Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Роль семьи в процессе социализации, воспитания и обучения ребенка с особыми потребностями

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Алибаева Д. Ж.

психолог

ГККП д/с «Батыр»

Г.Петропавловск

В нашей жизни мы все чаще и чаще стали слышать такие понятия,  как «ребенок – инвалид», «дефективный ребенок», «особый ребенок», «ребенок с ограниченными возможностями», «ребенок с особыми нуждами». Это говорит о том, что с самого раннего детства больной ребенок  столкнулся с труднейшими проблемами, в результате которых  он остро нуждается в особой поддержке и помощи. Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья делает семью «особой». Семья ребенка с нарушением развития имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка.

Тут же сразу встает вопрос: «А кто же окажет мне эту поддержку и помощь?». И самый главный и правильный ответ это СЕМЬЯ. Именно семья должна стать развивающей средой для такого ребенка.    Так как с самого рождения ребенок для своего  развития остро  нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими их людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают их людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни семьи.

Здоровый, благоприятный психологический климат служит основой его гармоничного развития и позволяет полнее раскрыть потенциальные возможности. В большинстве  это зависит от принятия родителями информации о заболевании ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, адекватного восприятия заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.

Жизнь в семье полностью меняется с момента постановки страшного диагноза. В нашей стране инвалидность ребенка воспринимается родителями как личная трагедия. Впервые узнав о заболевании ребенка, которое приводит не только к физическим, но часто и к психическим отклонениям, родители оказываются глубоко потрясенными и длительное время находятся в «шоковом» состоянии. Они живут в условиях постоянного эмоционального напряжения и волнующих вопросов: «Почему мой ребенок не может быть таким же, как и другие дети? Как справиться с угнетенностью, страхом, разочарованием, связанными с заболеванием малыша? Можно ли его вылечить? К кому обратиться за помощью?» и т.п.

Первой реакцией  родителей это  отторжение  самой  мысли о возможности серьезного заболевания и о том, что их ребенок не такой, как все. Зачастую они склонны обвинять друг друга и близких родственников в плохой наследственности, неправильном поведении. Отрицание физического дефекта или заболевания сменяется переживанием вины. Родители испытывают одновременно любовь к своему малышу и чувство рухнувшей гордости за него. К сожалению статистика, показывает, что есть семьи которые не  могут справиться с этой трагедией и семья распадается.

Ребенок с особыми образовательными потребностями здоровья, как и в принципе ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факторы реабилитации растущей личности.

Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам.  Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение.

Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с особыми образовательными потребностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, нецелеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и неспособной преодолевать трудности.

Роль семьи для ребенка с особыми образовательными потребностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перезагрузками. Семья, является важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества может как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Поэтому работа с семьей – важная составная часть социально – психологической помощи детям с ограниченными возможностями.

Совместная работа педагогов и родителей в работе с детьми с особыми образовательными потребностями позволит решить проблемы развития личности ребенка, его адаптации в будущем. В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, задача эта не простая. Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребёнку, активно включались в процесс личностного развития, необходимо серьёзно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребёнку, а также к выбору форм их передачи. Основным условием здесь выступает учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального развития, готовность к усвоению тех или иных знаний. Наиболее эффективными формами для ребёнка являются те, которые для него доступны, привлекательны, актуально значимы. Педагоги, которые занимаются с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть профессионально грамотными, идти в ногу со временем. И главная их цель заключается в том, чтобы помочь детям с отклонениями в развитие,  по возможности компенсировать нарушения, развивать способности, используя собственные ресурсы, жить полноценной жизнью. Поддержка и помощь со стороны педагогов должны быть направлены на то, чтобы окружающий мир стал понятен для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, важными являются такая функция, как коррекционно-развивающая, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижении им социальной адаптации.

Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это, то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понимание и сочувствие.

 

Литература

  1. 1.Анташева Ю.А. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья//Справочник классного руководителя № 12, 2013.
  2. 2.Клепицин С. О законодательной деятельности и инициативах депутатов Законодательного собрания Пермского края по обеспечению прав детей с инвалидностью//Сфера Детства № 2(24), 2013.
  3. 3.Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. 4.Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии// Учебное пособие.- СПб.: КАРО, 2005. – 288 С.:ил.
  5. 5.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.,Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г.

 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика