К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕТЕ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Козлова Елена Анатольевна

Заведующая ГККП «Ясли-сад «Гулливер»

КГУ «Отдел образования акимата г. Петропавловска»

Республика Казахстан

Козарезова Наталья Даниловна

ст.преподаватель кафедры «ДВНО» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО

В действующей стратегии социально-экономического развития образования Казахстана одной из целей является обеспечение населения доступным и качественным дошкольным образованием. Возможность получить качественные услуги в сфере дошкольного образования становится одним из главных факторов, определяющих качество жизни в стране. Являясь основой образовательной системы, дошкольное детство рассматривается как уникальный самоценный период развития личности, во время которого в процессе организованной учебной, совместной и самостоятельной деятельности требуется максимально  обеспечить формирование ключевых компетентностей детей, необходимых для их социальной успешности и конкурентоспособности. 

Womens Nike Zoom

Выделение интегративных качеств выпускника детского сада в ГОСО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

Педагог дошкольной организации, в числе таких значимых качеств, как гуманизм, ответственность, бережное и чуткое отношение к развивающейся личности, должен обладать профессиональной мобильностью, толерантностью, компетентностью в вопросах образования (и не только дошкольного), компьютерной грамотностью, особой чуткостью к потребностям современного ребенка и запросам родителей и др.

Сегодня, на этапе обновления дошкольного образования, для каждой дошкольной организации, актуально внедрение системы внутреннего развития персонала. Работа с кадрами имеет ярко выраженный дифференцированный характер и направлена на:

- подчиненность задачам качественного обеспечения результатов образовательной деятельности;

- рациональное использование кадрового потенциала адекватно происходящим изменениям в процессе развития дошкольной организации (как например, введение системы наставничества);

- всестороннюю поддержку инициативных, активных и работоспособных педагогов, объединений педагогов (что закреплено в коллективном договоре);

- создание технологии превентивной подготовки педагогов в соответствии с предстоящими изменениями в деятельности (через разные формы методической работы), что помогает устранить разрыв в профессиональных компетенциях педагогов с разным уровнем образования, стажа, категорий.

В дошкольных организациях существует традиция: тьюторское сопровождение педагогов, вливающихся в коллектив. Речь идет не только о молодых специалистах, но и педагогах, возобновивших свою педагогическую деятельность после большого перерыва. Тьютор (наставник)  направляет деятельность новичка, дает практические советы, рекомендации, отвечает на текущие вопросы в рамках своих компетенций, показывает мастер-классы, является инициатором совместной деятельности и творческих идей. В дошкольных организациях налажена система внутреннего обучения,  направленная на теоретическое и практическое освоение реализуемых традиционных и инновационных педагогических технологий, оказание помощи в решении актуальных педагогических проблем.

Самыми эффективными в плане профессиональной активизации воспитателей, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышения компетенции педагогов являются интерактивные методики обучения взрослых: диспуты, ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги, построенные на таких методах как «Мозговой штурм», «Метод шести шляп», «Диалог по цепочке», «Картинная галерея», «Интервью» и т д. Данные интерактивные методики помогают педагогам в поиске путей и способов решения актуальных теоретических и практических проблем дошкольной организации. Помощь в развитии аналитических компетенций оказывают практикумы по совместному созданию вопросников, тестовых заданий, алгоритмов анализа мероприятий, которые помогают педагогам осознать свою профессиональную значимость, учат выделять идеальный конечный результат и стремиться к нему.

Мы не отказываемся от традиционных форм организации работы, но применяем их в обновленном, усовершенствованном  видах, включающих в себя активные методы обучения. Это социоигровые семинары, педагогические ринги, презентации, рекламные ролики, консультации-мультимедиа, авторские выставки и стендовые доклады. Коллективный способ обучения, освоения новых программ и технологий расширяют рамки профессионального мастерства и инновационного потенциала педагогов, развивают их профессионализм. Эффективно проходят дискуссии в малых группах, на которых обсуждаются локальные проблемы микрогрупп (как например: проблемы в работе с детьми одной возрастной категории); адресная же помощь педагогам осуществляется через собеседование, практические советы, анализ педагогической деятельности. Высококвалифицированные педагоги работают в составе методического совета и творческой группы педагогов, существуют и более мелкие объединения (2-3 педагога), работающие над одной методической проблемой и представляющие коллективный педагогический опыт на методических мероприятиях разного уровня. Такое профессиональное сотрудничество обеспечивает реализацию инновационных стратегий  в педагогическом процессе детского сада.

Система мероприятий, повышающих профессиональную компетентность педагогов, их организация и проведение сформировали активную позицию педагога-специалиста дошкольной организации, способствуют развитию их профессиональных интересов и творчества. А результатом этой системной работы является:

- положительная динамика повышения квалификационных категорий;

+ публикация материалов из опыта работы с детьми;

- активное участие педагогов в международных и республиканских профессиональных конкурсах;

- методическая активность педагогов в семинарах, мастер-классах с педагогами города и области;

- обобщение передового педагогического опыта, представление его через мастер-классы, выпуск методических сборников и т. д.

Сегодня, перспектива перехода к 12-летней системе среднего образования, введение новых государственных стандартов всех уровней образования не только открывает новые подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, но и актуализирует работу над повышением качества и эффективности дошкольного образования.

И все же развитие системы непрерывного совершенствования кадровых ресурсов через организацию методической работы это главное условие в достижении результатов стартующих перемен в дошкольном образовании.

 

Список литературы

  1. 1.Ахметова Г.К. Через повышение профессионального уровня педагогов – к новому качеству образования // Открытая школа. – 2015. – С.148
  2. 2.Станкин М.И.. Психология общения: курс лекций. М. - 2000 - 304 с.
  3. 3.Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. Опроблемах содержания и качества школьного образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999 - №4. - С. 20-23.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика