Роль семьи в процессе социализации, воспитания и обучения ребенка с особыми потребностями

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Алибаева Д. Ж.

психолог

ГККП д/с «Батыр»

Г.Петропавловск

В нашей жизни мы все чаще и чаще стали слышать такие понятия,  как «ребенок – инвалид», «дефективный ребенок», «особый ребенок», «ребенок с ограниченными возможностями», «ребенок с особыми нуждами». Это говорит о том, что с самого раннего детства больной ребенок  столкнулся с труднейшими проблемами, в результате которых  он остро нуждается в особой поддержке и помощи. Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья делает семью «особой». Семья ребенка с нарушением развития имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка.

Nike Wmns Air Vapormax 2019

Тут же сразу встает вопрос: «А кто же окажет мне эту поддержку и помощь?». И самый главный и правильный ответ это СЕМЬЯ. Именно семья должна стать развивающей средой для такого ребенка.    Так как с самого рождения ребенок для своего  развития остро  нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими их людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают их людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни семьи.

Здоровый, благоприятный психологический климат служит основой его гармоничного развития и позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности. В большинстве  это зависит от принятия родителями информации о заболевании ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, адекватного восприятия заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.

Жизнь в семье полностью меняется с момента постановки страшного диагноза. В нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глубоко потрясенными и длительное время находятся в «шоковом» состоянии. Они живут в условиях постоянного эмоционального напряжения и волнующих вопросов: «Почему мой ребенок не может быть таким же, как и другие дети? Как справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанными с заболеванием малыша? Можно ли его вылечить? К кому обратиться за помощью?» и т.п.

Первой реакцией  родителей это  отторжение  самой  мысли о возможности серьезного заболевания и о том, что их ребенок не такой, как все. Зачастую они склонны обвинять друг друга и близких родственников в плохой наследственности, неправильном поведении. Отрицание физического дефекта или заболевания сменяется переживанием вины. Родители испытывают одновременно любовь к своему малышу и чувство рухнувшей гордости за него. К сожалению статистика, показывает, что есть семьи которые не  могут справиться с этой трагедией и семья распадается.

Ребенок с особыми образовательными потребностями здоровья, как и в принципе ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам.  Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение.

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с особыми образовательными потребностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, нецелеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и неспособной преодолевать трудности.

Роль семьи для ребенка с особыми образовательными потребностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перезагрузками. Семья, является важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества может как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому работа с семьей – важная составная часть социально – психологической помощи детям с ограниченными возможностями.

Совместная работа педагогов и родителей в работе с детьми с особыми образовательными потребностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его адаптации в будущем. В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, задача эта не простая. Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребёнку, активно включались в процесс личностного развития, необходимо серьёзно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребёнку, а также к выбору форм их передачи. Основным условием здесь выступает учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального развития, готовность к усвоению тех или иных знаний. Наиболее эффективными формами для ребёнка являются те, которые для него доступны, привлекательны, актуально значимы. Педагоги, которые занимаются с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть профессионально грамотными, идти в ногу со временем. И главная их цель заключается в том, чтобы помочь детям с отклонениями в развитие,  по возможности компенсировать нарушения, развивать способности, используя собственные ресурсы, жить полноценной жизнью. Поддержка и помощь со стороны педагогов должны быть направлены на то, чтобы окружающий мир стал понятен для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, важными являются такая функция, как коррекционно-развивающая, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижении им социальной адаптации.

Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это, то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.

 

Литература

  1. 1.Анташева Ю.А. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья//Справочник классного руководителя № 12, 2013.
  2. 2.Клепицин С. О законодательной деятельности и инициативах депутатов Законодательного собрания Пермского края по обеспечению прав детей с инвалидностью//Сфера Детства № 2(24), 2013.
  3. 3.Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. 4.Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии// Учебное пособие.- СПб.: КАРО, 2005. – 288 С.:ил.
  5. 5.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.,Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г.

 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика