МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Жеребило М.А.,

воспитатель

Мини-центр при КГУ «Средняя школа № 10 им. Н.К. Крупской»

г. Петропавловска» СКО

В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы особо выделена значимость дошкольного периода развития ребенка как основы для успешной подготовки к дальнейшей образовательной деятельности.

В последние годы в Казахстане развитие дошкольного обучения и воспитания стало одним из приоритетных направлений модернизации системы образования.  Внедрение обновленного содержания дошкольного воспитания и обучения требует новых подходов, способствующих совершенствованию образовательного процесса в дошкольных организациях.

Patike

 

Экологическое образование является неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу, значит творить добро, заставлять задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша планета стала ещё краше и богаче. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников экологических представлений, основ культуры рационального природопользования.

Элементарные понятия об охране окружающей среды закладываются уже в дошкольном возрасте. Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Непосредственное общение с природой дает дошкольнику более яркие экологические представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Для постоянного общения детей с объектами природы в детском саду создаются уголки природы. Но не всегда воспитателями они используются в полной мере в работе с детьми, зачастую дети не знают названий комнатных растений, правил ухода за ними и приносимой пользе человеку. Поэтому воспитателям дошкольных организаций необходимо искать и внедрять эффективные методы работы по изучению объектов уголка природы.

Экологическое образование детей дошкольного возраста можно решать различными методами. Метод моделирования относится к практическим методам, и он имеет большое значение в формировании экологических представлений об объектах природы у дошкольников.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что ребенок дошкольного возраста успешнее развивается благодаря вовлечению его в процесс активной содержательно-насыщенной деятельности, непосредственного взаимодействия с окружающей действительностью. Вместе с тем, с позиций современной психолого-педагогической науки, использование практических методов в системе работы с детьми дошкольного возраста рассматривается как введение в практику работы с детьми элементов развивающего обучения.

Одним из практических методов в экологическом образовании дошкольников является моделирование. Модели – это средство перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к схематическому, творческому, которое обеспечивает ребенку возможность осваивать окружающий мир опосредованным путем.

Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В дошкольном возрасте при формировании экологических представлений у детей  используются разные виды моделей:

  • Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема). Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы.
  • Предметно-схематические модели.  Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т. д.
  • Графические модели (графики, схемы и т. д.).  Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д.

Демонстрировать модели можно во всех возрастных группах, если требуется акцентировать внимание детей на важные свойства и ассоциации в объектах и явлениях природы. Перед показом детям моделей необходимо познакомить дошкольников с изучаемым обитателем природы через другие методы: наблюдение, беседа, труд и прочие. Эти методы позволяют познакомиться с объектом, гарантируя живые представления о признаках, свойствах и его связях с другими особями. Исследование модели в таком случае будет являться только этапом организованной учебной деятельности.

При проведении организованной учебной деятельности по основам экологии и ознакомлению с окружающим миром, совместной деятельности воспитателя и детей в уголке природы, КВН, сюжетно-дидактических игр, трудовой деятельности, экологических познавательных бесед целесообразно применять в работе различные виды моделей. Нами был подобран авторский модельный материал Н.И. Ветровой, Л.С. Игнаткиной, Т.А. Серебряковой и др. На основе изучения опыта известных педагогов самостоятельно были разработаны следующие модели: «Описание внешнего вида комнатного растения», «Способы удаления пыли с комнатных растений», «Сходства и различия бальзамина и алоэ», «Функции комнатного растения», «Способы размножения комнатных растений», «Размножение комнатных растений семенами», «Размножение комнатных растений черенкованием», «Размножение комнатных растений листовым черенком» и др. (рис. 1).

Рис.1 Разработанные модели «Функции комнатного растения»,

«Размножение комнатных растений семенами», «Размножение комнатных растений черенкованием»

       В совместной деятельности в уголке природы моделировали с детьми процесс наблюдения за черенком герани, измеряли длину черенка через определенный отрезок времени, фиксировали все изменения черенка: когда появились корешки, когда подросли, появились ли новые листики, записывали дату (рис.2).

Рис.2 Модель «Календарь наблюдения за черенком герани»

         Такую модель можно вести при любом способе размножения комнатных растений. Детям очень нравится процесс наблюдения, они внимательно следят за изменениями и быстро их замечают, с радостью сообщают воспитателю даже незначительные детали.

Так же, в совместной деятельности воспитателя и детей, смоделировали мини-паспорта всех комнатных цветов в группе (рис.3). Мини-паспорта отражают способы ухода за комнатным растением, светолюбивое или тенелюбивое растение, в какой мере требуется полив.

Рис.3 Модель «Мини-паспорт комнатного растения»

Таким образом, применение метода моделирования в экологическом образовании дошкольников дает положительный эффект, помогает отобразить главные признаки объектов природы и логические связи, существующие в ней. На этой базе у детей формируются итоговые представления и простые понятия об объектах, явлениях и окружениях природы, упорядоченность которых способствует формированию у детей неделимого образа природы.

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика