Жаңалықтар / Новости
  Педагогтердің кәсіби даму траекториясын шыңдау және үздіксіз білімін жетілдіру мақсатында  Қазақстан Республикасы Президенті  Н. Назарбаевтың 2018 жылдың 10 қаңтарындағы «Төртінші өнеркәсіптік революция жағдайындағы дамудың жаңа мүмкіндіктері» атты Жолдауын іске асыру аясында «Өрлеу» біліктілікті арттыру ұлттық орталығы» АҚ педагогтер үшін бейне-сабақтар мен бейне-дәрістердің «Педагогикалық идеялар панорамасы» байқауын жариялайды. В контексте реализации программы «Рухани жаңғыру» и Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» от 10 января 2018 года АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» объявляет конкурс видео-уроков и видео-лекций «ПАНОРАМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ» 
   |   

«Я сам», или для чего ребенку нужна самостоятельность

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Бункова Ирина Владимировна,

 методист, 

Полянская Юлия Александровна,

воспитатель ГККП я/с «Нұр бөбек»,

г.Петропавловск

 

«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.

Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь. Не от того мы устаем,

а от того, что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть»

Корчак Януш

(Польский врач, педагог, писатель)

 

Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей ее воспитания – одна из центральных в психолого-педагогической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов  посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их учебной, игровой, трудовой, изобразительной деятельности, в повседневном поведении доказывают, что самостоятельность дошкольника есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка.

Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в обучении.

Т.В. Башаеваотмечает, что, в таком процессе взаимодействия можноиспользовать следующие формы работы:

  1. 1)проведение занятий в малых группах;
  2. 2)проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;
  3. 3)проведение работы с одаренными и неорганизованными детьми;
  4. 4)проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;
  5. 5)отказ от жесткой регламентации деятельности дошкольников;
  6. 6)построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;
  7. 7)работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;
  8. 8)медико – психолого – педагогические консилиумы.

Чаще всего в дошкольных организациях используются первые четыре вида деяятельности. Эти виды работ не сложно организовать, для них не требуется привлечения помощи извне.

В настоящее время мы часто сталкиваемся с таким явлением, как недоверие к собственному ребенку, нам кажется, что он очень маленький, слабый, недостаточно знает и умеет, но как же мы заблуждаемся. Если глубже заглянуть в мир детской души, мы будем удивлены, насколько они, несмотря на свой возраст, умеют увидеть и прочувствовать все тонкости окружающей действительности.

Как важно, не мешать ребенку, самостоятельно изучать, исследовать, познавать что то новое, не пытаясь сделать это за него, вкладывая при этом свои понятия и свое видение мира. Ведь как сказал британский историк Эдвард Гиббон «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам».

            Взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую самостоятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные кем – то, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Итак, что же такое детская самостоятельность?

-умение действовать без посторонней помощи, без подсказки;

-способность самому принимать решение и нести ответственность за последствия своих решений;

-свобода выражения своих мыслей, чувств, независимость от мнения окружающих;

-умение распоряжаться своей жизнью так, как тебе хочется;

-умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

-умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

-умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

-умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

-умение переносить известные способы действий в новые условия[4].

Многие из родителей задают вопрос, когда начинать развитие самостоятельности?

     Развитие самостоятельности не начинается в определенном возрасте, а  происходит постепенно с самых первых дней жизни малыша. В педагогике М. Монтессори  самостоятельность рассматривается как биологическое качество человека. Каждое достижение малыша в процессе его развития – от умения держать голову, переворачиваться до формируемых социально-коммуникативных умений и навыков – это своего рода ступенька в развитии самостоятельности ребенка[5].

В разные периоды жизни каждый из перечисленных выше компонентов самостоятельности выражен в деятельности ребенка в разной степени. Например, в возрасте 1-1,5 лет самостоятельность ребенка проявляется в безудержных желаниях делать как мама (подметать полы), как папа (стучать молотком). В этот период важно, что называется, не загубить на корню инициативу, которая является важным звеном в развивающейся детской самостоятельности.

Далее по мере освоения бытовых действий, ребенок уже будет действовать и подбирать способы действия, не просто имитируя действия мамы и папы, а с определенной целью (подмести или помыть полы, чтобы они были чистые; стучать молотком, чтобы забить гвоздь). Так происходит формирование еще одного компонента самостоятельности -целеустремленность.

По мере усвоения новых знаний и навыков и усложнения деятельности ребенка формируются и остальные компоненты самостоятельности. И как сказал Немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм, который являлся последователем И. Г. Песталоцци «Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».

Родителям при воспитании самостоятельности у ребенка важно помнить следующее:

- не торопитесь, подождите, позвольте ребенку сделать самому то, что он может;

- ребенок может делать сам намного больше, чем думают взрослые;

- если ребенок уже умеет делать что-то сам, то запаситесь терпением и позвольте ему это сделать. Конечно, проще сделать все самим, так и время экономиться и грязи меньше. Но как тогда малыш научится делать все сам;

- помогать стоит лишь тогда, когда ребенок попросит, иначе вы просто окажете ему «медвежью услугу». Но важно помнить, что во всем должна быть мера, если ваш малыш будет делать что-то опасное для жизни или окружающих, то в этом случае вмешательство в его деятельность просто необходимо.

Самостоятельный ребенок в детстве, с большей вероятностью, чем избалованный, и привыкший, что все делают за него, во взрослой жизни может стать лидером и успешным, независимым человеком. «Не делайте из ребенка кумира» - говорил Буаст Пьер – «когда он вырастет, то потребует жертв». Родители слишком быстро выручают ребенка. Многие родители, которые обладают множеством навыков, желают изо всех сил решить проблемы детей. «Он ведь еще ребенок», – говорят матери. И предлагают решение проблемы, не позволяя растущему человеку самому искать выход их ситуации.

Дети легко получают похвалу. Ярким примером могут послужить спортивные или творческие секции. Каждый танцор или художник победитель какого-то конкурса или фестиваля. Дети получают награды и привыкают к этим победам легко. Что делают родители? Они считают детей особенными с этими победами или нет. А дети со временем в объективность родителей уже не верят.

Детям нужно позволить набивать свои шишки. Родители – это люди, которые направляют в неизвестных ситуациях. Но они сами проживали подобный опыт, совершали похожие ошибки в том же возрасте, что и их дети. Не стоит избегать неприятных разговоров, нужно делиться всем.

Некоторые мамы, проявляя любовь и чрезмерную опеку, совершают большую ошибку. Полностью отказываясь от своей жизни и посвящая все время ребенку, мама нарушает необходимый баланс ответственности. Такой ребенок вырастает неуверенным в себе, зависимым, с чувством, что он всегда должен своим родителям, так как ради него они отказались от своей жизни. Как известно, жить с таким неоплатным долгом невозможно. Такой человек не может найти себя, начинает жить ради родителей, а в момент, когда их не становится, впадает в тяжелейшую депрессию, так как теряет основной смысл жизни.

Работая в детском саду, мы нередко видим такую картину: ребенок не хочет сам одеваться, капризничает, устраивает истерики, а мамы, чтобы успокоить свое чадо, потакают его прихотям. Даже принимая участие в детских конкурсах рисунков и поделок, где ребенок мог бы проявить свое творчество и самостоятельность, родители, думая, что он не справится, делают все за него.Затем, получая награду за победу в конкурсе, он с легкостью присваивает себе чужие заслуги, и принимает это как должное.

Отрадно видеть, как многие взрослые поощряют проявление у детей самостоятельности, позволяют им совершать свои ошибки, исследовать мир, не боясь, что он с этим не справится.

И как сказал немецкий философ Гегель Георг Вильгельм Фридрих «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей».

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика