Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Влияние музыки на обучение и развитие дошкольника

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Петрова Ольга Федоровна,

логопед,

Панкевич Галина Валерьевна,

педагог – психолог,

ГККП «Ясли - сад «Малыш» , г. Петропавловск

 

 «Без музыки жизнь была бы ошибкой»

Фридрих Ницше

 

XXI век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть всё для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то всё больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Помимо этого, у них недостаточно развиты психические  процессы, внимание, память, мышление, координация движения, мелкая моторика.  

Также, к сожалению, в наши дни, все чаще можно встретиться с феноменом «засушенного сердца», описанным Л.С. Выготским, под этим термином понимается черствость, обеднённость или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Дети стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу, которая в свою очередь дает более красочное восприятие мира. Бедное чувственное восприятие делает детей более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Таким образом, очень важно объединять усилия педагогов для развития чувственной сферы детей, для развития речи, психических процессов и обеспечения благоприятного эмоционального климата.  Одним из лучших средств - является музыка. Музыка может по-разному оказывать влияние на человека. Она может успокоить, или наоборот взбодрить, поднять настроение, вызвать желание действовать, творить.

Работа учителя-логопеда, как и педагога психолога, творческая, она требует постоянно поддерживать интерес у детей, особенно если у них задержка психического развития, неустойчивое и рассеянное внимание. Эти дети очень быстро утомляются, им трудно усидеть на месте, страдают также память, логическое мышление, а речевые нарушения носят системный характер. Помимо речевых нарушений у детей часто наблюдаются негативные эмоциональные переживания (замкнутость, агрессия, тревожность, неуверенность, возбуждение). Чтобы создать положительный эмоциональный фон хорошо зарекомендовала себя такая нетрадиционная форма как музыкотерапия. Эта форма работы помогает детям не только в психо - эмоциональной разгрузке, но и решает коррекционные задачи.

Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека. Во многих странах мира исцеление мелодией считается одним из самых эффективных средств, способствующих улучшению физического и психического состояния человека – и особенно ребёнка. В логопедии музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики.

Музыкотерапия как учебный процесс включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и рисования, артикуляционной, пальчиковой гимнастики.

Пение помогает научиться правильно выговаривать звуки, различать их на слух, развивает чувство темпа и ритма, что особенно важно для детей с нарушениями слоговой структуры и темпа речи. Обучение игре на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, а, значит, оказывает положительное влияние на формирование речи.
         Стоит упомянуть и о пальчиковых играх. Пальчики могут изобразить все, что пожелаете. Хорошо известно, что активность речевых центров головного мозга, их способность к развитию сильно зависит от вовлеченности в деятельность пальцев рук. Движения пальцев оказывают на речевые центры намного большее влияние, чем любые другие движения ребенка: бег, прыжки и т.д. Практически в любой песенке - игре можно использовать пальчики, надо только проявить фантазию.

Музыкальная ритмика – отлично помогает в устранении тиков, заикания, расторможенности, чувства ритма, развитии речевого дыхания. Исцеление мелодией улучшает общее эмоциональное состояние ребёнка, а значит, повышает мотивацию к учебе и приносит удовлетворение от неё; а также стимулирует речевую функцию. В работе  используют как классическую и современную музыку, так и детские песни. В работе над развитием фонематического слуха эффективно использование звучания детских музыкальных инструментов.

Для снятия психо-эмоционального напряжения при проведении релаксации, также важно использовать спокойную музыку, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Для релаксации используются фрагменты симфонической, инструментальной музыки, можно с элементами звуков природы: шума моря, крика чаек и т.д.

Музыка – великая сила человечества. В ней не только талант и культурное наследие, но и средство терапевтического воздействия.

Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии.

Музыка – один из ярких эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей, она помогает полнее раскрыть способности ребёнка. 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика