МЕТОД CLIL ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Кужракаева А.К,

заведующая ГККП я/с «Нұр бөбек»,

Холкина Е.А.,

учитель английского языка ГККП я/с «Нұр бөбек»,

КГУ «Отдел образования акимата города Петропавловска»

Северо-Казахстанской области

Республики Казахстан

Альмагамбетова Л.С.,

заведующая кафедрой ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО» г.Петропавловск

В современном обществе идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство.

На сегодняшний день владение одним или несколькими иностранными языками рассматривается как важный фактор социально-экономического, научно-технического, культурного прогресса, и становится нормой.

Наряду с разработкой новых концепций развития образования в целом, языковое образование в современных условиях приобретает исключительно важное значение. В настоящее время иноязычное образование направлено на формирование не только коммуникативной, информационной и социокультурной компетенций, но и на подготовку кадров, способных к взаимодействию и пониманию глобальных проблем современного поликультурного мира, где язык рассматривается как важнейшее средство общения.

Jordan

Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникальны. Еще К.Д. Ушинский писал, что «дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как взрослый не может приучиться в несколько лет» [1, c. 95]. Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения речи, а также определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных к принадлежности к той или иной национальности, - все это дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть другими языками, считает и А.А.Леонтьев [2, c. 102].

Необходимость подготовки специалистов разных профилей, владеющих иностранным языком на качественно новом уровне, предполагает освоение новых методов преподавания. В последние годы всё большую популярность в преподавании английского языка набирает метод CLIL (Content and Language Integrated Learning) или предметно – языковое интегрированное обучение.

Данный подход в изучении и обучении иностранных языков не является новинкой. В 1990-х годах два межнациональных института в Европе, а именно Совет Европы и Европейская Комиссия, инициировали появление CLIL, как понятие, которое определяло европейский подход к билингвальному образованию [3, с.15].

На протяжении нескольких лет такие известные всему миру учёные и лингвисты как: Coyle Do, Hood Philip, Marsh David, Dalton Puffer, Fernandez Fontecha A., Gierlinger E., Koopman G., Anikina Y., Westhoff G. занимаются исследованием метода предметно-языкового интегрированного обучения. Помимо этого, исследователи в зарубежных странах занимаются разработкой и совершенствованием методов и форм в CLILобразовании: David Lasagabaster, Yolanda Ruiz de Zarobe (Spain), Dieter Wolff, Stephan Breidbach and Britta Viebrock (German), Movchan Larysa (Sweden), Kari Nieminen (Finland). При этом большинство из них ассоциируют технологии данного метода исключительно с обучением и изучением иностранного языка (в основном, английского).

Метод CLIL на наш взгляд существенно повышает мотивацию у детей к изучению языка, в дошкольной организации, поскольку язык выступает не целью, а средством изучения другого предмета. Идея состоит в том, чтобы изучать предмет через иностранный язык, то есть преподавание любого предмета «с использованием языка».

У данного подхода есть ряд важных характеристик, которые позволяют достичь значительных положительных результатов, несмотря на всю сложность внедрения CLIL, и убедили ряд западных образовательных систем обратиться к использованию данного метода в своей работе.

В первую очередь, метод CLIL обладает двумя важными качествами, такими как переносимость и гибкость, он применим практически на любых занятиях.

Во-вторых, CLIL отвечает всем требованиям современного общества по части предоставления возможности молодому поколению эффективно изучать языки и развивать критическое и гибкое мышление, что даёт возможность активно участвовать в глобальном диалоге.

Marsh David в своей статье «The relevance and potential of content and language integrated learning (CLIL) for achieving in Europe» пишет о том, что «предметно-языковое интегрированное обучение относится к любому сфокусированному на двух предметах образовательному контексту, в котором дополнительный язык, то есть не основной язык, на котором ведется весь курс обучения, используется как средство при обучении неязыковому предмету»[7]. По мнению ученого, данный метод позволяет осуществлять обучение двух предметов одновременно, хотя основное внимание может уделяться либо языку, либо неязыковому предмету.

По мнению исследователей в области CLIL О.Н. Бурдаковой, А.А. Джалаловой и Н.П. Рауд, принято выделять 3 модели обучения в рамках метода CLIL:

1)  Модель С1: Многоязычное обучение (Plurilingual education).

2) Модель С2: Вспомогательное / дополнительное интегрированное обучение предмету и языку (Adjunct CLIL).

3) Модель С3: Предметные курсы с включением языковой поддержки (Language-embedded content courses). Иными словами, в зависимости от выбранной модели язык может выступать как язык обучения (language of learning), язык для обучения (language for learning), язык через обучение (language through learning) [8, с. 121].

В свою очередь наличие нескольких моделей в рамках метода CLIL дает возможность педагогам варьировать степень вовлеченности иностранного языка в обучение в зависимости от поставленных образовательных задач и целей. Цель CLIL состоит не в преподавании всей учебной программы на иностранном языке, а в разумном выборе тем и предметных модулей, совместимых с данным CLIL.

Проектирование учебной деятельности по методу предметно-языкового интегрированного обучения реализуется с учетом определенных рекомендаций.

Во-первых, необходимо планировать и организовать каждое занятие, исходя из принципов 4C:

  • CONTENT (содержание) - развитие знаний, умений, навыков предметной области.
  • COMMUNICATION (общение) - использование иностранного языка при обучении, при этом изучая как им пользоваться.
  • СOGNITION (познание) - развитие познавательных и мыслительных способностей, которые формируют общее представление по заданной теме.
  • CULTURE (культура) - представление себя как части культуры, а также осознание существования альтернативных культур.

Сюда же входят межпредметные связи и воспитание гражданства [9, с. 82].

Во-вторых, каждое занятие должно иметь ясно сформулированные цели, методы, результаты обучения, критерии оценивания и рефлексию. В данном случае от педагога требуется систематически планировать, учить, контролировать и оценивать.

В-третьих, очень важна необходимость разрабатывать и подбирать качественные материалы, средства наглядности и аутентичные тексты для интегрированного обучения предмету и языку по всем выбранным предметным курсам.

И, конечно, педагог сам должен регулярно проводить самоанализ своих занятий на основе проверочного листа по методике интегрированного обучения.

Основами метода CLIL, используемого в дошкольных организациях, являются следующие постулаты:

• повышение мотивации педагогов и воспитанников;

• поощрение и мотивация к независимости и собственному мнению;

• улучшение грамотности как первого, так и второго языка;

• развитие навыков мышления;

• развитие культуры и межкультурных знаний;

• обогащение лексики обучения.

При обучении иностранным языкам дошкольников используются только компоненты CLIL метода. Действия детей комментируются педагогом на иностранном языке, тем самым каждый ребенок, погружаясь в языковую среду, получает новые знания. Таких тем, где можно успешно использовать данный метод много: животные, природа, времена года, еда и напитки, цвета и многие другие. Главная цель заключается в приобретении детьми положительного отношения к иностранному языку, в понятии всей полезности языка и в желании самостоятельного изучения. 

Метод CLIL применяет знания грамматических структур, используемых в функциональном языке, но это не проверяет знания по конкретным темам лексики, помимо этого CLIL дает воспитанникам возможность развивать языковые способности во время занятий, и дает возможность приобретения лексики и грамматики. Тем не менее, в центре внимания учебной деятельности с использованием этого метода - понимание предметного содержания, а не грамматической структуры языка. Исследования CLIL показывают, что большинство педагогов не учат грамматику в процессе преподавания содержимого, поскольку содержание и язык в данном случае интегрированы [10, с. 9].

Большинство методик обучения в дошкольном образовании строятся на основе различных игр, конкурсов и просто интересного времяпровождения для детей. Детям часто бывает трудно понять необходимость изучения английского. Они, конечно, знают, что он пригодится им когда-нибудь в будущем, но это такая смутно отдаленная перспектива, что она не всегда достаточно мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас.

В свою очередь на занятиях, где применяется метод CLIL, воспитанники видят, что с помощью английского языка можно узнавать новую интересную информацию. Дети быстро и легко воспринимают информацию, когда она подается в интересном для них виде. Если дети учатся естественно и что-то новое преподносится им в игровой форме, их отношение к открытию и изучению новых вещей позитивно. А самое главное, что им не закроется путь к языку и созданию положительного отношения к обучению как таковому.

Анализ результатов применения данного метода на практике позволил нам сделать вывод, что метод CLIL  позволяет не только легко и интересно преподавать иностранный язык, но и:

  • помогает сформировать у детей необходимые знания, умения        и навыки;
  • позволяет использовать все каналы восприятия ребенка;
  • дает возможность детям изучать язык в соответствии со своим

индивидуальным развитием;

  • способствует развитию эмоциональных, творческих, социальных и познавательных способностей;
  • прививает любовь к иностранному языку и чужой культуре.

Помимо этого, дополнительными преимуществами предметно-языкового интегрированного обучения является целостное синтезированное восприятие изучаемых предметов, экономия учебного времени, более глубокое проникновение в суть проблем, повышение мотивации обучаемых.

В заключение стоит отметить, что внедрение CLIL безусловно требует новых научно-педагогических исследований. И, хотя схема адаптации CLIL до конца не изучена, мы считаем целесообразным использование данного подхода в рамках реализации программы языкового образования в системе дошкольного образования, в результате чего повысится уровень готовности выпускников к активной профессиональной коммуникативной деятельности, а также станет возможным неограниченный доступ к мировым научным трудам, представленным на иностранном языке.

Анализ состояния исследуемой проблемы показывает, что предметно- языковое интегрированное обучение, как один из полилингвальных подходов, является одним из эффективных механизмов формирования профессиональной компетенции будущего специалиста.

 

Литература:

1. Ушинский К. Д. «Родное слово». Собр. соч. Т.2, 1985 г.– 198 с.

2. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком. Изд.2-е, стереотипное – М.: КомКнига, 2007. – 211 с.

3. Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe. Eurydice. The Information Network on Education in Europe. Brussels: Eurydice, 2005.–80 с.

4. Eurydice Content and Language Integrated Learning (CLIL) at School in Europe. – Режим доступа: www.eurydice.org

 5. D. Coyle, P. Hood, D. Marsh CLIL content and language integrated learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. –184 c.

6. Shayakhmetova D. B., Koitassova G. A. Поликультурнаяспецификапроцессаглобализациииеговлияниенаобучениеиностраннымязыкам. // International scientific review. 2016. № 3 (13).  – 172-176 с.

7. CLIL: An interview with Professor David Marsh/ International House Journal of Higher Education, Issue 26: Spring 2009 (22). URL: http://ihjournal.com/content-and-language-integrated-learning

8. Анисимова А.Т. Приоритетность смыслопорождающей деятельности в овладении иностранным языком. Вопросы теории и практик. – 2015. – №3-
3(45). –15-17 с.

9. Ioannou-Georgiouu, Sophie&Pavlou, Pavlos. Guidelines for CLIL Implementation in Primary and Preschool Education. ComeniusSocratesProject, 2013. – 305 с.

10. Нуракаева Л.Т., Шегенова З.К. Методические рекомендации учителям по использованию метода предметно-интегрированного обучения (CLIL). Астана. 2013. – 8-10с.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика