Организация элементарных опытов с объектами природы как средство развития уровня экологического воспитания старших дошкольников

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сексембаева Асель Керимхановна,

старший преподаватель кафедры

«Дошкольное воспитание и начальное обучение»

филиала АО «НЦПК  «Өрлеу» ИПК ПР по СКО

 

В послании «Стратегия «Казахстан-2050» - Новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев  подчеркивает, что «…особое внимание должно быть уделено системе дошкольного образования как первой ступени непрерывного обучения, стимулирующего развитие детей, обеспечив их эффективными программами для развития творческих и интеллектуальных способностей…».

Nike Air Force 1 07 Premium Just Do It AR7719-100 Shoes – Buy Best Price Adidas&Nike Sport Sneakers

         В официальном документе Республики Казахстан В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы говорится, что для дошкольного образовательного учреждения «содержание воспитания и обучения детей на первом уровне должны обеспечивать специфические виды деятельности, которые  направлены на развитие ребенка».

Дошкольный возраст является  базой для формирования основ мировидения и представляет  широкие  возможности для  экологического   воспитания.

Всестороннее развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста осуществляется разными средствами. Одним из наиболее эффективных является – ознакомление с природой. Еще с античных времен большое внимание уделялось знаниям о природе. Знаменитый философ Платон говорил, что «правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения» . Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием  и динамичностью.

Одна из главных нравственных задач стоящих перед педагогами - воспитывать бережное отношение к родной природе. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в мире растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой, пейзажами родных мест.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений, опытов, экспериментов развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нём пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавая условия, чтобы у ребёнка формировалось правильное представление о ней.

В государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и образования говорится, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: воспитание любви к Родине, родному краю, гуманного  отношения к окружающему миру, формирование у ребенка целостной картины  окружающего мира.Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний, нашли свое отражение в трудах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.И. Ивановой, в том числе казахстанских ученых, А.С. Бейсеновой, Г.К. Бельгибаевой, Б.К. Шаушековой и других. Их вкладом в дошкольную педагогику является разработанная ими целостная система экологического воспитания детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада и семьи, теоретическое обоснование которой представлено в их трудах. В них определены содержание и методы экологического воспитания дошкольников, программа для дошкольных учреждений, раскрыто понятие «технология», представлена последовательность технологий для детей всех возрастных групп. Технологии к Новой общеобразовательной Типовой программы дошкольного воспитания и обучения позволяют практикам формировать у дошкольников начала экологической культуры.

Мир растений огромен и разнообразен. Важно обратить внимание ребёнка на эту красоту  и многообразие, показать, как растения участвуют в нашей жизни, что они дают человеку, животным, всей планете. Важно суметь вызвать у ребёнка эмоциональный отклик на красоту и то добро, которое это царство несёт.

Для того чтобы знания о природе были осознанными, в детском саду проводятся несложные опыты с участием детей старшего дошкольного возраста. Опыт – это наблюдение, которое проводиться в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

М.М. Манасеина считала: «…при воспитании детей дошкольного возраста следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты»

В дошкольном возрасте необходимо воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, т. к. современное общество требует воспитание патриотичной и поликультурной личности.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нём пробуждаются самые лучшие качества.

Мы знаем, что человек живёт и развивается за счёт природы, но тысячелетия мы покоряли её, беспощадно убивая животных, вырубали леса. Сейчас пробил тот час, когда надо остановиться. Человеку нужен чистый воздух, кристально чистая вода, экологически чистые фрукты и овощи. На смену нам идёт новое поколение, наша главная задача – прививать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней. Ведь став взрослыми, мы часто вспоминаем детство. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда останется в памяти.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства.

Человек, животное, растение – все мы часть природы и составляем с ней единое целое, несмотря на наши различия. Педагог должен помочь ребёнку осознать это.

Чтобы сформировать у детей сознательное отношение к природе, необходимо продуманно использовать окружающую природную и предметную среду, показывать взаимосвязь растений с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних фактов, деятельности человека.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пёстрой бабочкой и собирал цветы. Их пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами – всё это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания

Так как одной из наиболее распространённых организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты поэтому использование опытнической деятельности в системе организации экологических занятий с детьми имеет огромное значение, и как результат  опытнической деятельности в старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность опытов  возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Опыт - это наблюдение, проводимое в специально  организованных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или  явление, их преобразование  в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

Таким образом формируется система знаний, умений и навыков детей, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика