Развитие ребенка возможно только в социальной среде и осуществляется через социальную среду

Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Садыкова Е.М.,

воспитатель 2 категории

Мокренькова А.Н.,

воспитатель 1 категории

В Доме ребенка дети находятся с первых месяцев жизни. В этом заключается специфика работы данного учреждения.

Педагогический процесс должен гибко учитывать быстрое физическое и психическое развитие малыша первого года жизни. Это значит, что дидактические цели, методы и приемы должны соответствовать возрастным микропериодам и быть ориентированы на зону «ближайшего развития» младенца (Л.С.Выготский).

Воспитание детей, по каким-либо обстоятельствам с раннего возраста лишенных родителей, - дело нелегкое. Добросовестный уход и забота обслуживающего персонала о самых маленьких в доме ребенка восполняют материнскую любовь и ласку, создают эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития детей. Взрослые должны помнить, что многое в жизни человека будет зависеть от тех, кто в ранние годы согрел его теплом своей души, наполнил память яркими, радостными впечатлениями, вызвал первое чувство любви и уважения к людям.

Women Air Jordan 1 Mid "Crimson Tint" 852542-801 Pink White Online, Price: $88.58 - Air Jordan Shoes

Для работы в доме ребенка персонал желательно подбирать с учетом не только положительных личностных качеств, но и возраста: люди молодого, среднего, старшего поколения должны по возможности соответствовать возрасту и социальному статусу членов семьи: мама, тетя, бабушка. Желательно, чтобы среди персонала были и мужчины (например: врач или медбрат), так как дети с младенчества должны иметь опыт общения с людьми разного пола.

К 3 месяцам дети выделяют взрослых, которые наиболее часто берут их на руки, ухаживают за ними, разговаривают, ласкают. Поэтому частая смена персонала в группах раннего возраста нежелательна. Младенец особым образом рано начинает реагировать на человеческую речь, выделяя ее из всех шумов и музыкальных звуков. Радостные интонации знакомого голоса вызывают у детей не только слуховое сосредоточение, но и приятные ощущения, а затем и подражание.

Для развития активности детей следует уже с первых месяцев их жизни связывать положительные эмоции с интеллектуальными стимулами, т.е. стремиться к тому, чтобы малыши приятно реагировали на успокаивающие или, наоборот, бодрящие действия взрослого, его улыбку, ласковые слова, которые должны сочетаться с каким-либо практическим (например, кормлением, купанием). Ласкать ребенка необходимо и без всякого повода, просто радуясь ему.

Выражение удовольствия, удовлетворения от общения должно сопровождать действия малыша во всех режимных моментах, на занятиях, что является непременным условием его полноценного развития и воспитания в условиях дома ребенка, обеспечения его душевного комфорта.

Следует сказать и о культуре эмоционального общения, для которой характерно чувство меры, выразительность жестов, доброта во взгляде, приятная сила голоса, яркая интонационная выразительность речи, а главное – простота, искренность, задушевность. Выражение лица взрослого для маленького ребенка рано становится средством определения ситуации. Не зная очень много, по эмоциям находящегося рядом взрослого малыш начинает понимать, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а чего нельзя. Доброжелательность в сочетании с разумной требовательностью, ласковость в сочетании со сдержанностью становятся направляющими силами воспитания.

В работе с маленькими детьми вседозволенность не следует считать ведущим методом. Слово «нельзя» малыш очень рано должен слышать от взрослых, а к концу первого года уже правильно на него реагировать.

При организации педагогического процесса и реализации воспитательных задач педагог должен учитывать, что наряду с физиологическими потребностями у ребенка быстро формируются потребности социального характера.

Несмотря на то, что детям, растущим в домах ребенка, уделяется особое внимание, следует же признать, что воспитание малышей вне семьи является вынужденным, обусловленным какими-либо обстоятельствами. Решение этой проблемы связанно, прежде всего, с поиском рациональных методов и приемов воспитания, позволяющих компенсировать отсутствие родителей и использовать положительные стороны жизни малышей в кругу сверстников, где происходит ранняя социализация (возникновение совместных эмоциональных проявлений и переживаний по поводу восприятия одних и тех же предметов, наблюдений, проведения режимных моментов, освоения окружающего; помощь товарищу, забота о маленьких и т.д.).

Рациональное ведение педагогического процесса, в основе которого лежит принцип развития активности ребенка и обогащения его психической жизни посредством организации различных видов деятельности (предметной, познавательной, игровой и т.д.), направлено на формирование в ребенке личности, на развитие у него потребностей духовного характера.

Причиной возможного отставания ребенка в развитии может являться также недостаточность впечатлений. Малыши значительно дольше не имеют знаний о ближайшем окружении, так как их не выводят за территорию детского учреждения.

С самого раннего возраста к ребенку следует относиться как к личности, с которой считаются, которая имеет право на индивидуальность. Индивидуальный подход – одно из основных условий развития познавательной активности самых маленьких детей.

В условиях дома ребенка групповая комната, ее оборудование оптимально должны учитывать потребность ребенка в освоении пространства, подбор игрушек – способствовать возникновению соответствующих возрасту игр. Подбор игрушек для занятий в группах раннего возраста должен соответствовать задачам программы, по которой ведется работа с детьми.

Игрушки для воспитателя, работающего в доме ребенка, - большое подспорье в работе. С их помощью педагог учит малышей самостоятельности. Подбирая игрушки, богатые по запасу игровых свойств, он насыщает содержанием деятельность детей с предметами, создает интеллектуальные стимулы таких действий, учит малышей видеть прекрасное в окружающем мире.

Итак, на самых ранних этапах развития ребенка ведущая роль в формировании психических процессов познания принадлежит воспитателю. Сложные психические процессы, такие как, восприятие, логическое мышление, творческое воображение, развитие речи и др., не возникают сами собой как продукты спонтанного органического развития мозга. Решающую роль в их формировании играют социальные условия жизни и воспитательные воздействия.

Список использованной литературы:

  1. 1.Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1981
  2. 2.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981
  3. 3.Фонарев А.М. Ребенок и среда. – М., 1974
  4. 4.Толкова Н.М. Педагогические условия развития общения детей раннего возраста в доме ребенка. Молодой ученый., 2015
  5. 5.Тонкова Р.В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: кн. Для работников дома ребенка. – М. Просвещение, 1989

                       

2016-2017 © Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по СКО»

 
Яндекс.Метрика