмета, который года позволит двух узнать двух его изображенным ходе на картинке. В педагогическом цель процессе года - на занятиях двух с картинками себя - наблюдения игры и действия цель с реальными двух предметами суть воспитатель учит реализует суть посредством двух ознакомления игры с ними. Вначале двух учит рассматривать года изображение, узнавать двух в нем знакомый трех предмет, называть суть его, затем-выполнять году дидактические себя задания. При этом чем богаче этом практический этом опыт, тем интереснее двух и плодотворнее трех они смогут суть проявить игры себя в играх трех с картинками цель - плоскостными году изображениями цель предмета, не всегда этап совпадающими этом с тем, что видится года в реальной года жизни. Начинается этап работа этап в 8-9 месяцев.

Восприятие игры предмета чаще на втором двух году жизни ходе еще очень двух поверхностное. Однако, чем чаще взрослый двух предоставляет года ребенку году возможность суть действовать двух с предметом цель в разнообразных этап формах, тем он легче этап узнает себя его изображение года на картинке. На наш взгляд, такой себя вид деятельности, как занятия себя с картинками, особенно двух необходим этап в раннем цель детстве, когда году у ребенка игры формируются двух высшие году психические двух функции-восприятие, речь, мышление, воображение.

Предложенные учит вниманию идет читателя году занятия идет облечены года в сюжетную двух форму. Вначале этом педагог цель демонстрирует этап изображения цель отдельных себя предметов двух – предметные двух картинки, простые цель по форме, легко идет обтекаемые году взглядом, без лишних, отвлекающих этап внимание трех деталей. Обводя двух пальцем году ребенка игры изображение года по контуру, называя этом предмет, побуждает игры к повторению. Так с помощью этап фиксирующего игры действия двух происходит трех зрительный цель анализ года рисунка, а затем, синтез, т.е. умение учит видеть игры предмет идет как в целом, так и с деталями. Если занятия года с картинками двух проводятся себя уже с конца двух первого двух или второго этом года жизни учит ребенка, то уже с двух с половиной двух – трех лет он будет двух не только этом продуктивно двух рассматривать двух сюжетные цель картинки, но и выполнять цель более цель сложные этом умственные двух действия двух (по словесной этап инструкции двух взрослого) на выбор, подбор, группировку, дифференциацию, классификацию учит предметов. Обозначенная двух последовательность цель действий этап отвечает чаще психологическим учит особенностям суть зрительного двух восприятия двух и речевого суть развития году детей цель раннего чаще возраста.

Задача года первых этом опытов идет – ознакомить двух ребенка идет с картинкой цель как предметом, несущим двух зрительную двух информацию. Малыш этап должен чаще усвоить, что слово году «картинка» относится двух именно чаще к изображению двух предмета. Выделяют себя несколько игры этапов двух работы.

Первый чаще этап работы этап – занятия-игры с картинками -  педагог идет строит года на основе этап принципа: от простого двух к сложному, от частного этап к общему. Вначале двух он выставляет идет изображение двух предмета этом в сопоставлении этап с самим учит предметом, который двух наиболее года часто двух встречается идет в повседневной игры жизни двух ребенка, с которым года он действует двух в разных этом сочетаниях. Речь идет об отдельных суть предметах году одежды, посуды, мебели, игрушках; о домашних игры животных. Затем двух подбираются трех обобщающие двух серии двух изображений учит – «Одежда», «Мебель», «Животные»; «Посуда трех столовая» и «Посуда ходе чайная»; «Животные двух домашние» и «Животные трех дикие»; «Птицы» и «Насекомые» и т.д. Подчеркнем: каждая цель серия двух должна года представлять суть собой идет набор идет реалистических игры рисунков.

Второй двух этап работы учит – показ себя картинки чаще без предмета. Цель: ребенок года должен трех узнать этап его в изображении года и назвать. Последовательность себя действий цель педагога: показ цель и название этап одной двух картинки; показ двух и название себя двух картинок; выбор двух одной двух из двух картинок двух («Дай такую ходе же»); выбор чаще одной суть картинки учит из двух по словесной идет характеристике года («Дай мне картинку, где нарисован года мяч»). Идентификация, т.е. выбор цель по тождеству, двух одинаковых двух картинок игры по просьбе года взрослого года – это уже дидактическая идет задача, цель которой этап – развивать чаще у детей двух умение этом сравнивать учит и обобщать.

В ходе третьего года этапа суть решаются двух задачи чаще на усложнение, на выбор года идентичных двух изображений двух из множества чаще (6-8) предъявленных. На занятиях двух выполняются этап упражнения учит на развитие цель умения двух находить этом идентичные суть изображения двух в горизонтальной двух (на столе), вертикальной чаще (на подставке) плоскостях суть и на расстоянии.

К концу двух первого двух года жизни года проводятся суть занятия этап с картинками двух в форме двух игры в «Лото»: подбираются учит изображения ходе однородных года предметов, отличающихся двух цветом году или величиной двух (Покажи, пожалуйста, где нарисована этап куколка себя большая, где маленькая двух и где такая трех же»). Успех двух занятий, которые двух облекаются трех в яркую, сюжетную двух форму, во многом идет зависит чаще от того, насколько двух педагог ходе доносит двух до малышей игры суть задания, его логику, цель.

На четвертом двух этапе году работы двух педагог ходе учит детей ходе рассматривать учит картинки трех (не более идет 2-3), отличающиеся идет деталями; сравнивать учит их, выстраивать суть сюжет.

Приводим примерные конспекты игр-занятий.

«Твои любимые игрушки»

Для детей от 1 года до 1 года 3 месяцев

Цель. Ознакомить детей с картинкой, несущей конкретную информацию, с понятием слова «картинка»; активизировать речь введением облегченных (лепетных) слов (кукла – «ляля», машина – «биби», мяч – «бом-бом», уточка – «гага», петрушка – «тили-бом»). Способность формированию первых обобщений, умению сопоставлять реальный предмет с его изображением, находить его по картинке.

Ход занятия

Часть первая. Воспитатель (подводя ребенка к игрушке). Это ля-ля, это кукла! (Поглаживая, передает игрушку в руку ребенка с тем, чтобы он повторил слово и действие. Если малыш называет игрушку, взрослый как бы подтверждает ответ). Да, это ля-ля. Посмотри у куклы ля-ля есть головка, ручки, ножки…

В случае, когда ребенок, не обращая внимания на слова и действия взрослого, хватает игрушку и пытается бросить ее на пол, педагог забирает куклу, замечая: «Нельзя! Ляле не нравится. Не обижай куклу» - и показывает, как кукла ходит, садится, танцует.

Часть вторая. Педагог показывает картинку, на которой изображена кукла (рисунок в деталях может не совпадать с конкретной игрушкой). Акцентируя внимание ребенка, говорит: «Это ля-ля, кукла. Она нарисована на этой картинке». Дает картинку ребенку. Если тот бросает изображение, взрослый поднимает и, выставляя на передний план куклу, замечает: «Ля-ля!». При вторичном привлечении внимания к кукле педагог не только называет наиболее крупные части игрушки – голова, руки, ноги, но и отмечает, во что она одета: «На кукле платье, шапочка, туфельки» и т.п.

Часть третья. Рядом с куклой ставится картинка. Сопоставляя ее с картинкой, педагог повторяет: «Кукла, ля-ля на картинке. Вот какая ля-ля, кукла!» Педагог не побуждает малыша играть с картинкой. Достаточно, если ребенок несколько раз переведет взгляд с игрушки на ее изображение. Попытку смять картинку, взрослый пресекает словами: «Нельзя! Это картинка!»

Часть четвертая. Педагог предоставляет ребенку свободно действовать с куклой или картинкой, но не допускает с его стороны неадекватных действий; показывает, как играют с куклой, как рассматривают картинку.

Примечание. На первом занятии можно ограничиться одной картинкой; на последующих желательно увеличить количество как игрушек, так и изображений.

 

«Что это такое?»

Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет

Цель. Учить детей находить предметы, изображенные на картинках; «работать» с картинкой, привлекая внимание к рисунку и его деталям; сравнивать, сопоставлять рисунок с реальным предметом; называть предмет (или игрушку) и рисунок, отображающий его, слово или звукоподражанием (часы тикают «тик-тик»; молоток стучит «тук-тук»; колокольчик звенит «динь-динь»; паровоз гудит «ту-ту»).

Ход занятия

Часть первая. На столе, на специальных подставках расставлены картинки. Если имеется дидактический круглый стол на вращающейся основе, то по его периметру расставляются картинки на расстоянии 30-40 см. Воспитатель рассаживает детей полукругом перед столом. Вращая крышку стола, показывает картинки, раскрывает их содержание, привлекая внимание к каждой («Что это такое» - Барабан! Как стучит барабан» - Буб-бум!»), активизирует речь детей; побуждает произносить простые слова или звуки, обозначающие действия этого предмета.

Часть вторая. Раздав детям картинки, педагог просит каждого показать и назвать свой рисунок. Если кто-то затрудняется, оказывает помощь: «Посмотрим, какая картинка у Оли. Что нарисовано на ней? Правильно, дудочка. Скажи нам, Оля, как дудит дудочка? Правильно, «ду-ду-ду!»

Часть третья. Привлекая внимание каждого ребенка к его картинке, воспитатель просит принести тот предмет (или игрушку), который на ней изображен, и привести его в действие. (Например, если это колокольчик, показать, как он звенит.)

Часть четвертая. Привлекая внимание детей к ряду предметов и соответствующих картинок, воспитатель предлагает каждому не только выбрать предмет, который ему нравится, но и показать картинку с его изображением. Разумеется, в «запаснике» подобрано некоторое количество одинаковых предметов (столик с молоточком для забивания «гвоздиков»-столбиков; машинки; колокольчики) на тот случай, если желания детей совпадают.

Примечание. Количество игрушек и рисунков на первых занятиях ограниченно. На последующих задания усложняются: дети должны соотнести содержание рисунка (число которых увеличено) с реальным предметом; отыскать предмет в групповой комнате по его изображению на картинке.

Часть пятая. По предложению педагога дети играют теми предметами, которые они выбрали. Если выбор нескольких детей совпадает, педагог объединяет их в группу, которая должна разыграть один сюжет.

 

«Кукла Ляля показывает свой наряд»

Для детей от 1 года 3 месяцев до 2 лет

Цель. Привлечь внимание детей к изображению знакомого предмета. Закрепить представление о картинке – плоскостном отображении предмета; учить понимать слово «картинка». Используя картинки, формировать умение сравнивать и обобщать предметы. Способствовать накоплению чувственного, сенсорного опыта при действиях с игрушками и картинками – их изображениями, развивать активную речь, побуждая к речевым к речевым проявлениям (вокализации, звукоподражания, облегченные лепетные слова и т.п.)

Ход занятия

Часть первая. На небольшом столике сидит кукла Ляля. Педагог, рассадив детей полукругом, называет куклу по имени (Ля-ля); дает возможность малышам подержать куклу в руках, погладить, поиграть с ней; просит показать, где у Ляли глазки, ротик, волосики, ручки, ножки.

Часть вторая. Воспитатель показывает детям пакет с вырезом, на котором изображена куколка, одетая в такую же юбку, как и кукла Ляля. «Вот какая нарядная Ляля на картинке! Она одета в такую же юбку, как и кукла Ляля». Педагог дает детям возможность сравнить предмет и его изображение, сопоставить игрушку и картинку.

Часть третья. «Вы посмотрите, как много юбочек надето на Ляле!» - замечает педагог, снимая верхний наряд. В пакете одновременно меняется салфетка-вкладыш. Изображение предстает в том же наряде, что и сама кукла. Педагог, сопоставляя игрушку с картинкой, отмечает: на Ляле и на картинке, изображающей куклу, одинаковые юбки. Аналогично заменяются третий и четвертый слои нарядов. Так дети учатся сопоставлять предмет и его изображение, находя общие признаки.

Часть четвертая. «К нашей Ляле пришли подружки, - замечает педагог и выставляет на стол еще четыре куклы. – Может, мы этих подружек оденем в такие же юбки, какие на нашей Ляле?»

Надев новые юбки на кукол, педагог рассаживает их перед детьми и предлагает «поговорить». Первая реплика за воспитателем: «Ах, какие красивые куклы – и Ляля, и Катя, и Таня, и Оля, и Люся!» Куклы поочередно выдвигаются вперед. Повторяя слово «кукла», педагог подводит детей к умению обобщать предметы, а называя каждую по имени – к пониманию своего собственного имени.

Часть пятая. По предложению педагога дети выбирают себе по кукле. С его же помощью подбираются и повязываются косынки на каждую игрушку с ориентиром на цвет юбки. Далее игра-занятие разворачивается ситуативно, переходя в самостоятельную деятельность. Так, кто-то из малышей может покатать куклу на машине, кто-то покачать, побаюкать или потанцевать с нею.

Примечание. Для детей 1 года 3 месяцев – 1 года 6 месяцев целесообразно использовать первые три части игры; с малышами 1 года 7 месяцев – 2 лет можно провести занятие полностью.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика