Автоматизация звуков в словах с использованием мнемодорожек

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Каленова Л.А.

воспитатель

ГККП «Детский сад»«Батыр»

г. Петропавловск, СКО

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

nike

 

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Актуальность выбранной темы:

1.Мнемотехника облегчает детям овладение связной речи;

2.Применения мнемотехники - использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;

3.Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования.

Реализуя данную тему, поставила перед собой следующие задачи:

1.помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

2.обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

3.учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

4.развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;

5.снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе;

6.развивать мелкую моторику у детей.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение трёх лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Этапы использования мнемотаблиц:

Этап №1 -  Рассматривание таблицы и разбор того,

что на ней изображено.

Этап №2 -  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап №3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа)с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания

Этап №4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

Этап №5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

 

Список литературы:

1. Альбом для логопеда. Иншакова О. Б. (В альбоме представлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для логопедов, воспитателей речевых детских садов, студентов дефектологических факультетов).

2. Научите меня говорить правильно : Пособие по логопедии. Крупенчук О.

3. Логопедия. Краузе Е. (Книга представляет собой практическое руководство для занятий с детьми дошкольного возраста. Она включает полный комплекс логопедических занятий и отражает современный взгляд на проблему правильного и своевременного формирования речи, в том числе и у детей раннего возраста (с 2-3-х месяцев). Автор книги - логопед-практик считает, что не нужно ждать, пока станет явным отставание в речевом развитии ребенка, заниматься с детьми нужно буквально с рождения - это гарантия их физического и психического здоровья, успехов в учебе. Книга поможет также и тем, кто столкнулся с логопедическими проблемами уже почти на пороге школы. Определить уровень речевого развития ребенка читатель сможет с помощью тестов. Методические рекомендации помогут правильно и эффективно организовать занятия, включающие пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику, игры для развития слухового внимания и фонематического слуха, игры и упражнения для формирования словарного запаса и правильного грамматического оформления речи, логоритмику, логопедический массаж и др. Для родителей, воспитателей, логопедов и всех, кто заинтересован в гармоничном развитии детей).

4. Логопедия : Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской : 3-е изд., перер. и доп. (Рассматриваются различные формы нарушения речи и их коррекция, а также вопросы организации логопедической помощи. Учебник предназначен для студентов, а также логопедам-практикам.)

5. Логопедический массаж. Дьякова Е.А. (В пособии изложены научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах речевого аппарата. Даны представления и четкие методические рекомендации о различных приемах логопедического массажа...)

6. . Дидактический материал по логопедии (свистящие и шипящие звуки). Сказка о веселом Язычке. Поваляева М. (В учебно-методическом пособии собран интересный материал о речевом развитии ребенка, о ранней диагностике предрасполагающих факторов, предложены комплексы артикуляционных упражнений в виде "Сказок о веселом Язычке" (общий, для свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков), что поможет в игровой форме подготовить необходимый артикуляционный уклад. Красочный наглядно-иллюстративный материал, подбор стихов, чистоговорок и загадок сделает коррекционный процесс наиболее увлекательным. Пособие предназначено для детей раннего, дошкольного и школьного возраста, рекомендовано педагогам, медикам, родителям и студентам педагогических колледжей и вузов)

7. Домашний логопед. Светлова И. (Полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное обучение в школе, овладение в дальнейшем иностранными языками зависят от четкой и внятной дикции. Последовательные занятия по прекрасно иллюстрированной книге "Домашний логопед" помогут сделать речь малыша четкой и правильной).

8. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2 ч.: Ч. 1. Иншакова О.Б.

9. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2 ч.: Ч. 2.

10. У Кота Котовича: Попевки и детские песенки: Комплект пособий "Логопедическая ритмика в играх и упраж Кузнецова Е.

11. Логопедия. Заикание Белякова Л., Дьякова Е. (В учебнике рассматриваются вопросы этиологии и патогенеза заикания с позиций современных достижений психофизиологии, психологии и коррекционной педагогики; подробно проанализированы клиническая и психолого-педагогическая характеристики невротической и неврозоподобной форм заикания; изложены современные представления о реабилитации заикающихся, впервые интегративно представлены логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся; даны методические разработки к организации учебного процесса со студентами и практическими работниками, осваивающими данный раздел логопедии. В книге представлена авторская позиция по проблеме заикания. Книга предназначена для студентов дефектологических факультетов, логопедов, психологов, врачей, заикающихся детей и их родителей.) 

                       

2021 © Филиал АО «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ӨРЛЕУ» по СКО»

 
Яндекс.Метрика