Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

Современные тенденции в условиях обновления системы дошкольного образования

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Кужракаева Алма Койшиевна,

 заведующая,

Калинина Наталья Михайловна,

методист ГККП я/с «Нұр бөбек»,

г. Петропавловск

 

             В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Инновационный подход к подготовке учебных материалов нового поколения, изменение их функций и способов использования в образовательной практике являются одной из составляющих модернизации образования.

На современном этапе развития в Республике Казахстан происходят глубокие социально­-экономические преобразования, которые требуют новых подходов к системе дошкольного образова­ния и поиска новых эффективных форм организации учебного процесса, что нашло отражение в Законе РК «Об образовании»,  Государственной программе развития образования и науки  Республики Казахстан на 2016-2019 годы, Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения РК №292 с изменениями от 13.05.2016 и других основополагающих нормативных документах. 

Современные преобразования в казахстанском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационного, так и содержательной стороны. В настоящее время, когда происходят изменения в области научных исследований, в системе образования, перед дошкольными организациями стоят задачи всестороннего развития личности ребенка, воспитания ребенка на более высоком качественном уровне. Реализация этих задач возможна только при условии обновления сущности образования. Обновление сущности образования в дошкольный период – это, прежде всего, раскрытие главного смысла понятия «компетентной личности», правильный анализ образовательных процессов, системность подходов, позволяющих повысить качество образования, и умение использовать новые педагогические технологии. Компетентность - это уровень развития, необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции, позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Ребенок должен научиться сам планировать свою деятельность, ставить цель, находить способы ее достижения. У дошкольника должна быть сформирована способность к смене социально-культурных позиций, произвольность действий.  

Как и во всех странах СНГ, дошкольная образовательная система республики проходит через очень сложные этапы обновления содержания образовательного процесса и реализации уже существующих новаций. Остановимся на содержании знания дошкольного этапа. Оно четко обозначено в государственном стандарте, учитывающем особенности возраста и включающем комплекс необходимых знаний для формирования ребенка как личности и его дальнейшего развития. Рассмотрим также правила, по которым, на наш взгляд, определяется сущность образования дошкольного этапа: во-первых, сущность образования должна иметь развивающий характер и должна быть направлена на реализацию возможностей социального развития ребенка. По этому поводу российские ученые (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов) отмечают: «…дети многому учатся не только у взрослых, но и в отношениях друг с другом»; а А.П. Усова, Н.Н. Подьякова, А.Н. Подьяков указывают, что «дети самостоятельно исследуют каждый объект, т.е. развиваются в итоге практических экспериментов».Во-вторых, важно, чтобы сущность образования не только носила системный характер, но и представляла собой единое целое, комплексное знание. В-третьих, необходимо, чтобы сущность образования обеспечивала поликультурное воспитание.

Социологические исследования, опросы родителей и педагогов показали, что дети приходят в детский сад играть и общаться со сверстниками, интересно проводить время. Все остальное воспринимается ими, как «досадная нагрузка», которую они стремятся избежать. Традиционно организованные занятия интересуют лишь 20% детей. Государственный стандарт делает педагогический процесс более демократичным с позиции организации, более научным - с позиции соответствия возрастным особенностям детей. Новый подход к построению педагогического процесса соответствует потребностям детей. Постепенное усложнение задач в игровой деятельности, позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется, и где формируются в основном только качества исполнителя. ГОС ДВО исходит из идеи, что игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, в моделирование человеческих отношений, их проявлений в различных сферах жизни. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. 

В новом стандарте предусмотрена готовность дошкольного образования к новым формам взаимодействия с семьей, к установлению прочных связей с социумом на основе интеграции в его структуру, к демократизации педагогического процесса, к установлению открытых отношений в коллективе педагогов и детей, к созданию развивающей образовательной среды. Новый стандарт несет в себе новые ценности.

       Государственный стандарт дошкольного воспитания и обучения включает систему требований к психолого-педагогическим основам воспитания и обучения детей в детском саду.

       Объективная необходимость создания и введения нововведений в государственный стандарт воспитания и обучения дошкольников продиктована следующими факторами:

-            потребностью в сохранении и развитии дошкольных организаций, наиболее полном охвате детей дошкольным образованием, в оказании помощи семьям, воспитывающим детей в домашних условиях;

-            вариативностью форм дошкольного образования настоятельно требующих унификации в отборе содержания обучения и воспитания детей дошкольного возраста, так как на основе специально предъявляемых требований возможно наиболее успешное обеспечение  единого пространства детского развития;

-            отсутствием научно-обоснованного перечня показателей физического, интеллектуального, психологического состояния дошкольников. Введение Госстандарта призвано определить объем ключевых компетенций детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей;

-            необходимостью объединения усилий дошкольных организаций и семьи для обеспечения полноценного воспитания и развития ребенка. Стандарт предлагает разнообразные механизмы взаимодействия и определяет пути реального вовлечения родителей в педагогический процесс дошкольной организации;

- риском возможного дисбаланса, когда при переходе к разнообразным организационным формам работы с дошкольниками возможно усиление внимания одним сторонам развития за счет  снижения его к другим, не менее важным.  Государственный стандарт призван предотвратить и обеспечить полноценное познавательное, художественно-эстетическое, социальное и физическое развитие ребенка.

Новизна стандарта дошкольного воспитания и обучения РК состоит в том, что основу образовательной деятельности дошкольных организаций определяет не только деятельность педагога, регламентируемая базисным учебным планом, а ребенок, как субъект педагогического процесса. Ведущей формой деятельности детей становятся не традиционные занятия, а игра. 

Новые подходы к программно-методическому обеспечению, созданию предметно-развивающей среды предусматривают развитие ключевых компетентностей ребенка в образовательных областях «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум», создавая возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка. Кроме того, предусмотрено изменение содержания образовательной области «Коммуникация» за счет включения подобласти «драма»,  образовательной области «Здоровье» за счет включению подобласти «основы безопасного поведения». Важным является выделение подобласти «естествознание» в образовательной области «Познание». Все образовательные области и подобласти реализуется путем их интеграции через организацию различных видов деятельности. Все это позволяетрасширить знания детей о предметах и явлениях живой и неживой природы, о сезонных явлениях, о растениях, представлений о социокультурных ценностях казахского и других народов, традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей,особенностях ее природы.

Мы видим возможности решения некоторых проблем в принятии изменений в ГОСО дошкольного воспитания и обучения РК от 13 мая 2016 года № 292. В них определены следующие приоритеты:

ü  личностное развитие каждого ребенка;

ü  осуществление преемственности детского сада и школы;

ü  использование новых  подходов программно-методического обеспечения

обучения и дошкольного возраста;

ü  признание важности семьи и общества в воспитании детей.

Новый стандарт способствует модернизации дошкольного образования посредством трансформации в институт, отвечающий потребностям разных слоев общества, установлению диалогического сотрудничества и партнерства с семьей, демократизации педагогического процесса, транспарентности отношений с сообществом и в педагогическом коллективе.

Сегодня стандарт ставит иные цели: создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях. Стандарт предусматривает воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме на основе формирования компетентности ребенка. 

В настоящее время базисный учебный план четко регламентирует цели, задачи, которые обеспечивают различные виды деятельности детей, формирование умений адекватного выбора средств для решения поставленных задач, навыков самоанализа и прогнозирования результата, учитывает принципы сохранения и укрепления здоровья ребенка, создание положительных условий для его психологического и физического развития.Это означает, что необходимо  усовершенствовать практику педагогического сопровождениядетей дошкольного возраста.Думаем, что новые подходы к организации педагогического процесса, к профессиональной компетентности педагога, содержанию образования позволят успешно реализовать поставленные задачи. 

Благодаря новому стандарту, дошкольная организация будет осуществлять гармоничное развитие детей на основе общекультурных ценностях и  общенациональной идее «Мәңгілік Ел», создавая необходимые предпосылки для обучения в начальной школе, такие  как высокий уровень когнитивного, эмоционального, физического и социального развития.В этой связи следует отметить, что в условиях обновления  содержания казахстанского дошкольного образования необходимо использование эффективных  методик и технологий для развития детей дошкольного возраста.

Педагогинашего детского сада  «Нұр бөбек»СКО,г. Петропавловска используют методикиВ.Воскобовича, Н.Зайцева, З.Дьенеша и др., данные методики основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал на организованной учебной деятельности подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда - всей группой, когда - индивидуально.

Наш сад осуществляет воспитательно-образовательную деятельность по не менее важному направлению в развитии ребенка дошкольного возраста - формирование и развитие речи. В основу работы легла методика Ю.Н. Родионовой, которая предусматривает поэтапную работу над умением чувствовать и передавать компоненты, составляющие интонацию, и сопровождается подбором игр-упражнений. В целях становления у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительностиособое место в работе нашего детского сада занимает проектно-исследовательская деятельность. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Главная задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Образовательная политика должна отражать как общенациональные интересы, так и учитывать вместе с тем общие тенденции мирового развития.

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика