Развитие речи во время организации самостоятельной деятельности детей

Рейтинг:   / 2
ПлохоОтлично 

Старикова Марина Леонтьевна,

Воспитатель первой категории КГУ «Дом ребенка»,

Северо-Казахстанская область

Черник Лилия Жумагалиевна

Воспитатель второй категории КГУ «Дом ребенка»,

Северо-Казахстанская область

Самостоятельная деятельность третьего года жизни.

Виды самостоятельной деятельности в этот период очень разнообразны: 1. Сюжетно-ролевые игры; 2. Строительные игры; 3. Дидактические игры; 4. Движения; 5. Ориентировочно - познавательная деятельность; 6. Наблюдения; 7. Рассматривание картинок, книг; 8. Изобразительная деятельность; 9. Эле­менты трудовой деятельности в виде самообслуживания; 10. Выполнение по­ручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной деятельности детей необхо­димы следующие условия:

1. Дети должны иметь достаточно времени - должен четко соблюдаться принцип постепенности.

2. Помещение должно быть просторным для движения, оборудованным для всех остальных видов деятельности.

3. Материал должен обеспечивать все названные виды деятельности. Его необходимо время от времени менять. Это повысит интерес к нему, (тем более - в Доме ребенка).

balerínky

Сюжетно-ролевая игра. Методические указания по ее руководству.

1.Прежде всего, для ее содержательности, игра должна быть обеспечена сю­жетными игрушками, атрибутами, которые помогают ребенку вообразить и воспроизвести ситуацию. В виде «уголков» расположение методически не­верно. Не учтены те изменения, которые произошли в развитии ребенка. Это тормозит его самостоятельную мыследеятельность. Подготовленную ситуа­цию сюжетной игры (в доктора, парикмахера и т.п.) используют, как методи­ческий прием - знакомить через ситуацию.

Для организации сюжетно-ролевых игр должны быть крупная мебель: стол, стулья, кровать, шкаф для посуды, шкаф для одежды кукол с учетом времени года, плита, диванчики, на которых сидят куклы и другие сюжетные игруш­ки. Кроме того, должны быть шкаф или стеллаж открытый, куда ставятся иг­рушки и атрибуты (например, для игры в магазин: весы, овощи, фрукты, су­мочки, корзиночки и др.). Материал пополняется по мере роста умений и зна­ний детей, а так же новых впечатлений, но выбирает его для своей игры ре­бенок самостоятельно.

2. Очень обогащают экскурсии (в кабинет врача, на кухню...), наблюдение за работой няни, повара, дворника. Воспитатель обращает внимание детей на главное и существенное в этой деятельности, чтобы не просто ребенок за­ помнил, а разобрался во взаимодействии.

3. Для обогащения сюжетно-ролевых игр в Доме ребенка полезно использо­вать макеты из игрушек. Зимний сюжет или праздничный (куклы делают снежную бабу, нарядные куклы едут на машинах и др.). Воспитатель обсуж­дает эти макеты. Делают их во время сна детей из крупных игрушек.

4.Очень обогащают сюжетно-ролевые игры — показы - инсценировки. Можно выбрать тему показа, связанную с реальной жизнью, в которой даются взаимоотношения и оценки: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Маша и Даша уступили друг другу дорогу, а упрямые барашки нет, и упали с мостика» и др.

5.Обязательно участие воспитателя в игре. Общение с ним в процессе игры положительно влияет на эмоции, поддерживает интерес. В ситуациях воспи­татель вызывает у ребенка воспоминание, воображение. Например, пробуя предложенное угощение, воспитатель говорит: «Ой, чай горячий, дай ложеч­ку, я размешаю...». Тем самым подсказывается возможность действия с во­ображаемым предметом. Но при этом необходимо помнить — методы руково­дства направлены на развитие детской активности, самостоятельности, ини­циативы.

6.Велика роль речевого общения. Воспитатель постоянно вызывает на рече­вое общение: «Я доктор, давай я тебя полечу». При этом осмотреть ребенка, забинтовать, потереть ватой и предложить: «Спроси, у кого кукла заболела, я полечу». Таким образом, подвести ребенка к ролевой игре.

7.Большое значение имеют игры со строителем. Крупным, средним и мел­ким (мелкий - на столе игры).Воспитатель может сооружать различные постройки, при этом комментируя свои действия, что собирается строить. Дети могут помогать в подборе нуж­ных фигур, форм, предметов. Целесообразно давать кукол, фигурок живот­ных, различные атрибуты (елочки, флажки и др.).

8.  Конструкторы.

9. Геометрические мозаики с несложными рисунками (от домика до человеч­ов).

10. Для цвета - шарики, палочки, кольца и др., к ним добавить цветные до­щечки-основания.

11. Разнообразные «Лото».

12. Рассматривание книг - особый вид деятельности. Необходимо стремить­ся, чтобы во время рассматривания дети больше говорили. Не допускать, чтобы ребенок использовал книгу, как игрушку. При потере интереса пере­ключать на другую деятельность.

13. Для стимулирования изобразительной деятельности давать мел и доску. Карандаши и пластилин - только отдельным детям под строгим контролем взрослых.

14. Полезны поручения взрослых связанные с самообслуживанием и навыка­ми труда. Полезно давать поручения - «пойди, скажи, позови...». При этом необходимо проследить выполнение.

15. Важны движения с использованием мячей, обручей, велосипедов, теле­жек, автомобилей, крупного строителя.

16. Очень важны вопросы, которые дети задают в процессе наблюдения и самостоятельной деятельности. Это свидетельствует о развитии познаватель­ной деятельности.

17. Необходимо иметь объекты для наблюдения — живой уголок, аквариум, живые цветы... Можно выращивать лук - весной поставить веточку и на­блюдать за раскрытием листочков.

18. Выставлять на подставку сюжетные картинки с изображением времен го­да, цветов...

Художественные изделия хохломской посуды, жостовские подносы, дымков­скую игрушку...

19.  Дидактические игры, предметы, с которыми дети познавали бы такие

свойства как цвет, форма, величина (в шкафу или на стеллаже пирамиды, вкладыши).

Оценка правильности организации самостоятельной деятельности.

1. Преобладающее настроение детей в группе.

2.Умение детей самостоятельно выбрать себе игру.

3.Уровень той деятельности, которой занят ребенок, характеризует соответ­ствие возрасту.

4.Взаимоотношения детей с окружающими взрослыми и детьми.

5.Анализ характера взаимоотношений с воспитателем (частые, инициатив­ные, их соответствие возрастным особенностям).

6.Анализ количества и характера речевых реакций (использование лепета, слов, фраз).

7.Ответное поведение ребенка на обращение к нему взрослого.

8.Выполнение гигиенических требований (к оборудованию, одежде).

9.Эстетическое оформление.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика