«Я сам», или для чего ребенку нужна самостоятельность

Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Бункова Ирина Владимировна,

 методист, 

Полянская Юлия Александровна,

воспитатель ГККП я/с «Нұр бөбек»,

г.Петропавловск

 

«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.

Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь. Не от того мы устаем,

а от того, что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть»

Корчак Януш

(Польский врач, педагог, писатель)

 

Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей ее воспитания – одна из центральных в психолого-педагогической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка.

AIR JORDAN

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов  посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их учебной, игровой, трудовой, изобразительной деятельности, в повседневном поведении доказывают, что самостоятельность дошкольника есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка.

Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в обучении.

Т.В. Башаеваотмечает, что, в таком процессе взаимодействия можноиспользовать следующие формы работы:

  1. 1)проведение занятий в малых группах;
  2. 2)проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;
  3. 3)проведение работы с одаренными и неорганизованными детьми;
  4. 4)проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;
  5. 5)отказ от жесткой регламентации деятельности дошкольников;
  6. 6)построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;
  7. 7)работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;
  8. 8)медико – психолого – педагогические консилиумы.

Чаще всего в дошкольных организациях используются первые четыре вида деяятельности. Эти виды работ не сложно организовать, для них не требуется привлечения помощи извне.

В настоящее время мы часто сталкиваемся с таким явлением, как недоверие к собственному ребенку, нам кажется, что он очень маленький, слабый, недостаточно знает и умеет, но как же мы заблуждаемся. Если глубже заглянуть в мир детской души, мы будем удивлены, насколько они, несмотря на свой возраст, умеют увидеть и прочувствовать все тонкости окружающей действительности.

Как важно, не мешать ребенку, самостоятельно изучать, исследовать, познавать что то новое, не пытаясь сделать это за него, вкладывая при этом свои понятия и свое видение мира. Ведь как сказал британский историк Эдвард Гиббон «У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам».

            Взрослый должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую самостоятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные кем – то, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Итак, что же такое детская самостоятельность?

-умение действовать без посторонней помощи, без подсказки;

-способность самому принимать решение и нести ответственность за последствия своих решений;

-свобода выражения своих мыслей, чувств, независимость от мнения окружающих;

-умение распоряжаться своей жизнью так, как тебе хочется;

-умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

-умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

-умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

-умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

-умение переносить известные способы действий в новые условия[4].

Многие из родителей задают вопрос, когда начинать развитие самостоятельности?

     Развитие самостоятельности не начинается в определенном возрасте, а  происходит постепенно с самых первых дней жизни малыша. В педагогике М. Монтессори  самостоятельность рассматривается как биологическое качество человека. Каждое достижение малыша в процессе его развития – от умения держать голову, переворачиваться до формируемых социально-коммуникативных умений и навыков – это своего рода ступенька в развитии самостоятельности ребенка[5].

В разные периоды жизни каждый из перечисленных выше компонентов самостоятельности выражен в деятельности ребенка в разной степени. Например, в возрасте 1-1,5 лет самостоятельность ребенка проявляется в безудержных желаниях делать как мама (подметать полы), как папа (стучать молотком). В этот период важно, что называется, не загубить на корню инициативу, которая является важным звеном в развивающейся детской самостоятельности.

Далее по мере освоения бытовых действий, ребенок уже будет действовать и подбирать способы действия, не просто имитируя действия мамы и папы, а с определенной целью (подмести или помыть полы, чтобы они были чистые; стучать молотком, чтобы забить гвоздь). Так происходит формирование еще одного компонента самостоятельности -целеустремленность.

По мере усвоения новых знаний и навыков и усложнения деятельности ребенка формируются и остальные компоненты самостоятельности. И как сказал Немецкий педагог-демократ Фридрих Адольф Вильгельм, который являлся последователем И. Г. Песталоцци «Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».

Родителям при воспитании самостоятельности у ребенка важно помнить следующее:

- не торопитесь, подождите, позвольте ребенку сделать самому то, что он может;

- ребенок может делать сам намного больше, чем думают взрослые;

- если ребенок уже умеет делать что-то сам, то запаситесь терпением и позвольте ему это сделать. Конечно, проще сделать все самим, так и время экономиться и грязи меньше. Но как тогда малыш научится делать все сам;

- помогать стоит лишь тогда, когда ребенок попросит, иначе вы просто окажете ему «медвежью услугу». Но важно помнить, что во всем должна быть мера, если ваш малыш будет делать что-то опасное для жизни или окружающих, то в этом случае вмешательство в его деятельность просто необходимо.

Самостоятельный ребенок в детстве, с большей вероятностью, чем избалованный, и привыкший, что все делают за него, во взрослой жизни может стать лидером и успешным, независимым человеком. «Не делайте из ребенка кумира» - говорил Буаст Пьер – «когда он вырастет, то потребует жертв». Родители слишком быстро выручают ребенка. Многие родители, которые обладают множеством навыков, желают изо всех сил решить проблемы детей. «Он ведь еще ребенок», – говорят матери. И предлагают решение проблемы, не позволяя растущему человеку самому искать выход их ситуации.

Дети легко получают похвалу. Ярким примером могут послужить спортивные или творческие секции. Каждый танцор или художник победитель какого-то конкурса или фестиваля. Дети получают награды и привыкают к этим победам легко. Что делают родители? Они считают детей особенными с этими победами или нет. А дети со временем в объективность родителей уже не верят.

Детям нужно позволить набивать свои шишки. Родители – это люди, которые направляют в неизвестных ситуациях. Но они сами проживали подобный опыт, совершали похожие ошибки в том же возрасте, что и их дети. Не стоит избегать неприятных разговоров, нужно делиться всем.

Некоторые мамы, проявляя любовь и чрезмерную опеку, совершают большую ошибку. Полностью отказываясь от своей жизни и посвящая все время ребенку, мама нарушает необходимый баланс ответственности. Такой ребенок вырастает неуверенным в себе, зависимым, с чувством, что он всегда должен своим родителям, так как ради него они отказались от своей жизни. Как известно, жить с таким неоплатным долгом невозможно. Такой человек не может найти себя, начинает жить ради родителей, а в момент, когда их не становится, впадает в тяжелейшую депрессию, так как теряет основной смысл жизни.

Работая в детском саду, мы нередко видим такую картину: ребенок не хочет сам одеваться, капризничает, устраивает истерики, а мамы, чтобы успокоить свое чадо, потакают его прихотям. Даже принимая участие в детских конкурсах рисунков и поделок, где ребенок мог бы проявить свое творчество и самостоятельность, родители, думая, что он не справится, делают все за него.Затем, получая награду за победу в конкурсе, он с легкостью присваивает себе чужие заслуги, и принимает это как должное.

Отрадно видеть, как многие взрослые поощряют проявление у детей самостоятельности, позволяют им совершать свои ошибки, исследовать мир, не боясь, что он с этим не справится.

И как сказал немецкий философ Гегель Георг Вильгельм Фридрих «Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей».

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика