ВЛИЯНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Молгаждарова Асель Булатовна

воспитатель ГККП я/с «Нұр бөбек»

города Петропавловска, СКО

В настоящее время мы становимся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод эксперимента, которое занимает прочное место в работе с дошкольниками.

Анализируя работу по реализации госстандарта, требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемой дошкольной организацией, вместе с администрацией детского сада мы пришли к выводу, что для успешного выполнения направлений, например в области развития экологической культуры, развития элементарных естественных и научных представлений необходимо в каждой группе создать лабораторию для экспериментирования.

Nike

В рамках плана работы педагогических часов, школы молодого педагога были организованы консультации «Требования к подготовке и проведению экологических экспериментов», «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности», «Исследовательская деятельность в старшей группе» и др. В ходе работы по данному направлению мы разработали памятку по организации «мини-лаборатории». В нашей мини-лаборатории выделены места:

- для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, редкие предметы (камни, кристаллы, перья);

- приборов;

- выращивание растений;

хранение материалов (природного, бросового);

- проведение опытов;

- неструктурированных материалов (стол, песок и др.).

В нашей лаборатории имеются различные приборы и оборудования: микроскопы, лупы, различные весы (безмен, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, веревки, песочные часы, лампа, глобус, пищевые красители, одноразовые шприцы без игл, лоскутки тканей, пипетки, соль, мелкие вещи из различных метериалов (дерево, пластмасса, металл), прозразные и непрозрачные сосуды разной формы и разного объема (стаканы, миски, мерные ложки), резиновые груши разного объема и др.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения в классификации, обобщения. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное  мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Именно в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. И это, конечно, во многом зависит от нас педагогов.

Работа в мини-лаборатории позволяет проводить различные исследования (пример: выращивание и наблюдение за растением за его ростом, корневой системой и т.д.). Ребята проводят различные эксперименты с водой, выявляют ее свойства. В ходе экспериментов дети узнают, для чего растениям корень и как корни помогают растениям удержаться в земле. Также узнают, зачем растениям нужен стебель, и в ходе эксперимента узнают, как вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

Развиваем обобщенные представления о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение. Рассматриваем жучков,  поддерживаем интерес дошкольников к жизни животных, к жизни черепахи, рака, желание наблюдать за ними, развиваем умение общаться с животными, любознательность.

Очень важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные эксперименты. Конечно, взрослому легче сделать всё самостоятельно, но эффективность обучения в этом случае будет гораздо ниже. Дети должны быть активными участниками обсуждения. Важно не только провести опыт, но и связать результаты с повседневной жизнью, наблюдениями дома и на улице. Чтобы дети не теряли интерес к окружающему миру, нужно вовремя поддержать их стремления и исследовать всё и вся. Знания полученные во время исследования, проведения эксперимента запоминаются на долго и необходимы в экологическом воспитании, таким образом у ребенка формируется и гуманное отношение ко всему живому.

Предлагаю нашим читателям примерный алгоритм подготовки и проведения исследовательской деятельности:

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса;

Определение вида, типа и тематики деятельности.

2. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило это познавательные, развивающие, воспитательные задачи);

3. Игровой тренинг на развитие внимания, восприятия, памяти, логики мышления;

4. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий («в мини-лабораторияи»);

5. Выбор подготовки пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы;

6. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, коллажи, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и др.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.


Литература:

1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, Астана, 2016 г.

2. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения, Астана, 2016.

3. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование.– 2011.- №9. – с.-12-13».

4. Бондаренко Г. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- 2010.- С.221.

5. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом». М.- 2010.-С.129.

6. Прохорова Л. Н., Кузнецова Н. В. и др. «Экологическое воспитание дошкольников»: практическое пособие. – 2009.- С.203. 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика