Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Актуальность духовно – нравственного воспитания через призму организованной учебной деятельности «Самопознание» в дошкольных организациях

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Сербина Анастасия Владимировна,

педагог – психолог,

Астраханцева Алена Андреевна,

воспитатель,

ГККП ясли-сад «Нұр бөбек»,

 г. Петропавловск

 

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашим будущим. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

 

 Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.

Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его социальное развитие, которое предусмотрено всеми программами дошкольного образования. При этом под социальным развитием понимается процесс и результат усвоения детьми ценностей, традиций, культуры общества. В последнее время серьезное значение в этом процессе придается духовно-нравственному воспитанию. Духовно-нравственное воспитание затрагивает весь спектр отношений ребенка к себе и окружающему миру (семьи, соотечественникам и т. д.) и определяет направление и пути профилактики асоциальных и антигуманных проявлений.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Для полного понимания того, как нужно воспитывать в детей в русле духовно-нравственного воспитания, нужно четко понимать его суть.

По определению академика Б.Т.Лихачева, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.

Нравственность представляет собой сложное социально-психологическое образование, состоящее из личных убеждений и эмоциональных позиций, «контролирующих» потребности и мотивы и определяющих интересы личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность «задает» поведение человека изнутри, помогает устоять перед напором негативных внешних воздействий и противоречий, что обеспечивает уважение человека к самому себе.

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: духовно - нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель духовно - нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

К принципам духовно-нравственного воспитания относятся:

- природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);

- культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры);

-  гуманистическая направленность воспитания (реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром)

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, потому как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В современных условиях вхождения Казахстана в мировое образовательное пространство, разработки и внедрения национальной модели образования необходимо сохранение уникальности отечественной педагогической мысли и использование ее воспитательного потенциала в формировании ценностных ориентаций детей.

В связи с изменившейся социально-экономической ситуацией наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно-нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях. В этой связи формирование нравственных ценностных ориентаций у детей начиная с дошкольного детства, является одной из основных задач.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры и культур других народов, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты характера наших предков.

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, народные праздники.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках Наурыз, Масленицаи др. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовных ценностей.

Институт семейного воспитания является главным условием развития и трансляции духовно-нравственных ценностей народа. В семье происходит формирование нравственного сознания, усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения, которое во многом определяется ее моральным обликом. Сегодня семейное воспитание вносит весомый вклад в дело возрождения интеллектуального, духовного и нравственно-культурного потенциала нации. В то же время необходима модернизация воспитательной стратегии семьи с учетом имеющихся в этой сфере недостатков и упущений.

Их можно объединить в следующие группы:

Первое. С точки зрения норм духовно-нравственного поведения в семьях нередко ведется нездоровый образ жизни, имеют место насилие, отчужденность членов семьи друг от друга. Все это приводит к падению нравственности и морального здоровья подрастающего поколения. Происходит пропаганда жестокости, приобщение детей и подростков к курению, алкоголю и наркотикам.

Еще одна группа недостатков заключается в том, что в семьях нередко духовно-нравственные и национальные ценности отходят на второй план. Наблюдается ослабление традиционных устоев семьи− почитание родителей, ответственность родителей за судьбу своих детей и, в свою очередь, долг детей перед родителями и т.д. Это приводит к многочисленным фактам социального сиротства, достаточно большому количеству неблагополучных семей. В семейном воспитании недостаточно учитывается специфика этнического фактора и религиозной ситуации. Этим пытаются воспользоваться различные силы, желающие навязать обществу идеологические и религиозные нормы, идущие вразрез с нашими традициями и казахстанским законодательством.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Исходя из этого, духовно-нравственное воспитание необходимо не только в семье, но и в стенах всех образовательных учреждений. Таким гарантом внедрения отечественной мысли в образовательную сферу дошкольников Казахстана является предмет духовно-нравственного воспитания -  «Самопознание», разработанный при участии С.А. Назарбаевой.

Ведь, одним из основных источников духовно-нравственного опыта является, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на занятиях осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией занятия. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на дошкольников имеет учебный материал. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На занятиях воспитатель напрямую выводит воспитанников на осмысление отношений к человеку и обществу.

Разберем данный вопрос на примере организованной учебной деятельности «Самопознание».

Целями нравственного – духовного образования «Самопознание» являются [6]:

- способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности;

- содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно-важных ключевых компетенций:

  • Определять свою жизненную позицию;
  • Конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам;
  • Выстраивать доброжелательные отношения к себе, к людям и окружающему миру;
  • Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
  • Жить в ладу с самим собой;
  • Быть искренним в мыслях и действиях;
  • Проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;
  • Проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
  • Развивать на практике навыки служения обществу.

Духовное воспитание дошкольника может происходить на любом занятии.

Так, с детьми на занятиях самопознания мы читаем поучительные повести и рассказы, обсуждаем их и делимся мнениями, обыгрываем проблемные ситуации и ищем пути их решения, а также размышляем над общечеловеческими ценностями и стараемся их увидеть в повседневной жизни, проходит это в увлекательной форме, игры, беседы с применением ИКТ и др. Все это, безусловно,  оказывает влияние на формирование правильного ценностного ориентира в жизни каждого воспитанника детского сада. Именно поэтому в настоящее время крайне важно существование функционирующей системы духовно-нравственного воспитания в дошкольных организациях; системы, построенной на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающей потребностям развития личности ребенка и направленной на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

В целях выявления влияния организованной учебной деятельности «Самопознание» на духовно-нравственное воспитание дошкольников нами было проведено исследование в начале и середине учебного года. Исследование проводилось среди старшей и подготовительной групп с помощью методики «Незаконченный рассказ», направленной наизучение стремления дошкольников к проявлению гуманных отношений.Полученные результаты отображены в Рис. 1.

 

На рисунке 1 видно, что по сравнению с началом к середине учебного года присутствует положительная динамика, прирост высокого и выше среднего уровней, и снижение показателей среднего и низкого уровней. В старшей и подготовительной группах в начале и середине года прослеживается преобладание дошкольников со средним уровнем ((67% и 60%) и (42% и 40%)), это свидетельствует о том, что данные дошкольники помощь оказывают во всех случаях, иногда прибегают к помощи взрослых. к сверстникам относятся неоднозначно, в зависимости от ситуации. Иногда проявляют чувство жадности.  Проявляют заботу о животных во всех случаях, но иногда стараются возложить ответственность за животных на других (родителей, друзей, ветеринаров).  Различают эмоциональное состояние других людей в зависимости от ситуации, если это выгодно для субъекта. Иногда переживают за товарищей. 

К середине года виден прирост высокого и выше среднего уровней развития стремления дошкольников к проявлению гуманных отношений (в старшей группе 13% и 21%, в подготовительной – 17% и 23%). Этот фак указывает на то, что дети начали больше стремиться оказывать помощь по собственному желанию. Мотивируют свое поведение добрым отношением к своим сверстникам, чувство товарищества. Они стараются объяснить, в чем прав или не прав их товарищ. Вежливо обращаются друг к другу, всегда готовы уступить товарищу. Признают удачу других и радуются за товарищей.Умеют определять эмоциональное состояние своих сверстников, знакомых, родственников, сопереживают или сорадуются в зависимости от ситуации, но иногда не мотивируют свое поведение. 

Также видно, что к середине года имеется отрицательная динамика в показателях низкого уровня (в старшей группе с 9% до 6%, в подготовительной – с 21% на 14%). Данным дошкольникам свойственно не осознание необходимости оказания помощи, все делают ради себя.Отсутствует проявление заботы. Проявляют чувство жадности.Не могут смириться с тем, что кто-то лучше них; ставят себя на первое место.

Из всего вышеизложенного видно, что несомненно имеется влияние ведения организованной учебной деятельности «Самопознание» на духовно – нравственное воспитание. Стоит отметить, что процентное соотношение до и после не имеет большой разницы. Но это объясняется тем, что прошло мало времени с момента начала ведения предмета «Самопознание». Все же, влияние есть, отсюда следует, что если продолжать ведение предмета духовно – нравственного воспитания «Самопознание» - мы добьемся роста нравственного воспитания, гуманного отношения к окружающим и развития положительных личностных качеств подрастающего поколения.

 

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика